Мастер-класс для родителей младшей группы

«Как научить ребенка наблюдательности»

Цель: осуществление педагогического просвещения родителей по использованию развивающих  игр  для  младших дошкольников.

Задачи: — познакомить родителей с некоторыми развивающими играми (для развития памяти, внимания, мышления) для дошкольников;

- обучить участников мастер-класса методам и приемам использования развивающих игр в домашних условиях;

- реализовать единый подход к обучению и развитию детей в семье и в детском саду;

- развивать интерес к образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике полученные знания;

- вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Родители сидят за столами, на которых находятся: простой и цветные карандаши листы с игровыми заданиями.

Представлена выставка методических  пособий и литературы  по теме: «Развитие внимания, памяти, мышления у детей».

Оформлена выставка дидактических пособий для развития внимания, памяти, мышления  «Шпаргалка для заботливых родителей».

 

Ход мероприятия:

1.     Организационная часть.

Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов.

Как вы думаете, для чего человеку нужно внимание? а память? (ответы родителей). Да, без внимания было бы невозможно сосредоточиться на чем-

либо, выделить из окружающего какой-либо предмет, а без памяти - невозможно запомнить нужную информацию.

Кроме того, хорошая память и устойчивое внимание – залог успешного обучения ребенка в школе. Что же такое внимание и память? Итак….

Внимание – способность человека сконцентрироваться на чем-либо, его сосредоточенность на определённом объекте. Благодаря вниманию из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, мы способны выбирать ту, которая значима или интересна для нас.

Память – это отражение прошлого опыта, способность вспомнить то, что было раньше. Благодаря памяти мы расширяем кругозор.

Мышление – это движение мысли, раскрывающей связь, которая ведет от отдельного (частного) к общему. Это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения предметов и явлений объективного мира в их существенных связях и проявлениях.

В дошкольном возрасте, главную роль после развития речи, играет внимание, память, мышление.  При недостаточной концентрации внимания, объёма памяти и мышления, развитие ребёнка проходит неполноценно.

«Внимание, - писал К.Д. Ушинский, - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадёт в душу ребенка».

«Память слабеет, если ее не упражняешь», - говорил М. Цицерон.

«Величайшие события в мире - это те, которые происходят в мозгу у человека», - утверждал Оскар Уайльд.

Внимание, память и мышление среди познавательных процессов занимают особенное место и имеют одну важную особенность. Они отличаются небольшим объемом и малой устойчивостью.

Наглядно роль развития этих прессов в познавательном развитии дошкольника представлена в данной схеме:

 

 

2.     Практическая часть.

- Как улучшить память? Существует три «закона» памяти.

Первый «закон» памяти – получить глубокое яркое впечатление о том, что хотите запомнить, а для этого надо:

- сосредоточиться;

- внимательно наблюдать, прежде всего получить зрительное впечатление, оно прочнее (нервы, ведущие от глаза к мозгу, в 20 раз толще, чем нервы ведущие от уха  к мозгу).

Второй «закон» памяти  - повторение

Третий «закон» памяти - ассоциация: хочешь запомнить факт – нужно ассоциировать его с каким-либо другим.

Сейчас я познакомлю вас с игровым материалом, который вы можете использовать дома:

- «Запомни картинку»

    Ребенку предлагается любая картинка из книжки, которая имеется дома, он должен запомнить её, время запоминания 30 – 40 секунд, а затем вы убираете картинку, а ребенок должен вспомнить, что на ней нарисовано. Для

лучшего припоминания можно задавать наводящие вопросы. Кто нарисован на картинке? Какого цвета его …? Что находилось справа от …? То есть любые вопросы помогающие вспомнить сюжет картины. Через какое-то время ребенку можно напомнить, а помнишь, мы с тобой смотрели картинку, что там было нарисовано, ты не поможешь мне вспомнить. Так ребенок втягивается в игру.

- «Чудесный мешочек».

Играющий должны ощупать предмет лежащий в мешке, не глядя на него, и описать предмет, не называя его, а остальные отгадать, что это за предмет. Ребенку нравится когда взрослые ошибаются, но это не должно быть часто, так как ребенок не поверит вам, а следовательно, может отказаться от игры

- «Сложи картинку». Ребенку даётся одна целая картинка, а другая разрезанная на несколько частей (в зависимости от навыка ребенка). Необходимо по образцу собрать разрезанную картинку. Для этой игры можно использовать любые картинки находящиеся у вас дома, открытка, картинки из журналов. Если ребенок имеет навык в складывании картинок, то образец можно не давать. Картинки можно разрезать не только по вертикали и горизонтали, а также по диагонали, и хаотично. Но следует помнить, что усложнение дается постепенно. Если ребенок научился собирать картинку из 2-х частей, разрежьте её на три, затем на 4, 6 частей и так далее.

- «Почини ковер» Возьмите любую цветную картинку и вырежьте ножом из неё аккуратно любые геометрические фигуры, такие же фигурки вырежьте из другой картинки. Ребенку необходимо починить коврик, то есть закрыть в нем дырки, чтобы коврик стал целым. Вы говорите ребенку, что на

красивом ковре оказались дырки. Возле коврика расположено несколько заплаток, из них надо выбрать только те которые помогут закрыть дырки.

-  «Волшебный карандаш». Нарисуйте несколько одинаковых геометрических фигур и предложите ребенку их расколдовать с помощью карандаша, чтобы из них получились разные предметы. НАПРИМЕР: Расколдовывая кружочки их можно превратить в яблоко, солнышко, цветочек, чайник, зайчонка и так далее. Квадраты – в телевизор, шкаф, флажок, домик.

- «Лабиринт». На одной стороне листа (слева) вы рисуете какие-нибудь символы или приклеиваете картинки, потом то же делаете с правой стороной листа, затем соединяете их всевозможными кривыми линиями, а ребенок должен провести по кривой пальчиком или разноцветными карандашами, чтобы найти нужную дорожку.

И это только малая часть игр, в которые можно играть дома.

В заключении хочется сказать, не жалейте время на игры с детьми. Ведь игры помогают ребятам развиваться, а значит это не пустая трата времени. И не научится со временем ребенок этому самостоятельно, его надо развивать, особенно если у него идут нарушения в развитии, и чем раньше мы начнем его обучать играя, тем лучше он будет учиться потом  в школе. А чтобы вам было легче, я дарю вам вот такие памятки « Игровые помогаторы».

- Играйте! Играйте с детьми! У вас все получится.