МАЙ, 1 неделя

 

Звуковая культура речи

ЗВУК И БУКВА Ж

 

Цели занятия:

            Коррекционно-образовательная:

- научить детей характеризовать звук Ж по акустическим и артикуляционным признакам.

            Коррекционно-развивающие:

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- упражнять в анализе слов и предложений;

- развивать фонематические процессы.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у ребёнка умение слушать.

 

Ход занятия

1.      Объявление темы занятия

- К нам летит веселый жук и поет веселую песенку: «Ж-ж-ж-ж». Повтори этот звук.

 

2.      Акустико-артикуляционный образ звука.

Характеристика артикуляции звука.

- Что происходит с органами артикуляции, когда мы произносим звук Ж?

- Губы вытянуты, словно рупор, язык – «чашечкой» поднят за верхние зубы – воздух не выходит свободно, есть преграда (язык и зубы), значит звук согласный.

- Когда произносишь Ж твои губы в улыбке? (Нет.) Значит, звук твердый. Открою один секрет, что звук Ж всегда твердый! 

- Положи ладонь на горлышко и произнеси звук Ж. Горлышко дрожит, вибрирует. Это указывает на то, что звук звонкий.

- Звук Ж – согласный, всегда твердый, звонкий, обозначаем синим цветом.

 

3.      Связь звука и буквы.

- «Нарисуем» букву Ж пальчиком в воздухе и на столе.

Посмотри-ка: буква Ж

На жука похожа,

Потому что у неё

Шесть жучиных ножек.   (В. Кожевников)              

 

4.      Развитие фонематического слуха.

- Дополни строки словами, подходящими по рифме. (Если ребенок затрудняется, дается три слова на выбор.)

            Портфель я выронил из рук,

            Такой большой на ветке…(нос, мяч, жук.)

 

            Как-то вечером две мышки

            Унесли у Пети…(конфеты, книжки, сыр.)

 

Физминутка.

- Выполнение движений по тексту стихотворения.

      Руки вверх мы поднимаем-

      Раз, примерно, целых пять.

      А подняв, не забываем

      Опускать их вниз опять.

      Поворачиваем тело

      То направо, то налево.

 

5.      Закрепление звука в слогах.

- Раздели слова на слоги с помощью хлопков: жаба, жакет, жук, моржи, жилет…

 

6.      Закрепление звука в словах.

Звуковой анализ слова ЖУК (изобразите графически).

Затем взрослый называет звуки слова в произвольном порядке, ребенок показывает его на схеме.

 

7.      Закрепление звука в предложениях.    

Составление предложений со словами журнал и пожар.

- Сколько слов в предложении? Запиши схему предложения.

 

8.      Закрепление звука в тексте.

- Я прочитаю текст, найди слова со звуком Ж. Назови слова, где звук Ж в начале слова.

      Жаба желтая лежала,

      Что-то в небе прожужжало.

      Жаба смотрит – жирный жук.

      Всё: жуку теперь каюк.       (Н. Владимирова)

 

9.      Итог занятия.

- С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук? (дать характеристику) Где находится звук Ж в слове журнал, а где – в слове пожар?

- Молодец! (не забывайте ребёнка хвалить)

 

    Для закрепления полученных знаний выполните занятие 30 (альбом 2, с. 24-25)

 

 

 

Развитие лексико-грамматической стороны речи

 

НАША СТРАНА. МОЙ РОДНОЙ КРАЙ.

 

Игра «Где я живу?»  Пополнение словаря по теме «Моя Родина».

Моя страна называется…(Россия).

Столица нашей страны…(город Москва.)

Мой поселок называется…(Белый Яр).

Мой домашний адрес…

 

Игра «Какой? Какая? Какое?». Согласование прилагательных с существительным в числе, роде и падеже, подбор признаков к предмету.

Город в России. Какой город? (Российский город)

Деревня в России. Какая деревня? (Российская деревня)

Паспорт гражданина России. Какой паспорт? (Российский паспорт)

Москва – столица России. Какая столица? (Российская столица)

Народ, который живет в России. Какой Народ? (Российский народ)

Памятники России. Какие памятники? (Российские памятники)

Какая наша Родина? (Необъятная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая, огромная)

Что нужно делать, чтобы она такой оставалась? (Любить, беречь, защищать, сохранять её богатства)

 

Игра «Животные и растения родного края».  Пополнение знаний о природе родного края.

- Посмотри на картинку и назови животных, которые живут в лесах родного края. 

- Каких животных родного края ты ещё знаешь?

 

 

Игра «Куда я отправлюсь на прогулку?» Пополнение знаний о родном поселке. Рассмотрите фото с достопримечательностями нашего поселка Белый Яр. Пусть ребенок расскажет, куда бы он хотел пойти на прогулку и почему?