Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Верхнекетский детский сад»

Томской области Верхнекетского района

 

 

 

 

Педагогическая панорама

«Использование игр в работе логопеда в условиях внедрения ФГОС» Дидактическое пособие «Звукоград»

 

 

Подготовила и провела:

учитель – логопед 1 кв. категории, М.Р. Головня 

 

 

 

 

 

 

Белый Яр – 2017

 

Тема: «Использование игр в работе логопеда в условиях внедрения ФГОС»

Дидактическое пособие «Звукоград»

 

Важнейшим показателем подготовленности детей к школе является уровень их речевого развития. Сначала ребенок осваивает звуковую речь, на основе которой развиваются лексическая, грамматическая, а затем и связная речь. Многие специалисты подчеркивают неразрывную связь развития звуковой культуры речи с подготовкой к усвоению грамоты. Если ребенок научится правильно произносить все звуки родного языка и у него будет развит фонематический слух, это станет залогом успешного обучения в школе и грамотного письма, а также предохранит от таких распространенных ошибок, как пропуск, перестановка и замена букв в словах.

Самой первой задачей обучения грамоте является развитие фонематического слуха, то есть умения различать не только звуки нашей речи, но и качество звуков: согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, основные и йотированные гласные.

 

Исходя из выше сказанного мною было разработано дидактическое пособие «Звукоград».

 

Цель пособия:

Развитие у дошкольников звуковой стороны речи;

Ознакомление и закрепление основ грамоты;

Преемственность дошкольного и начального школьного образования.

 

Задачи:

- знакомить и закреплять знания детей о звуках: гласных, согласных (твердых, мягких, звонких, глухих);

- развивать фонематический слух детей;

- учить и закреплять умение проводить звуковой анализ слов, 

- определять местонахождение звука в слове (в начале, середине или конце слова);

- придумывать слова, соответствующие схеме;

- закреплять умение делить слова на слоги и определять количество слогов в слове;

- учиться слоговому чтению;

- развивать умственные способности и познавательную активность дошкольников.

 

Пособие состоит из магнитных карточек: 

- 6 красных домиков (гласные звуки):  [а] [у] [о] [и] [э] [ы]

- 18 зелёных домиков (согласные мягкие звуки): [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] [й] [ч] [щ]

- 18 синих домиков (согласные твердые звуки): [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] [ж] [ш] [ц]

Внутри каждого домика находится буква, что помогает ребенку соотнести звук с буквой. 

- карточки с названиями улиц Твердая, Мягкая, Звонкая, Глухая, Гласная с ассоциативными картинками

- река, которая делит гласные и согласные звуки

- мостики  Дружбы

- «волшебная» коробочка с предметными картинками.

 

Дидактическое пособие может широко использоваться как на групповых и индивидуальных занятиях, так и в игровой деятельности старших дошкольников.  Можно играть на магнитной доске, на столе, на полу. Помогает разнообразить занятия и поддерживать интерес детей на протяжении длительного времени.

 

Дидактические игры с использованием данного пособия:

- «Новоселье»

«Расселяем» звуки на определенные улицы.

- «Пригласи гостей» 

Выбрать картинки с заданным звуком.

- «Найди место»

Найти место заданного звука в слове.

- «Первый звук в слове» 

Определить первый или последний звук в названии картинки или слове.

- «Встреча друзей»

На мосту встретились друзья А,Н. Ребенок выкладывает и читает.

Развивает умение составлять звуковые схемы слогов, прочитывать их. 

- «Выполни правильно».

Сложи звуковую схему слова СОМ.

Помочь детям освоить звуковой анализ слов.

- «Какой слог лишний?» 

ЛА, ЛО, ЛИ, ЛУ, ЛЭ

Развивает умение анализировать, выделять лишний слог, обосновывать свой ответ.

- «Сколько слогов?» 

Закреплять умение делить слова на слоги и определять количество слогов в слове.

Ребенок выкладывает слово, считает количество слогов, ориентируясь на количество гласных в слове (сколько в слове гласных, столько и слогов). Пол, гиря, туман, машина.

- «Цепочка слов»

Малина – арбуз – замок – камень и т.д. Игру можно проводить с опорой на предметные картинки.

- «Распутай слово»

ОМД – ДОМ, УПС – СУП.

- «Придумай слова с заданным звуком»

- «Добавь недостающий звук»

Бараба[н], кула[к], сто[л], мо[ль] и т.д. Ребёнок произносит и находит данный звук.

- «Кто это?» или «Что это?» 

Подбор нужного слова к смысловому ряду по опорным признакам: пушистая, рыжая, хитрая... (лиса). Выложить звуковую схему слова. 

 

Игра - основное занятие детей. В игре часто сложное становится доступным. Поддерживайте интерес ребенка, так он легче освоит чтение и письмо. Учите его, играя, весело и радостно. Успехов Вам!