ТРЕНИРУЕМ ПАЛЬЧИКИ - РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЕНКА.

Связь речевой функции с точными движениями пальцев рук зафиксирована исследователями еще в 18 веке. Просветитель того времени Н.И. Новиков предлагал для умственного развития дитяти «побуждать его выполнять действия над вещами». Известный психоневролог В.М. Бехтерев прямо указывал на связь движений руки и развития речи.
         Развитие тонких движений кисти и пальцев – своего рода тест на речевое развитие. Чем более 
развита мелкая моторика ребенка, тем ближе его речевое развитие к возрастной норме. И, наоборот, если рука и пальчики развиты недостаточно, следовательно, и развитие ребенка имеет невысокий уровень развития.

Взаимосвязь речи и мелкой моторики пальцев рук основана на том, что центры головного мозга, отвечающие за речевое развитие и движения пальцев, находятся очень близко друг от друга. Занимаясь пальчиковыми играми и другими упражнениями для развития точности и гибкости пальцев, мы одновременно активизируем соседние речевые зоны.

Проблема тотального речевого недоразвития современных детей, несоответствие речи возрастным нормам волнует их родителей, педагогов, логопедов. Вполне возможно, что и здесь имеет место общее недоразвитие мелкой моторики.

На долю детских ручек приходится совсем немного естественных «тренажеров»:

1.     Обувь с липучками, а не со шнурками.

2.     Редкие прогулки, в течение которых не удается поиграть с песком и камешками.

3.     Постепенный отказ от домашнего рукоделия.

4.     Насыщенность современного жилья бытовой техникой.

5.     Замена продуктивной деятельности (рисование, лепка, моделирование, аппликация) просмотром телепередач и компьютерными играми приводит к тому, что мелкая моторика детских рук, а вместе с ней и речь, развиваются хуже, чем хотелось бы.

Стимуляцию движений пальцев и кисти детей желательно начинать как можно раньше, лучше еще в грудном возрасте. Массаж пальчиков и ладошки в сопровождении песенок и потешек сделает его веселым развлечением. Мудрая народная педагогика подсознательно понимала важность таких игр. Недаром в фольклоре каждого народа имеются песенки типа нашей «Сороки-вороны». По мере роста ребенка, расширения его активного и пассивного словаря диапазон игр расширяется, и на первый план выходят пальчиковые игры.

 

***

Тук-тук-тук (кулачком об кулачок),
Да-да-да (хлопаем в ладоши),
Можно к вам? (снова стучим кулачками),
Рад всегда! (снова хлопаем).

 

***

Мы капусту рубим (стучим ребром одной ладони по раскрытой ладошке другой),
Мы морковку трем (кулачком быстро проводим вверх-вниз по другой ладошке),
Мы капусту солим (имитируем щепоткой),
Мы капусту жмем (пожимаем одну руку другой, меняя их положение).

 

Если малыш не повторяет текст, ничего страшного, пока достаточно того, что он старается соответствовать движениями своих пальчиков маминым словам. Осваивать их лучше с самых простых 2-3 игр, но вскоре и маме, и малышу захочется большего, и уже через несколько месяцев он будет знать несколько десятков веселых стихов, сопровождаемых движениями, без принуждения развивающих точность и координацию движений.

Кроме пальчиковых игр существует множество интересных и захватывающих внимание занятий для развития тонких и скоординированных движений руки.

Приведем некоторые из них:

1.     Упражнения с прищепками – прикрепление их к схематичному изображению ежика, серединки цветка, солнышка, «кусание» прищепкой ногтевых фаланг, прикрепление бельевых прищепок на веревку.

2.     «Пальчиковый бассейн» — манипулирование мелкими игрушками в тазу, коробке, лотке, маленьком аквариуме, наполненных промытым песком, мелкими камешками,  фасолью,  горохом, манкой, гречкой, рисом. Игрушки можно прятать и искать, разыгрывать мини-спектакли.

3.     Перекатывание в ладонях и между пальцами латексных массажных мячиков, грецких орехов для стимуляции нервных окончаний и улучшения кровообращения, катание по столу цветных карандашей.

4.     Запуск маленьких волчков для развития точных движений пальцев и кисти.

5.     Выкладывание разных фигур из цветных резинок на доске с набитыми на нее гвоздиками — для развития глазомера и мускулатуры рук.

6.     Нанизывание на шнурок разноцветных бусин и маленьких фигурок для совершенствования зрительно-моторной координации.

7.     Криотерапия – игры с ледяными шариками для расширения мелких сосудов и улучшения питания тканей. Игры занимают от 5 секунд до 1 минуты, проводятся в течение месяца через день-два.

8.     Шнуровки – протаскивание шнурка через самодельные или готовые изображения ботинок, домиков и других фигурок. Развивает глазомер, внимание, тонкие движения кисти и пальцев.

9.     Создание картин из макарон, крупы, семечек, фасоли, ненужных пуговиц – приклеивание по контуру на основу из цветного картона изображений. Развивает мелкую моторику, художественный вкус.

 

Для развития мелкой моторики ребенка посредством пальчиковых игр не нужно больших материальных вложений — почти все необходимые материалы найдутся в каждом доме.

 

Достаточно уделить этому интересному занятию немного времени и терпения, и результатом родительских усилий будет стимуляция речевого развития ребенка.