Головня Марина Романовна, учитель-логопед высшей кв. категории МАДОУ «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области, I региональный форум «Ярмарка педагогических идей – 2019» (р.п. Белый Яр Верхнекетского района Томской области)
Мастер класс для педагогов
«Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников»
Цель: использование кругов Эйлера для развитие связной речи дошкольников
Задачи:
- развивать связную речь детей;
- развивать память, внимание, логическое мышление;
-помочь овладеть действиями наглядного моделирования.
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников».
Актуальность данной темы состоит в том, что по итогам логопедического обследования связной речи у дошкольников выявляются трудности в программировании содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Наблюдаются нарушения внимания, памяти, несовершенство логического мышления. Дети не располагают достаточными знаниями и умениями, которые необходимы для развития связной речи.
Изучив по данной проблеме методическую литературу В.П. Глухова, В.К. Воробьёвой, Т.А. Ткаченко, сделала вывод, что дети нуждаются в средствах облегчающих и направляющих процесс развития связной речи. Этим средством является наглядность, при которой происходит речевой акт. К такой наглядности относятся круги Эйлера.
Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов.
Стоит отметить, что для работы с кругами нужно много предметов или картинок. С этой целью был изготовлен альбом «Классификация предметов» (демонстрация альбома).
Коррекционно-логопедическая работа с использованием кругов Эйлера выстраивается в несколько этапов, с постепенным усложнением.
Для начала объясняю детям, что означает «положить в круг», и что такое «положить предмет вне круга». Например: положите картинки с красными предметами в круг. Остальные предметы в этот круг не входят, они – вне круга.
Затем можно приступать к распределению предметов на 2 круга.
Пусть два круга определяют два множества, где каждое из множеств сформировано по какому-либо признаку. Например: разложите картинки так, чтобы в одном круге находились живые объекты, а в другом – неживые. Классификация предметов.
Если ни один объект из первого множества не входит во второе множество, то круги будут непересекающимися.
Следующее задание: положите в один круг ягоды, а в другой – красные объекты.
Когда какие-либо предметы входят и в первое множество и во второе, круги будут пересекающимися, и упомянутые объекты будут лежать в пересечении кругов, так как у них есть общие признаки.
Пусть в большом круге находятся разные животные, а в малом только домашние. Подумайте и ответьте как будут располагаться данные круги относительно друг друга?
То есть все объекты одного множества входят в другое, и модель будет представлять собой вложенные круги.
Только после того как дети научились строить довольно сложные модели с несколькими кругами, предлагаю задания для развития связной речи, в том числе составление описательных и сравнительных рассказов. Различия описываемых предметов указываем в кругах. Сходства предметов, указываем в пересечении колец.
Рассказ составляется по заранее приготовленному плану. Я пользуюсь альбомом «Мнемотаблицы для составления рассказов» (демонстрация альбома). Сходства и различия изображаем схематично.
Предлагаю составить сравнительный рассказ об апельсине и лимоне.
Сначала выделим сходные признаки: где растет, размер, что снаружи, что внутри, сочность, аромат.
Затем выделяем различия: цвет, форма, вкус, что можно приготовить.
Сходства:
- У меня апельсин. Он растет в саду на дереве – это фрукт.
- У меня лимон. Он растет в саду на дереве – это фрукт.
- Апельсин – фрукт среднего размера.
- Лимон тоже.
- Снаружи у апельсина кожура.
- И у лимона кожура.
- Апельсин очень сочный и ароматный.
- И лимон сочный и ароматный.
Отличия:
- Апельсин круглый.
- А лимон овальный.
- Апельсин оранжевого цвета.
- А лимон жёлтого цвета.
- У апельсина кисло-сладкий вкус.
- А у лимона – очень кислый.
- Из апельсина можно приготовить апельсиновый сок.
- А лимон можно добавлять в чай.
Наглядность, образность схемы, возможность практических действий с ее элементами, способствуют активизации речевых проявлений. Играя, дети учатся решать разнообразные мыслительные задачи, описывать предметы, выделять их характерные признаки, находить сходства и различия, отгадывать их по описанию, группировать предметы по различным свойствам, при этом обогащается словарный запас. Таким образом, отмечается практическая значимость кругов Эйлера в развитии связной речи дошкольников.
Спасибо за внимание!