Подгрупповое логопедическое занятие

с детьми старшей комбинированной группы

 

 

«КАКИЕ БЫВАЮТ ФРУКТЫ?»

 

 

 

 

 

Подготовила и провела:

Марина Романовна Головня,

учитель-логопед высшей кв. категории

 

Белый Яр – 2021

Цель: составление описательных рассказов о фруктах по рисуночному плану.

Задачи:

- активизировать словарь по теме «Фрукты»;

- учить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного числа;

- учить детей составлять рассказы-описания фруктов с опорой на рисуночный план;

- развивать у детей произвольное внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление.

            Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, мольберт, мнемотаблицы, предметные картинки «Фрукты», фрукты (целые и в разрезе), карандаши, мяч, белые халаты.

 

Ход занятия

 

I. Организационный момент

Логопед. Здравствуйте, ребята. Начнем наше занятие с гимнастики для пальцев рук и язычка.

 

1.      Упражнения биоэнергобластики.

Логопед повторяет с детьми комплекс упражнений биоэнергобластики под музыку и следит за их правильным и синхронным выполнением каждым ребенком.

 

2.      Речевая разминка с мячом.

Логопед. Ребята, встаньте передо мной полукругом, поиграем с мячом. Игра называется «Назови ласково». Я буду составлять предложения о фруктах и бросать по очереди вам в руки мяч. Тот, кто поймал мяч, должен изменить мое предложение, назвав фрукт ласково, и вернуть мяч. Например: «Я сорвала с ветки яблоко» - и брошу мяч Паше. Паша поймает мяч, даст свой ответ: «Я сорвал с ветки яблочко» - и вернет мяч.

 

II. Основная часть

1.      Введение в тему занятия.

Скажите, что мы срывали с веток? (Дети перечисляют фрукты.) Как назвать одним словом? (Дети называют обобщающее понятие - фрукты.)

На экране картинка «Яблоневый сад» (1 слайд)

Логопед. Что вы видите на картинке? (Мы видим яблони с яблоками.) Мы с вами оказались во фруктовом саду, где растут разные фрукты. Сегодня мы будем изучать фрукты. Для чего изучают фрукты? (Чтобы узнать какие они.) А где можно изучать фрукты? (Фрукты изучают в лаборатории.) Хотите туда отправиться? (Хотим.) Мы будем учеными. Предлагаю одеть спецодежду ученых – белые халаты.

 

2.      Уточнение и активизация знаний детей по теме (работа по заполнению мнемотаблицы).

Детям предложено выбрать картинку того фрукта, который они хотят исследовать и занять место за столом.

На столах стоят фрукты (целые, в разрезе и кусочек фрукта на шпажке), мнемотаблица для каждого ребенка.

 

Логопед. Расположите картинку на своей таблице. Посмотрите внимательно а таблицу. На ней изображено 6 квадратов, а это значит что мы проведем шесть исследований и данные будем зарисовывать в таблицу. А когда таблица будет заполнена, каждый сможет сам составить рассказать о фрукте.

 

Мнемотаблица «Фрукты»

Каждый ребенок исследует свой фрукт:

- цвет;

- форма;

- что снаружи?

Ответы зарисовывает в таблицу.

 

Динамическая пауза.

Игра на внимание «Косточки или семечки?»

Логопед. Кто знает, что у фруктов внутри? (Ответы детей.) Я буду называть фрукты. Если внутри косточка, хлопайте по коленям, а если семечки, стучите пальчиками по плечам.

 

Продолжается работа по заполнению мнемотаблицы:

- что внутри?

- вкус;

- что можно приготовить?

 

1.      Составление рассказов – описаний по рисуночному плану.

Логопед. Послушайте, как с помощью наших рисунков,  я  составлю рассказ о фрукте.

(Дети слушают педагога, а затем составляют свои описательные рассказы с опорой на рисуночный план.)

 

III. Подведение итогов занятия

Логопед благодарит всех детей за старание и усердие.

Занятие заканчивается ритуалом-прощанием:

- Раз, два, три, четыре, пять,

 

  Скоро встретимся опять!