Цель: обобщение собственного педагогического инновационного опыта с использованием современных образовательных технологий (технологии сендплей с элементами гала –технологии и логоритмики ) обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.
Задачи:
- передача своего опыта, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- отработка методических приемов поставленных в теме мастер-класса;
- развитие профессионализма участников мастер - класса на основе рефлексии собственного педагогического мастерства.
Оборудование: песочный стол с подсветкой (2шт.), контейнеры с песком (3 шт.), набор миниатюрных фигурок животных Севера, морских животных, камни Марблс, доска магнитная белая, магниты, фонарики (5 шт.)
Ход мастер-класса
I. Организационная часть.
Приветствие.
- Добрый день уважаемые коллеги и участники мастер-класса.
Тема моего мастер-класса: «Технологии использования сендплей в работе учителя-логопеда. Практический подход»
II. Теоретическая часть
О сендплее как о песочной терапии сказано очень много. Это уникальная и многообразная технология, доступная для каждого ребенка форма деятельности, которая решает множество коррекционно-развивающих задач.
Во-первых, развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта".
Во-вторых, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все компоненты речи и познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление).
В-третьих, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
В-четвёртых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое и экспериментировать.
Сегодня я подготовила для вас сюрприз, добавив к сендплею элементы гала-технологии. Вы в этом убедитесь.
Я приглашаю вас в путешествие по песочной стране. Оно будет необычным. Это будет экологическая экспедиция. А это значит, нам нужно оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.
Как в любой экспедиции нам нужна команда. Вы согласны со мной? Чей стул отмечен знаком, тому выпала честь быть участником экспедиции. Поприветствуем!
III. Практическая часть:
1. Проблемная ситуация (1 стол с песком: на песке гвозди; пальмы, обитатели моря, слон, тюлень).
- Посмотрите как красиво: песок, пальмы, море. Обратите внимание на волны.
Речедвигательное упражнение:
(Волнообразные движения руками)
Вот бежит одна волна,
Вслед за ней еще одна:
Эта выше,
Эта ниже,
Эта вовсе не видна.
Что может быть прекраснее. Так и хочется пробежаться по песку. У вас есть такое желание?
- Нет.
- Почему? Что вас пугает?
- Опасные предметы: скрепки.
- Мы же экологическая экспедиция. Нам необходимо очистить пляж. Как быстро и безопасно это сделать?
- Магнитом.
- Пляж превратился в уютное местечко. Обратите внимание, кое-кто нуждается в нашей помощи.
- Рыбу выбросило на берег, отпустим ее в море.
- Больше ничего странного не наблюдаете?
- Тюлень. Как же он очутился здесь? Этот климат ему совсем не подходит. Он может погибнуть в такой жаре. Почему? Где обитают тюлени?
- В северных морях на Северном полюсе.
- Предлагаю продолжить нашу экологическую миссию и помочь тюленю. Поместим его в контейнер со льдом. Для чего?
2. Подотовка к экспедиции (2 стол стремя ванночками с песком: в первой- песок, во второй – в песке контейнеры со счетными палочками, в третьей – в песке предметные картинки)
- Отправляемся готовиться к дальнему путешествию. Предлагаю команде посоветоваться и решить на чем отправиться в дальний путь? Не забывайте о том, что тюлень может не выдержать длительного путешествия.
Нужен конструктор, который хорошо рисует, чтобы создать модель транспорта. Нужны 2 человека, которые изготовят транспорт. И 2 снабженца, которые соберут всё необходимое для дальней дороги.
- Поприветствуем песок: сначала каждым пальчиком отдельно, ладошкой и ее тыльной стороной. Обратите внимание какой песок когда его трогаешь ладошкой (теплый), а - тыльной стороной (прохладный). Дети часто обращают на это внимание. А теперь можно приступить к заданию
(звучит музыка).
- Проверяем выполнение задания.
- Тюленя на борт.
- Пора отправляться в путь. Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1 полетели.
3. На Северном полюсе (3 стол с подсветкой, с белым песком, обитатели Северного полюса)
- Обратите на ослепительный белый снег.
Пальчиковая гимнастика, игра «Эхо» (повторяйте за мной; пальцы щепоткой оставляют следы на песке):
Мягко лапкою ступает,
След за следом оставляет.
Догадайся-ка, теперь,
Кто ходил тут? Что за зверь?
- Руки замерзли? Как можно их согреть? (потрем быстро- быстро, подышим на них)
- Следы каких животных можно повстречать на Северном полюсе? ( тюленя, моржа, белого медведя)
- А пингвинов можем повстречать? (нет) Почему? (обитатели Южного полюса)
- Животные Северного полюса не так часто видят людей. Они спрятались, нырнули в океан. Можно заглянуть под лед и увидеть кто там плавает. (Очищают стекло от песка)
- Отпустим и тюленя к ним. А из льдинок (которые были в контейнере тюленя), в память о нас, выложим красивый узор.
Рефлексия
Музыкальное сопровождение.
- Удивительное место Северный полюс, сколько загадок и тайн. И одно из загадочных явлений – северное сияние. (Фонариками делаем зигзаги на белой доске)
- Какие чувства вы испытывали, делая северное сияние? (радость, восторг…)
- Вы молодцы! Я вами горжусь. Вся команда возвращается домой под бурные аплодисменты.