Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Верхнекетский детский сад»
Томской области Верхнекетского района
Педагогическая панорама
«Использование игр в работе логопеда в условиях внедрения ФГОС» Дидактическое пособие «Звукоград»
Подготовила и провела:
учитель – логопед 1 кв. категории, М.Р. Головня
Белый Яр – 2017
Тема: «Использование игр в работе логопеда в условиях внедрения ФГОС»
Дидактическое пособие «Звукоград»
Важнейшим показателем подготовленности детей к школе является уровень их речевого развития. Сначала ребенок осваивает звуковую речь, на основе которой развиваются лексическая, грамматическая, а затем и связная речь. Многие специалисты подчеркивают неразрывную связь развития звуковой культуры речи с подготовкой к усвоению грамоты. Если ребенок научится правильно произносить все звуки родного языка и у него будет развит фонематический слух, это станет залогом успешного обучения в школе и грамотного письма, а также предохранит от таких распространенных ошибок, как пропуск, перестановка и замена букв в словах.
Самой первой задачей обучения грамоте является развитие фонематического слуха, то есть умения различать не только звуки нашей речи, но и качество звуков: согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, основные и йотированные гласные.
Исходя из выше сказанного мною было разработано дидактическое пособие «Звукоград».
Цель пособия:
Развитие у дошкольников звуковой стороны речи;
Ознакомление и закрепление основ грамоты;
Преемственность дошкольного и начального школьного образования.
Задачи:
- знакомить и закреплять знания детей о звуках: гласных, согласных (твердых, мягких, звонких, глухих);
- развивать фонематический слух детей;
- учить и закреплять умение проводить звуковой анализ слов,
- определять местонахождение звука в слове (в начале, середине или конце слова);
- придумывать слова, соответствующие схеме;
- закреплять умение делить слова на слоги и определять количество слогов в слове;
- учиться слоговому чтению;
- развивать умственные способности и познавательную активность дошкольников.
Пособие состоит из магнитных карточек:
- 6 красных домиков (гласные звуки): [а] [у] [о] [и] [э] [ы]
- 18 зелёных домиков (согласные мягкие звуки): [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] [й] [ч] [щ]
- 18 синих домиков (согласные твердые звуки): [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] [ж] [ш] [ц]
Внутри каждого домика находится буква, что помогает ребенку соотнести звук с буквой.
- карточки с названиями улиц Твердая, Мягкая, Звонкая, Глухая, Гласная с ассоциативными картинками
- река, которая делит гласные и согласные звуки
- мостики Дружбы
- «волшебная» коробочка с предметными картинками.
Дидактическое пособие может широко использоваться как на групповых и индивидуальных занятиях, так и в игровой деятельности старших дошкольников. Можно играть на магнитной доске, на столе, на полу. Помогает разнообразить занятия и поддерживать интерес детей на протяжении длительного времени.
Дидактические игры с использованием данного пособия:
- «Новоселье»
«Расселяем» звуки на определенные улицы.
- «Пригласи гостей»
Выбрать картинки с заданным звуком.
- «Найди место»
Найти место заданного звука в слове.
- «Первый звук в слове»
Определить первый или последний звук в названии картинки или слове.
- «Встреча друзей»
На мосту встретились друзья А,Н. Ребенок выкладывает и читает.
Развивает умение составлять звуковые схемы слогов, прочитывать их.
- «Выполни правильно».
Сложи звуковую схему слова СОМ.
Помочь детям освоить звуковой анализ слов.
- «Какой слог лишний?»
ЛА, ЛО, ЛИ, ЛУ, ЛЭ
Развивает умение анализировать, выделять лишний слог, обосновывать свой ответ.
- «Сколько слогов?»
Закреплять умение делить слова на слоги и определять количество слогов в слове.
Ребенок выкладывает слово, считает количество слогов, ориентируясь на количество гласных в слове (сколько в слове гласных, столько и слогов). Пол, гиря, туман, машина.
- «Цепочка слов»
Малина – арбуз – замок – камень и т.д. Игру можно проводить с опорой на предметные картинки.
- «Распутай слово»
ОМД – ДОМ, УПС – СУП.
- «Придумай слова с заданным звуком»
- «Добавь недостающий звук»
Бараба[н], кула[к], сто[л], мо[ль] и т.д. Ребёнок произносит и находит данный звук.
- «Кто это?» или «Что это?»
Подбор нужного слова к смысловому ряду по опорным признакам: пушистая, рыжая, хитрая... (лиса). Выложить звуковую схему слова.
Игра - основное занятие детей. В игре часто сложное становится доступным. Поддерживайте интерес ребенка, так он легче освоит чтение и письмо. Учите его, играя, весело и радостно. Успехов Вам!