Подгрупповое логопедическое занятие
с детьми старшей комбинированной группы
«КАКИЕ БЫВАЮТ ФРУКТЫ?»
Подготовила и провела:
Марина Романовна Головня,
учитель-логопед высшей кв. категории
Белый Яр – 2021
Цель: составление описательных рассказов о фруктах по рисуночному плану.
Задачи:
- активизировать словарь по теме «Фрукты»;
- учить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного числа;
- учить детей составлять рассказы-описания фруктов с опорой на рисуночный план;
- развивать у детей произвольное внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, мольберт, мнемотаблицы, предметные картинки «Фрукты», фрукты (целые и в разрезе), карандаши, мяч, белые халаты.
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед. Здравствуйте, ребята. Начнем наше занятие с гимнастики для пальцев рук и язычка.
1. Упражнения биоэнергобластики.
Логопед повторяет с детьми комплекс упражнений биоэнергобластики под музыку и следит за их правильным и синхронным выполнением каждым ребенком.
2. Речевая разминка с мячом.
Логопед. Ребята, встаньте передо мной полукругом, поиграем с мячом. Игра называется «Назови ласково». Я буду составлять предложения о фруктах и бросать по очереди вам в руки мяч. Тот, кто поймал мяч, должен изменить мое предложение, назвав фрукт ласково, и вернуть мяч. Например: «Я сорвала с ветки яблоко» - и брошу мяч Паше. Паша поймает мяч, даст свой ответ: «Я сорвал с ветки яблочко» - и вернет мяч.
II. Основная часть
1. Введение в тему занятия.
Скажите, что мы срывали с веток? (Дети перечисляют фрукты.) Как назвать одним словом? (Дети называют обобщающее понятие - фрукты.)
На экране картинка «Яблоневый сад» (1 слайд)
Логопед. Что вы видите на картинке? (Мы видим яблони с яблоками.) Мы с вами оказались во фруктовом саду, где растут разные фрукты. Сегодня мы будем изучать фрукты. Для чего изучают фрукты? (Чтобы узнать какие они.) А где можно изучать фрукты? (Фрукты изучают в лаборатории.) Хотите туда отправиться? (Хотим.) Мы будем учеными. Предлагаю одеть спецодежду ученых – белые халаты.
2. Уточнение и активизация знаний детей по теме (работа по заполнению мнемотаблицы).
Детям предложено выбрать картинку того фрукта, который они хотят исследовать и занять место за столом.
На столах стоят фрукты (целые, в разрезе и кусочек фрукта на шпажке), мнемотаблица для каждого ребенка.
Логопед. Расположите картинку на своей таблице. Посмотрите внимательно а таблицу. На ней изображено 6 квадратов, а это значит что мы проведем шесть исследований и данные будем зарисовывать в таблицу. А когда таблица будет заполнена, каждый сможет сам составить рассказать о фрукте.
Мнемотаблица «Фрукты»
Каждый ребенок исследует свой фрукт:
- цвет;
- форма;
- что снаружи?
Ответы зарисовывает в таблицу.
Динамическая пауза.
Игра на внимание «Косточки или семечки?»
Логопед. Кто знает, что у фруктов внутри? (Ответы детей.) Я буду называть фрукты. Если внутри косточка, хлопайте по коленям, а если семечки, стучите пальчиками по плечам.
Продолжается работа по заполнению мнемотаблицы:
- что внутри?
- вкус;
- что можно приготовить?
1. Составление рассказов – описаний по рисуночному плану.
Логопед. Послушайте, как с помощью наших рисунков, я составлю рассказ о фрукте.
(Дети слушают педагога, а затем составляют свои описательные рассказы с опорой на рисуночный план.)
III. Подведение итогов занятия
Логопед благодарит всех детей за старание и усердие.
Занятие заканчивается ритуалом-прощанием:
- Раз, два, три, четыре, пять,
Скоро встретимся опять!