Тема недели «Домашние животные»
Речевые игры
Задание 1. Родителям рекомендуется:
- показать ребенку (по возможности живых) домашних животных — кошку, собаку, корову, лошадь, свинью, овцу;
- обсудить внешние признаки каждого, ответив на вопросы: почему не слышно, когда ходит кошка, для чего у лошади на ногах копыта, зачем корове рога и т.д.;
- поговорить о том, чем они питаются, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними;
- прочитать стихи и рассказы о домашних животных;
- рассмотреть иллюстрации в книгах и журналах.
Задание 2. Отгадать загадки (выучить по выбору).
- Му-му-му, молока кому? (Корова)
- Идет, идет, бородой трясет, травки просит: «Ме-ме-ме, дайте мне». (Коза)
- С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака)
- Спереди — пятачок, сзади — крючок, посредине — спинка, а на ней — щетинка. (Свинья)
- По горам, по долам, ходит шуба и кафтан. (Баран)
- Мягкие лапки, а в лапках царапки.
Все время умывается, а с водой не знается. (Кошка)
- Я большой и я красивый, я бегу — и вьется грива,
Длинный шелковый хвосток и копытами — цок, цок. (Конь)
Задание 3. Дидактическая игра «Кто как голос подает?»
Корова — «му-у» (корова мычит).
Кошка — «мяу» (кошка мяукает).
Собака — ....
Свинья — ... .
Лошадь — ... .
Овца — ... .
Задание 4. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа существительных):
- кошка — кошки, собака — собаки ..., котенок — котята, жеребенок — жеребята ... .
Задание 5. Дидактическая игра «У кого — кто?» (падежное согласование существительных):
- у кошки — котенок (котята), у собаки — щенок (щенята), у овцы — ..., у козы —.. - котенок — у кошки, щенок — у ..., теленок — у ..., жеребенок — ..., козленок — ... .
Задание 6. Дидактическая игра «Кто чем питается?» (употребление творительного падежа имен существительных):
кошка — молоком, корова — травой, коза — ..., собака — ..., лошадь — ... .
Задание 7. Дидактическая игра «Кто как ест?»:
корова — жует, собака — грызет, кошка — лакает ...
Задание 8. Подобрать признаки к существительным:
кошка (какая?) — ..., щенок (какой?) — ..., козленок (какой?) — ..., жеребята (какие?) — ..., телята (какие?) — ... .
Задание 9. Дидактическая игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):
кошка — кошечка, собака — собачка, свинья — свинка... .
Задание 10. Отгадать загадки (употребление родительного падежа существительных).
У кого рога?
У кого мягкие лапки?
У кого вымя?
У кого щетина?
У кого пятачок?
Загадать аналогичные загадки самостоятельно.
Задание 11. Составить описательный рассказ о домашнем животном по плану или по мнемотаблице.
Кто это?
Где живет?
Каков внешний вид?
Какие имеет повадки?
Чем питается?
Какую пользу приносит?
Кто у него детеныши?
Мнемотаблица «Домашние животные»
Задание 13. Упражнения для пальчиков «Коготочки»
Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
У кошкиной дочки на лапках коготочки.
Ты их прятать не спеши, пусть посмотрят малыши. Громко произнести: «Мяу».
Упражнения для пальчиков «Коза»
Идет коза рогатая Пальцы рук поджать, только указательный
за малыми ребятами. и мизинец держать выпрямленными.
— Кто кашу не ест, Это — «коза».
молоко не пьет, Со словами «забодаю» «козу» «напускать»
Забодаю, забодаю! на ребенка.
Задание 14. Вырезать картинки с изображением домашних животных и вклеить в альбом.
Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок».
Цели:
Коррекционно-образователъные:
- формировать у детей навык построения связного монологического высказывания;
- учить пересказывать художественный текст.
Коррекционно-развивающие:
- расширять знания детей о домашних животных;
- развивать самостоятельную связную речь;
- закреплять навык употребления имен существительных в именительном падеже.
Коррекционно-воспитателъная:
- воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным, которые находятся
рядом.
Оборудование: текст рассказа Л. Толстого «Котенок», презентация «Назови детёныша», картинки для словарной работы (амбар, щавель).
Предварительная работа: Поговорить о домашних животных: чем питаются, какую пользу приносят людям, почему называются домашними. Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка», В. Сутеев «Кто сказал "мяу"?», А. Шибаев «Кто кем становится», К. Чуковский «Путаница» с последующим обсуждением.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Игра «Назови детеныша. (Воспользуйтесь картинками)
У овцы ягненок.
У лошади жеребенок.
У коровы теленок.
У козы козленок.
У кролика крольчонок.
У свиньи поросенок.
У собаки щенок.
У кошки котенок.
2. Объявление темы.
- Сегодня мы узнаем, какая история произошла с котенком, о котором написал Лев Николаевич Толстой.
3. Чтение рассказа Л. Толстого «Котенок» с последующим обсуждением.
Предварительно объясните детям значения слов:
- амбар - неутепленное помещение, предназначенное для хранения товаров;
- щавель - травянистое растение, имеющее кислый вкус.
Котенок
Л. Толстой
Были брат и сестра - Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали ее везде, но не могли найти. Один раз они играли возле амбара и услыхали: над головой кто-то мяукает тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и все спрашивала: «Нашел? Нашел?» Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей: «Нашел! Наша кошка, и у нее котята; такие чудесные; иди сюда скорее». Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
Когда котята выросли немножко, дети выбрали себе одного котенка, серого, с белыми лапками. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. Возле дороги рос щавель. Дети пошли собирать его и забыли про котенка. Вдруг они увидали, что скачет охотник. Впереди были две собаки. Они увидали котенка и хотят схватить его. А котенок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватит, котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася при нес домой котенка и уже больше не брал его с собой в поле.
После прочтения рассказа задайте ребенку вопросы:
- О ком этот рассказ?
- Что случилось весной?
- Что услышали дети, когда играли возле амбара?
- Что сделал Вася?
- Что он там увидел?
- Куда побежала Катя? Что она принесла?
- Что сделали дети, когда котята подросли?
- Как выглядел котенок, которого выбрали дети?
- Как обращались дети с котенком?
- Куда однажды дети вышли погулять с котенком?
- Почему они оставили котенка одного?
- Кого увидели дети?
- Какая опасность грозила котенку?
- Как поступила Катя? А Вася?
- Почему дети решили не брать больше котенка в поле?
Физкультминутка «Котик».
Выполнение движений по тексту стихотворения О. Высотской
.
Вот какой коташка, Идут «кошачьим» шагом.
Круглая мордашка, Гладят лицо.
А на каждой лапке Изображают когти.
Коготки-царапки.
Все ему игрушки - Шагают на месте.
Кубик и катушка.
Котик, словно мячик, Прыжки на месте.
По квартире скачет.
4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
Взрослый повторно читает рассказ, ребенок внимательно слушает.
5. Пересказ рассказа ребенком.
Взрослый просит ребенка самостоятельно составить пересказ рассказа.
6. Итог занятия.
Задайте ребенку несколько вопросов.
- Как назывался рассказ, который мы сегодня пересказывали?
- Кто его написал?
- Какого котенка выбрали себе дети?
- Как они к нему относились?
- Кто из героев рассказа вам понравился больше? Почему?
Продуктивная деятельность: Сделай рисунок к рассказу Л. Н. Толстого «Котенок».
Ждём ваши рисунки в группе Ватсапп или на электронную почту этого сайта.