Развитие сенсорного восприятия

у детей старшего дошкольного возраста.

 

Выделяют следующие сенсорные эталоны:

  • цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый),
  • формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.),
  • величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.),
  • вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный),
  • обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.),
  • времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето),
  • эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.),
  • эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).

 

Этапы целенаправленного развития сенсорных способностей включают в себя:

  • формирование сенсорных эталонов;
  • обучение способам обследования предмета, а так же различать форму, цвет и величину, выполнять все более сложные глазомерные действия;
  • Развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

 

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

            «Подбери пару по цвету»     

Необходимо найти пару предметов одного цвета. В процессе игры нужно составить пять логических пар из десяти различных предметов.

«Какого цвета не стало?»

Ребёнку показывают несколько флажков разного цвета. Он называет цвета, а потом закрывает глаза. Взрослый убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.

«Собери гусеницу»

Цель: собрать гусеницу из разных цветов (холодных, теплых), начиная с темного до светлого, и наоборот.

«Сплети коврик из цветных полосок»

Ребёнок рассматривает образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетёт коврик, повторяя чередование цветов в образце.

«Сложи радугу»

Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

 «Неразлучные цвета»

Взрослый называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, ребенок их называют. Например, взрослый говорит: «Рябина», ребенок отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.).

 

Дидактическая игра « Какого цвета предметы в нашей комнате»

Материал: интерьер комнаты, посуда, игрушки и другие вещи.

Взрослый предлагает ребёнку внимательно рассмотреть цвет стен, мебели. Затем предлагает сказать, какого цвета стол, если ответ верный хлопает в ладоши. Задание даётся поочерёдно, ребенок определяет цвет предмета, сравнивает предмет по цвету

 

 

 

 

 

 

 

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы

            «Назови форму предмета»

Цели: закрепление умения зрительно соотносить форму предмета с эталоном.

            «Какая фигура лишняя?»

Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.

Варианты:

- группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять принцип группировки.

      «Составь целое из частей»

      Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу.

      Варианты:

- составить конструкцию по памяти, по описанию;

- составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8—9)

 

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины

Восприятие величины: Попросить ребенка расставить игрушки по величине, собрать большие и маленькие игрушки отдельно друг от друга. Сравнить карандаши по длине. Нарисовать дорожки разной длины.

«Сравни предметы по высоте»

«Разложи по размеру»

      Ребенок по просьбе взрослого раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.

Варианты: дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.

«В какую коробку?»

  Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.

«Дальше — ближе»

      По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Цель: выбор фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образу.        

Материал: два набора объёмных и плоскостных фигур (шарики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники). Один набор фигур – в мешочке, другой- на столе.

 Ход игры.  Взрослый заранее расставляют на столе геометрические фигуры и прячет мешочек с набором таких же фигур в комнате. Ребёнок ищет мешочек. По указанию взрослого, он находит в мешочке ту фигуру, которую показал взрослый и называет её.

Дидактическая игра «Опиши по памяти».

Цель: развивать зрительную память у ребёнка.

Ход игры. На короткое время покажите ребенку игрушку или картинку, затем он по памяти должен ответить на вопросы: какие волосы, какое платье, какие глаза и т.д.