Тема недели «Домашние животные»

Речевые игры

 

Задание 1. Родителям рекомендуется:

- показать ребенку (по возможности живых) домашних животных — кошку, собаку, корову, лошадь, свинью, овцу;

- обсудить внешние признаки каждого, ответив на вопросы: почему не слышно, когда ходит кошка, для чего у лошади на ногах копыта, зачем корове рога и т.д.;

- поговорить о том, чем они питаются, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними;

- прочитать стихи и рассказы о домашних животных;

- рассмотреть иллюстрации в книгах и журналах.

 

Задание 2. Отгадать загадки (выучить по выбору).

- Му-му-му, молока кому?     (Корова)

- Идет, идет, бородой трясет, травки просит: «Ме-ме-ме, дайте мне».     (Коза)

- С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака)

- Спереди — пятачок, сзади — крючок, посредине — спинка, а на ней — щетинка.                                                                                                     (Свинья)

- По горам, по долам, ходит шуба и кафтан.   (Баран)

- Мягкие лапки, а в лапках царапки.

   Все время умывается, а с водой не знается. (Кошка)

- Я большой и я красивый, я бегу — и вьется грива,

   Длинный шелковый хвосток и копытами — цок, цок.   (Конь)

 

Задание 3. Дидактическая игра «Кто как голос подает?»

Корова — «му-у» (корова мычит).

Кошка — «мяу» (кошка мяукает).

Собака — ....

Свинья — ... .

Лошадь — ... .   

Овца — ... .

 

Задание 4. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа существительных):

- кошка — кошки, собака — собаки ..., котенок — котята, жеребенок — жеребята ... .

 

Задание 5. Дидактическая игра «У кого — кто?» (падежное согласование существительных):

- у кошки — котенок (котята), у собаки — щенок (щенята), у овцы — ..., у козы —.. - котенок — у кошки, щенок — у ..., теленок — у ..., жеребенок — ..., козленок — ... .

 

Задание 6. Дидактическая игра «Кто чем питается?» (употребление творительного падежа имен существительных):

кошка — молоком, корова — травой, коза — ..., собака — ..., лошадь — ... .

 

Задание 7. Дидактическая игра «Кто как ест?»:

корова — жует, собака — грызет, кошка — лакает ...

 

Задание 8. Подобрать признаки к существительным:

кошка (какая?) — ..., щенок (какой?) — ..., козленок (какой?) — ..., жеребята (какие?) — ..., телята (какие?) — ... .

 

Задание 9. Дидактическая игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):

кошка — кошечка, собака — собачка, свинья — свинка... .

 

Задание 10. Отгадать загадки (употребление родительного падежа существительных).

У кого рога?                                         

У кого мягкие лапки?

У кого вымя?

У кого щетина?

У кого пятачок?

Загадать аналогичные загадки самостоятельно.

 

Задание 11. Составить описательный рассказ о домашнем животном по плану или по мнемотаблице.

Кто это?

Где живет?

Каков внешний вид?

Какие имеет повадки?

Чем питается?

Какую пользу приносит?

Кто у него детеныши?

 

 

Мнемотаблица «Домашние животные»

 

Задание 13. Упражнения для пальчиков «Коготочки»

Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

 

У кошкиной дочки  на лапках коготочки.                                

Ты их прятать не спеши, пусть посмотрят малыши.                                                                                       Громко произнести: «Мяу».

 

Упражнения для пальчиков «Коза»

 Идет коза рогатая                                  Пальцы рук поджать, только указательный

за малыми ребятами.                             и мизинец держать выпрямленными.

 — Кто кашу не ест,                              Это — «коза».

молоко не пьет,                                     Со словами «забодаю» «козу» «напускать»

Забодаю, забодаю!                                на ребенка.

 

Задание 14. Вырезать картинки с изображением домашних животных и вклеить в альбом.

 

 

 

 

 

Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок».

Цели:

Коррекционно-образователъные:

- формировать у детей навык построения связного монологического высказывания;

- учить пересказывать художественный текст.

Коррекционно-развивающие:

- расширять знания детей о домашних животных;

- развивать самостоятельную связную речь;

- закреплять навык употребления имен существительных в именительном падеже.

Коррекционно-воспитателъная:

- воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным, которые находятся

рядом.

Оборудование: текст рассказа Л. Толстого «Котенок», презентация «Назови детёныша», картинки для словарной работы (амбар, щавель).

Предварительная работа: Поговорить о домашних животных: чем питаются, какую пользу приносят людям, почему называются домашними. Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка», В. Сутеев «Кто сказал "мяу"?», А. Шибаев «Кто кем становится», К. Чуковский «Путаница» с последующим обсуждением.

 

Ход занятия

1.Организационный момент.

Игра «Назови детеныша.  (Воспользуйтесь картинками)

У овцы ягненок.

У лошади жеребенок.

У коровы теленок.

У козы козленок.

У кролика крольчонок.

У свиньи поросенок.

У собаки щенок.

 

У кошки котенок.

2. Объявление темы.

- Сегодня мы узнаем, какая история произошла с котенком, о котором написал Лев Николаевич Толстой.

 

3. Чтение рассказа Л. Толстого «Котенок» с последующим обсуждением.

 

Предварительно объясните детям значения слов:

 

- амбар - неутепленное помещение, предназначенное для хранения товаров;

- щавель - травянистое растение, имеющее кислый вкус.

Котенок

Л. Толстой

Были брат и сестра - Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали ее везде, но не могли найти. Один раз они играли возле амбара и услыхали: над головой кто-то мяукает тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и все спрашивала: «Нашел? Нашел?» Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей: «Нашел! Наша кошка, и у нее котята; такие чудесные; иди сюда скорее». Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Когда котята выросли немножко, дети выбрали себе одного котенка, серого, с белыми лапками. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. Возле дороги рос щавель. Дети пошли собирать его и забыли про котенка. Вдруг они увидали, что скачет охотник. Впереди были две собаки. Они увидали котенка и хотят схватить его. А котенок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватит, котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася при нес домой котенка и уже больше не брал его с собой в поле.

 

После прочтения рассказа задайте ребенку вопросы:

- О ком этот рассказ?

- Что случилось весной?

- Что услышали дети, когда играли возле амбара?

- Что сделал Вася?

- Что он там увидел?

- Куда побежала Катя? Что она принесла?

- Что сделали дети, когда котята подросли?

- Как выглядел котенок, которого выбрали дети?

- Как обращались дети с котенком?

- Куда однажды дети вышли погулять с котенком?

- Почему они оставили котенка одного?

- Кого увидели дети?

- Какая опасность грозила котенку?

- Как поступила Катя? А Вася?

- Почему дети решили не брать больше котенка в поле?

 

Физкультминутка «Котик».

Выполнение движений по тексту стихотворения О. Высотской

.

Вот какой коташка,          Идут «кошачьим» шагом.

Круглая мордашка,           Гладят лицо.

А на каждой лапке           Изображают когти.

Коготки-царапки.

Все ему игрушки -            Шагают на месте.

Кубик и катушка.

Котик, словно мячик,       Прыжки на месте.

По квартире скачет.

 

4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Взрослый повторно читает рассказ, ребенок внимательно слушает.

 

5. Пересказ рассказа ребенком.

Взрослый просит ребенка самостоятельно составить пересказ рассказа.

 

6. Итог занятия.

Задайте ребенку несколько вопросов.

- Как назывался рассказ, который мы сегодня пересказывали?

- Кто его написал?

- Какого котенка выбрали себе дети?

- Как они к нему относились?

- Кто из героев рассказа вам понравился больше? Почему?

 

Продуктивная деятельность: Сделай рисунок к рассказу Л. Н. Толстого «Котенок».

Ждём ваши рисунки в группе Ватсапп или на электронную почту этого сайта.