Использование логопедических наглядно - игровых средств

в системе логокоррекционной работы.

 

Цель: использование логопедических игр и игровых приёмов в работе с детьми, имеющих нарушения речи.

 

Задачи:

1. Изготовить и систематизировать игровой, дидактический материал.

2. Создать доступную для детей предметно-пространственную среду.

3. Усилить положительную мотивацию к логопедическим занятиям и личную заинтересованность ребенка в результатах.

4. Способствовать исправлению недостатков звукопроизношения.

5. Развивать фонематический слух, совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь с помощью игр и игровых приёмов.

6. Активизировать психические процессы (внимание, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление).

 

 Общеизвестно, что развитие речи тесно связано с развитием движений. Проблемы в развитии речи не всегда связаны с моторным дефицитом, хотя линии развития речи и движений многократно переплетены. Но одно почти всегда сопутствует другому. А при тяжелых речевых нарушениях существует и прямая связь. Особо эффективны в этих случаях напольные игры с логопедической направленностью. Как сказал К. Д. Ушинский: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает», «Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения». Размышляя о том, как переместить речевые упражнения в другую плоскость и соединить их с движением, я пришла к выводу, что лучше всего это сделать с помощью напольных логопедических игр. Напольные логопедические игры можно использовать как в  индивидуальной, так и во фронтальной форме деятельности с детьми разного возраста, уменьшая или увеличивая речевую нагрузку. Они привлекают дошкольников своей красочностью, необычностью исполнения (передвижение ногами по игровым шаблонам), вариативностью, возможностью самостоятельно выполнять задания. Игры изготовлены из клеёнки, удобны в использовании, хранении и обработке.

 

Я представляю два варианта напольных игр:

 

«Звуковая дорожка»

Игра способствует коррекции звукопроизношения, закреплению поставленных звуков у детей. Дорожка подразумевает автоматизацию (изолированно и в слогах) звука, требующего коррекции. Звуки обозначены картинками – символами: насос – это звук (с), комар – (з), змея – (ш), жук – (ж), самолет – (л), машина – (р).Звуки необходимо проговаривать длительно и непрерывно, на одном выдохе, шагая босиком по дорожке, сначала автоматизируя изолированно, затем соединяя с гласными, написанными в конце пути, проговаривая слоги. Также по дорожкам можно прыгать, отрывисто проговаривая данный звук.

 

Двигательная нагрузка в этой игре может варьироваться: мелкие, широкие или приставные шаги, прыжки на обеих и на одной ноге, с чередованием ног, движение спиной вперед, с прокатыванием машинки по дорожке.

 

«Цвета и фигуры»

 Игра способствует формированию представлений о геометрических фигурах и цветах, а также формирует пространственную ориентацию и ориентировку в схеме собственного тела.

 

 

Игровой шаблон представляет собой четыре квадрата, внутри которых с помощью ленты – липучки прикрепляются геометрические фигуры разного цвета. Детям предлагается занять место в соответствии с инструкцией «Прыгни в квадрат, где белый круг» или «Поставь левую ногу в квадрат, где красный треугольник, а левую, где белый круг». Также в этой игре можно подключить руки,  использовать предметные картинки, обозначающие предметы круглой, квадратной, прямоугольной и треугольной форм, согласовывать существительные с прилагательными. Участие в игре могут принимать несколько участников, а ведущим может стать ребенок.