Мастер – класс для педагогов РМО на тему:

«Использование дидактических игр в работе воспитателя для улучшения слоговой структуры слова дошкольников».

Учитель-логопед: Головня М.Р.

Дата проведения: 2 декабря 2016 года.

Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме  устранения нарушения слоговой структуры слов путём теоретических аспектов и игровой практикой.   

Задачи:

1.Использовать в работе воспитателя по коррекции нарушений слоговой структуры слова новые современные ИКТ.

2.Соблюдать принципы коррекционной работы, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова, для достижения наиболее эффективных результатов.

3.Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.

4.Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребенка к занятию.

 

Ход мастер – класса:

1. Организационный момент.     

Послушайте стихотворение.                                                                       

          Гастроном

Если взять большое слово,

Вынуть буквы, раз и два,

А потом собрать их снова,

Выйдут новые слова.

Поиграйте раньше с нами,

А потом садитесь сами.

Вот из слова ГАСТРОНОМ

Вышел важный АСТРОНОМ.

Вышел МАГ и вышел ГНОМ.

А за ними АГРОНОМ.

Мост построен на реке,

ГРОМ грохочет вдалеке,

С нижней палубы МАТРОС

От причала тянет ТРОС…

Сверху летчику видна

Вся родная СТОРОНА.

 А теперь попробуйте составить из слова  ЗДОРОВЬЕ  как можно больше слов   (у каждого участника карточка со словом здоровье).

ЗДОРОВЬЕ – зов, ров, вор, здоров, взор, вздор, вред.

2. Объявление темы мастер-класса.

Я должна вам сообщить тему нашего мастер - класса, но хочу, чтобы мы с вами вместе сформулировали её.

Сейчас я вам покажу картинки и произнесу слова так, как называли дети эти слова:

АВТОБУС -  «татобу»

ПОМИДОР -  «мидор»

КАСТРЮЛЯ -  «кастуля»

ОБЕЗЬЯНА -  «бизяна»

КЛУБНИКА -  «лубика»

ТАРЕЛКА -  «талерка»

Может быть, вы догадались, что случилось со словами? (нарушался контур слова, были переставлены звуки, слоги, выпущены слоги из слова.)

Да, нарушалась в целом слоговая структура слова.

3.Теоретическая часть.

Теоретический аспект: «Что такое слово?».                                                            

 А сейчас попробуйте сформулировать своими словами, что такое слово.

 В словаре Даля представлено несколько определений:

1. Исключительная способность человека выражать свои мысли и чувства.

2. Дар говорить, разумно сообщать сочетаемые звуки, словесная речь.

3. Сочетания звуков, составляющих одно целое, обозначающих предмет, понятие.

4. Разговор. Беседа.

А структура - это состав, ряд компонент.

А если нарушается слоговая структура слова, то мы можем иметь сразу ряд затруднений в речи, способность говорить, чётко и понятно поддерживать беседу, ясно выражать свои мысли.

Как вы думаете, а надо ли заниматься этой проблемой? И к чему может привести данный дефект?

 

 Актуальность темы.

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

   Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это является одной из причин возникновения дисграфии и дислексии у детей в школьном возрасте. Затруднения в произношении звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог, становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова (З.Е. Агранович)

 

 Эффективность коррекционной работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова определяется соблюдением некоторых принципов:

 

• Работа проводится поэтапно «от простого к сложному»;

• Одновременное развитие речедвигательного и речеслухового навыка;

• Учет индивидуального дефекта нарушения слоговой структуры слова;

• Взаимосвязь в работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова логопеда, воспитателя и родителей.

 

4.Практическая часть.

  - Все мы любим, играть в различные игры, а дети особенно. Сегодня я бы хотела вам показать, как можно играя, учить, корректировать и овладевать слоговой структурой слова.

Предлагаю вашему вниманию многофункциональные дидактические пособия, предназначенные как для коррекции нарушения слоговой структуры слова, так и для автоматизации звуков:

Игра «Гусеница»

Цель:  упражнять детей в умении делить слова на слоги, запоминая их последовательность, формировать  навык слогового и фонематического анализа слова, развивать мелкую моторику и сенсорику.

Ход игры:  детям предлагается определить количество слогов в слове (с использованием   наглядности или на слух) и выложить соответствующее количество цветных фишек на изображение гусеницы (пуговицы, крышечки, ракушки, камешки или другой материал).

Игра «Пчелка»

Цель:  упражнять детей в определении количества слогов в словах,  формировать навык слогового и фонематического анализа слова, закреплять умение детей  ориентироваться на листе бумаги.

Ход игры:  предлагаю детям наглядный материал (картинки), выложенные по порядку на доске, в каждом слове нужно определить количество слогов и, перелетая с цветка на цветок игрушкой – пчелкой спросить ребенка на цветке какого цвета сидит пчелка (каждому слогу соответствует один цветок).

Так же можно произносит слова на слух, определяя количество слогов в слове, перемещая игрушку-пчелку по цветкам.

Игра «Путешествие на воздушном шаре»

Цель:  закреплять умение делить слова на слоги, закреплять правильное произношение звуков в словах с разной слоговой структурой, упражнять в соотношении количества слогов в слове с цифрой.

Ход игры:  детям предлагается определить количество слогов в слове (картинка) и вставить картинку в корзину воздушного шара так, чтобы количество слогов в слове соотносилось с той цифрой, которая указана на корзине воздушного шара, четко произнося слово по слогам.

Игра «Звуковая дорожка»

Игра способствует коррекции звукопроизношения, закреплению поставленных звуков у детей. Дорожка подразумевает автоматизацию (изолированно и в слогах) звука, требующего коррекции. Звуки обозначены картинками – символами: насос – это звук (с), комар – (з), змея – (ш), жук – (ж), самолет – (л), машина – (р).Звуки необходимо проговаривать длительно и непрерывно, на одном выдохе, шагая босиком по дорожке, сначала автоматизируя изолированно, затем соединяя с гласными, написанными в конце пути, проговаривая слоги. Подготовка к слоговому чтению. Также по дорожкам можно прыгать, отрывисто проговаривая данный звук.

     Двигательная нагрузка в этой игре может варьироваться: мелкие, широкие или приставные шаги, прыжки на обеих и на одной ноге, с чередованием ног, движение спиной вперед, с прокатыванием машинки по дорожке.

5.Рефлексия.

Предложить коллегам проголосовать грустными и веселыми смайликами.

 

 

Download
Использование дидактических игр.pdf
Adobe Acrobat Document 1.2 MB