Головня Марина Романовна, учитель-логопед высшей кв. категории МАДОУ «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области, I региональный форум «Ярмарка педагогических идей – 2019» (р.п. Белый Яр Верхнекетского района Томской области)

 

 

Мастер класс для педагогов

«Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников»

Цель: использование кругов Эйлера для развитие связной речи дошкольников

Задачи:

- развивать связную речь детей;

- развивать память, внимание, логическое мышление;

-помочь овладеть действиями наглядного моделирования.

 

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников».

Актуальность данной темы состоит в том, что по итогам логопедического обследования связной речи у дошкольников выявляются трудности в программировании содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Наблюдаются нарушения внимания, памяти, несовершенство логического мышления. Дети не располагают достаточными знаниями и умениями, которые необходимы для развития связной речи.

Изучив по данной проблеме методическую литературу В.П. Глухова, В.К. Воробьёвой, Т.А. Ткаченко, сделала вывод, что  дети нуждаются в средствах облегчающих и направляющих процесс развития связной речи. Этим средством является наглядность, при которой происходит речевой акт. К такой наглядности относятся круги Эйлера.

Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов.

 Стоит отметить, что для работы с кругами нужно много предметов или картинок. С этой целью был изготовлен альбом «Классификация предметов» (демонстрация альбома).

         Коррекционно-логопедическая работа с использованием кругов Эйлера выстраивается в несколько этапов, с постепенным усложнением.

 

         Для начала объясняю детям, что означает «положить в круг», и что такое «положить предмет вне круга». Например: положите картинки с красными предметами в круг. Остальные предметы в этот круг не входят, они – вне круга.

Затем можно приступать к распределению предметов на 2 круга.

Пусть два круга определяют два множества, где каждое из множеств сформировано по какому-либо признаку. Например: разложите картинки так, чтобы в одном круге находились  живые объекты, а в другом – неживые. Классификация предметов.

 

Если ни один объект из первого множества не входит во второе множество, то круги будут непересекающимися. 


Следующее задание: положите в один круг ягоды, а в другой – красные объекты.

 

       Когда какие-либо предметы входят и в первое множество и во второе,  круги будут пересекающимися, и упомянутые объекты будут лежать в пересечении кругов, так как у них есть общие признаки.                         

Пусть в большом круге находятся разные животные, а в малом только домашние. Подумайте и ответьте как будут располагаться данные круги относительно друг друга?

 

То есть все объекты одного множества входят в другое, и модель будет представлять собой вложенные круги.

Только после того как дети научились строить довольно сложные модели с несколькими кругами, предлагаю задания для развития связной речи, в том числе составление описательных и сравнительных рассказов. Различия  описываемых предметов  указываем в кругах. Сходства предметов,   указываем в пересечении колец.

Рассказ составляется по заранее приготовленному плану. Я пользуюсь альбомом «Мнемотаблицы для составления рассказов» (демонстрация альбома). Сходства и различия изображаем схематично.

Предлагаю составить сравнительный рассказ об апельсине и лимоне.

Сначала выделим сходные признаки: где растет, размер, что снаружи, что внутри, сочность, аромат.

 

Затем выделяем различия: цвет, форма, вкус, что можно приготовить.

Сходства:

         - У меня апельсин. Он растет в саду на дереве – это фрукт.

         - У меня лимон. Он растет в саду на дереве – это фрукт.

         - Апельсин – фрукт среднего размера.

         - Лимон тоже.

         - Снаружи у апельсина кожура.

         - И у лимона кожура.

         - Апельсин очень сочный и ароматный.

         - И лимон сочный и ароматный.

         Отличия:

         - Апельсин круглый.

         - А лимон овальный.

         - Апельсин оранжевого цвета.

         - А лимон жёлтого цвета.

         - У апельсина кисло-сладкий вкус.

         - А у лимона – очень кислый.

         - Из апельсина можно приготовить апельсиновый сок.

         - А лимон можно добавлять в чай.

Наглядность, образность схемы, возможность практических действий с ее элементами, способствуют активизации речевых проявлений. Играя, дети учатся решать разнообразные мыслительные задачи, описывать предметы, выделять их характерные признаки, находить сходства и различия, отгадывать их по описанию, группировать предметы по различным свойствам, при этом обогащается словарный запас. Таким образом, отмечается практическая значимость кругов Эйлера в развитии связной речи дошкольников.

 

Спасибо за внимание!