Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Верхнекетский детский сад»
Верхнекетского района Томской области
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«мир вокруг нас, а мы вокруг мира»
Проект разработали:
Петелина Т.В., воспитатель
Пода Н.В., воспитатель
Головня М.Р., учитель-логопед
Белый Яр - 2022
«Когда мы любим, гордимся Отечеством
— это значит, что мы гордимся его великими людьми,
т. е. теми, которые сделали его сильным
и уважаемым на исторической сцене»,
— говорил наш выдающийся соотечественник
И. П. Павлов
Пояснительная записка
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Вид проекта: долгосрочный (1.09.2022 - 31.05.2023 г.)
Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы «Солнышко», родители воспитанников, воспитатели, учитель – логопед.
Проблема: недостаточные представления детей о странах мира, традициях и культуре народов, растительном и животном мире разных стран.
Актуальность проекта
Дети дошкольного возраста интересуются окружающим миром, они с волнением слушают истории о приключениях и далёких странах, завороженно смотрят фильмы и передачи. Изучая основы географии, ребята начинают фантазировать и представлять себе другие страны, людей и животных, их населяющих, учатся мыслить шире, а значит, развиваются всесторонне, развивается их пространственное мышление.
Детям становится очень интересно, а какое же место занимает в этом мире их дом, город, страна? Что происходит в других местах, что за люди там живут и чем они отличаются от нас? Какая там природа, животные? Дошкольники учатся воспринимать и анализировать информацию, сравнивать, обобщать, расширяют свой кругозор. География позволяет понять, что вся наша планета Земля нуждается в защите и помощи человека.
Освоение проекта дает возможность дошкольникам не только усвоить элементарные географические знания, но и способствует в поддержке интереса и любознательности, развитию у детей мышления, способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширять словарный запас. Имея сформированное представление и интерес к географической науке, дети смогут найти достойное применение своим знаниям и талантам на последующих ступенях обучения.
Цель проекта: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами географии, формирование у них целостной естественно-научной картины мира, развитие творческих способностей детей в разных видах деятельности.
Задачи:
· дать детям элементарные представления в области географии;
· формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания. Уточнить представления детей о животных разных стран: внешний вид, характерные особенности;
· обогащать словарный запас детей;
· формировать у детей целостную картину мира и расширять кругозор о традициях разных народов;
· развивать социальные навыки: умение работать группой, договариваться, учитывать мнение партнера;
· развивать память, мышление, воображение.
Ожидаемые результаты:
· ребёнок имеет элементарные географические представления;
· знает и называет животных разных стран;
· имеет представления о том, что в разных странах существуют свои традиции;
· проявляет любознательность, инициативу, воображение в ходе познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности;
· способен работать в команде, оперируя своими знаниями и умениями.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Месяц |
№ |
Тема |
Содержание |
Сентябрь |
1 |
Вводное. «Кто такие путешественники?». Понятие «География». |
Выяснить с детьми кто такие «путешественники» и чем они занимаются. Познакомить с понятием «география». Заинтересовать, приобщить к изучению географии. |
2 |
«Знакомство с географической картой» |
Дать понятие - географическая карта, познакомить с разнообразием карт (физическая, политическая). Выяснить, какой цвет, что обозначает на физической карте. Формировать умение работать с картой, развивать пространственное представление. |
|
3 |
«Географическая карта» |
Коллективная аппликация. |
|
4 |
«Знакомство с членами экспедиции и их судном» (Точка отплытия). |
Познакомить с мореплавателеми - путешественниками Е. Ковалевским и С. Берёзкиным. Познакомить с плавсредством – тримараном. Просмотр видео «Урок из океана» (отплытие) |
|
Октябрь |
5 |
«По следам первого русского мореплавателя И.Ф. Крузенштерна». |
Познакомить с первым русским путешественником – мореплавателем И.Ф. Крузенштерна». |
6 |
«О морях и океанах» |
Формировать представления детей об океанах и морях, их особенностях, обитателях, растительном мире и интересных фактах. |
|
7 |
«Знакомство с Финляндией» |
Познакомить с государственными символами страны, обычаями, традициями, национальным костюмом, промыслами, с особенностями природы и дикими животными. Закрепить умение работать с географической картой. |
|
8 |
«Северный олень» (продуктивная деятельность). |
Конструирование из бумаги. |
|
Ноябрь |
9 |
«Знакомство со страной Швеция» |
Познакомить с государственными символами страны, обычаями, традициями, национальным костюмом, промыслами, с особенностями природы и дикими животными. Закрепить умение работать с географической картой. |
10 |
«Сказочное путешествие в страну Астрид Линдгрен» |
Викторина по сказкам: «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Пеппи Длинный чулок», «Рони, дочь разбойника», «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» и др. |
|
11 |
«Знакомство с Германией» |
Познакомить с государственными символами страны, обычаями, традициями, национальным костюмом, промыслами, с особенностями природы и дикими животными. Закрепить умение работать с географической картой. |
|
12 |
«Путешествие по сказкам братьев Гримм» |
Изготовление настольного театра и оформление выставки рисунков «По следам бременских музыкантов». |
|
13 |
«Знакомство со страной Франция» |
Познакомить с государственными символами страны, обычаями, традициями, национальным костюмом, промыслами, с особенностями природы и дикими животными. Закрепить умение работать с географической картой. |
|
Декабрь |
14 |
«Символ благородства и храбрости французов – Петух» (продуктивная деятельность) |
Конструирование из цветной бумаги и картона. |
15 |
«Испания» |
Познакомить с государственными символами страны, обычаями, традициями, национальным костюмом, промыслами, с особенностями природы и дикими животными. Закрепить умение работать с географической картой. |
|
16 |
«Океанографический парк Валенсии» (продуктивная деятельность) |
Изготовление макета «Океанариума и его обитателей». |
|
17 |
«Бразилия» (Проследить путь экспедиции на карте) |
Познакомить с государственными символами страны, обычаями, традициями, национальным костюмом, промыслами, с особенностями природы и дикими животными. Закрепить умение работать с географической картой. |
|
Январь |
18 |
«Футбольный матч»
«Бразильский карнавал» |
Спортивное мероприятие.
Изготовление костюмов и атрибутов. Карнавальное шествие. |
19 |
«Уругвай» |
Познакомить с государственными символами страны, обычаями, традициями, национальным костюмом, промыслами, с особенностями природы и дикими животными. Закрепить умение работать с географической картой. |
|
20 |
«Чайная церемония» |
Особенности чаепития уругвайцев. |
|
Февраль
|
21 |
«Остров Пасхи» |
Познакомить с государственными символами страны, обычаями, традициями, национальным костюмом, промыслами, с особенностями природы и дикими животными. Закрепить умение работать с географической картой. |
22 |
«Древние статуи острова Пасхи – моаи» (продуктивная деятельность) |
Лепка |
|
23 |
«Аргентина» (Проследить путь экспедиции на карте) |
Познакомить с государственными символами страны, обычаями, традициями, национальным костюмом, промыслами, с особенностями природы и дикими животными. Закрепить умение работать с географической картой. |
|
24 |
«Детективное агенство» Идентификация отпечатков пальцев. (продуктивная деятельность)
«Место открытий обитания гигантских динозавров» |
Идентификация отпечатков пальцев.
Выставка рисунков. |
|
Март |
25 |
«Остров Таити» |
Познакомить с государственными символами страны, обычаями, традициями, национальным костюмом, промыслами, с особенностями природы и дикими животными. Закрепить умение работать с географической картой. |
26 |
«Цветок Тиаре Апетахи» (продуктивная деятельность) |
Изготовление украшений из цветов для мальчиков и девочек. |
|
27 |
«Столица республики Индонезии -Джакарта» |
Познакомить с государственными символами страны, обычаями, традициями, национальным костюмом, промыслами, с особенностями природы и дикими животными. Закрепить умение работать с географической картой. |
|
28 |
«Зоопарк Рагунан» |
Сюжетно-ролевая игра |
|
29 |
«ЮАР» |
Познакомить с государственными символами страны, обычаями, традициями, национальным костюмом, промыслами, с особенностями природы и дикими животными. Закрепить умение работать с географической картой. |
|
Апрель |
30 |
«Животный мир Африки» (продуктивная деятельность) |
Коллаж. |
31 |
«Азорские острова» (Португалия) |
Познакомить с государственными символами страны, обычаями, традициями, национальным костюмом, промыслами, с особенностями природы и дикими животными. Закрепить умение работать с географической картой. |
|
32 |
«Вулканы» |
Опытно-экспериментальная деятельность. |
|
33 |
«Великобритания» |
Познакомить с государственными символами страны, обычаями, традициями, национальным костюмом, промыслами, с особенностями природы и дикими животными. Закрепить умение работать с географической картой. |
|
Май |
34 |
«Фестиваль приведений» |
Изготовление костюмов. |
35 |
«Санкт – Петербург (Кронштадт)» |
Познакомить с государственными символами страны, обычаями, традициями, национальным костюмом, промыслами, с особенностями природы и дикими животными. Закрепить умение работать с географической картой. |
|
36 |
«Наше путешествие» |
Викторина. |
Продукт проектной деятельности:
· географическая карта с маршрутом путешествия;
· постер (представление результатов проекта);
· альбомы «Страны мира»