МАЙ, 2 неделя

Тема: Пересказ басни Л. Толстого «Старый дед и внучек».

 

Цели:
Коррекционно-образовательная:
- учить ребенка последовательно пересказывать литературный образец.
Коррекционно-развивающие:
- расширять и уточнять знания ребенка по теме;
- развивать способность к целостному воспри­ятию произведения;
- упражнять ребенка в подборе слов-антонимов.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у ребенка уважение к людям пожи­лого возраста и умение выражать в речи свои переживания.
Оборудование: предметные картинки от малыша до дедушки и от малыша до бабушки, текст басни Л. Толстого «Старый дед и внучек»
Предварительная работа: Чтение с последующим обсуждением: Саша Черный «Про Катю­шу», Э. Шим «Не смей», Я. Аким «Жадина», Л. Толстой «Два товарища», О. Дриз «Мы мужчины». Нарисовать автопортрет.
                                                              

                                                            Ход занятия
1. Организационный момент.
Перед вами предметные картинки с изображением мужчины и женщины по мере их роста. Ребенок должен их назвать:

- малыш, мальчик, юноша, мужчина, дедушка;

 

- малыш, девочка, девушка, женщина, бабушка. 

2. Обявление темы
Взрослый: Одну очень поучительную историю написал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Называется она «Старый дед и внучек». Сейчас я тебе ее прочитаю, а затем ты будешь ее пересказывать.


3. Чтение басни Л. Толстого «Старый дед и внучек» с последующим обсуждением.

                                                 «Старый дед и внучек»

                                                                                                                      Л.Н. Толстой
        Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка пере­стали его за стол сажать, а давали ему обедать за печ­кой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее под­винуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обе­дать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят: сы­нишка их на полу дощечками играет что-то слажи­вает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
       Муж с женой поглядели друг на друга и заплака­ли. Им стало стыдно за то, что они так обижали ста­рика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухажи­вать за ним.

Объяснение малознакомых слов: невестка, ло­ханка, бранить, слаживает.
- О ком этот рассказ (басня)?
- Какой дедушка стал в старости?
- Из-за чего сын и невестка перестали сажать его за стол?
- А где они его кормили? В чем носили ему обед? Почему он разбил чашку?
- Как отнеслась к этому невестка?
- Из чего она пообещала кормить старика?
- Что на это сказал дедушка?
- Что однажды увидели родители?
- Что собирался делать из дощечек Миша?
- Почему родители заплакали? Как они после этого стали относиться к дедушке? А как ты относишься к своим родителям?


4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
Взрослый повторно читает рассказ, ребенок внимательно слушает.


5. Пересказ басни.
Взрослый просит ребенка самостоятельно составить пересказ басни.


Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
- Ах ты, девочка чумазая,
Качают головой.
- Где ты носик так измазала?
Касаются кончика носа ука­зательным пальцем.
- Кончик носа черный, Будто закопченный.
Качают головой.
- Я на солнышке лежала,
Руки над головой, пальцы растопырены.
- Нос кверху держала. Вот он и загорел.
Голову запрокидывают назад, к воображаемому солнцу.


6. Продолжение рассказа.
После физкультминутки взрослый предлагает ребенку еще раз составить пересказ.


7. Игра «Скажи наоборот».
Добрый - злой.
Большой - маленький.
Высокий - низкий.
Толстый - худой.
Больной - здоровый.
Друзья - враги.
Одеваться - раздеваться.
Трудиться - лениться.
Старый - молодой.
Веселый - грустный.
Чистый - грязный.
Аккуратный - неряшливый.
Входит - выходит.
Залезает - слезает.


8. Итог занятия.
- Как называл­ся рассказ, который ты сегодня пересказывал?
- Как относились сын и невестка к дедушке?

- А как нужно относиться к людям пожилого возраста?

 

 

 

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

ТЕМА: «ЧЕЛОВЕК»

Человек

            Взрослые и дети, мальчики и девочки, – это люди. Все мы разные, но при этом очень похожи по строению тела.

            Тело человека напоминает мудрый механизм, который способен выполнять множество различных задач. С его помощью мы можем смеяться, плакать, говорить, бегать, думать, работать и играть.

            Человеческое тело состоит из различных частей. Внутри тела человека разные органы, постоянно занятые работой. Органы человеческого организма взаимодействуют друг с другом, как детали машины. Но каждый орган при этом имеет свои обязанности и выполняет их. Например, легкие помогают человеку дышать, мозг – думать, говорить и видеть; желудок переваривает пищу, а сердце отвечает за правильную работу всех органов.

 

            Если все части тела человека и внутренние органы работают правильно, человек здоров.

 

Игра «Назови ласково» Образование уменьшительно-ласкательных существительных.

Нос – носик, живот – животик, горло – горлышко… и т.д.

 

Игра «Что делает, а что сделал (сделала)?» Образование глаголов в форме прошедшего времени.

Мыла – вымыла, рисует – нарисовал, наливает – налил, ест - съел… и т.д.

 

Игра «Расскажи о себе».  Образование глаголов в форме первого лица настоящего времени.

Девочка купается, а я купаюсь… и т.д.

                                                                                                 

Игра «Скажи наоборот» Подбор антонимов к именам прилагательным и глаголам.

Добрый – злой, большой – маленький, высокий – низкий, толстый – худой, больной – здоровый, старый – молодой…;

трудиться – лениться, входить – выходить, залезает – слезает, подниматься – спускаться…

 

Игра «Подбери предмет (часть тела)».  Закрепление знаний ребенка о частях тела человека.

Видят… глаза, нюхает… нос, машут… руки, жуют… зубы… и т.д

 

Игра «Два, две» Закрепление знаний ребенка о частях тела, согласование имен существительных с числительными два, две.

- Что у человека бывает по паре (два или две)?

Две брови, два уха, две губы, два локтя, … и т.д.