Филиал №3 муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области

 

 

 

Среднесрочный проект в средней группе

 «Театр маленького актёра»

Подготовили и провели:

педагог – психолог О.С. Кондратюк,

учитель – логопед М.Р. Головня

 

Белый Яр- 2018

Проект по театральной деятельности в средней группе

«Театр маленького актёра»

 

«Театр-это волшебный край,

в котором ребёнок радуется, играя,

а в игре он познаёт мир!»

С.И.Мерзлякова

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, учитель – логопед, педагог-психолог.

Тип проекта: творческий, групповой.

Продолжительность проекта: средней продолжительности (3 месяца: октябрь, ноябрь, декабрь).

Пояснительная записка

Театрализованная деятельность в детском саду является едва ли не самым эффективным способом воздействия на детей, в котором наиболее полно проявляется принцип обучения «учить, играя», ведь детей не нужно заставлять играть, они это очень любят. Данная деятельность развлекает детей, создает эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, развивает его фантазию. Также театр помогает решить также одну из важнейших задач - развитие речи. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Воспитательная функция театра состоит в том, что дети знакомятся с окружающим миром через образы, а анализ произведений учит детей делать предположения, выводы, обобщения.

Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей,  связанный с: художественным образованием и воспитанием детей; формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием памяти, воображения, инициативности, речи; развитием коммуникативных качеств; созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через театральную игру.

Проблема.

Наблюдение за детьми в самостоятельной игровой и в непосредственной организованной деятельности показало низкий уровень речевого развития, коммуникативных навыков, умения взаимодействовать друг с другом, а также неумение передать свои эмоции и понять эмоциональное состояние сверстников.

Новизна. Систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей среднего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.

В связи с актуальностью данной проблемы целью проекта является:

создание предпосылок для творческого и речевого развития личности ребенка средствами театрализованной деятельности на протяжении всего образовательного проекта.

Задачи:

- пробуждать интерес детей к театрализованной игре;

- формировать умение следить за развитием действий в играх-спектаклях;

- формировать умение правильно пользоваться темпом, громкостью (интонацией) речи, отчетливо произносить звуки, слова, фразы;

- развивать умение имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние (мимикой, позой, жестом, движением);

- развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки;

- развивать диалогическую речь (вызвать у детей желание использовать  слова  и выражения из сказки);

- вызвать желание выступать перед сверстниками;

-создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.

Реализация названных задач требует учета основных принципов организации театрализованной игры.

  Основные принципы, отраженные в ФГОС ДО, это реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Театрализованная деятельность в детском саду включается в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности, образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности, а также  помогает выполнению задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:

Социально-коммуникативное развитие

• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

• воспитание культуры познания сверстников и взрослых (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

Речевое развитие

• содействие развитию монологической и диалогической речи;

• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами) ;

• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, антонимов и др.;

Художественно-эстетическое развитие

• создание выразительного художественного образа;

• приобщение к литературе, музыке, фольклору;

• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

• развитие воображения;

• приобщение к совместной деятельности по моделированию декораций, атрибутов, элементов костюма;

Познавательное развитие

• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Физическое развитие

• выразительность исполнения основных видов движений;

• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

          • согласование действий и сопровождающей их речи;

• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа.

В систему работы по организации театрализованной деятельности входят: проектирование предметно-пространственной среды, планирование и реализация, взаимодействие с родителями, детьми и педагогами.

Ожидаемые результаты:

Посредством театрализации у детей:

Øразвиваются творческие способности: умение перевоплощаться, передавать характер перс­онажа, импровизировать, брать на себя роль, мимика и жесты становятся более разнообразными;

Øразовьются интересы и­ способности, у застенчивых детей появится уверенность­ в себе, желание выступать перед сверстниками;

Øсовершенствуется речь: расширяется и активизируется словарный запас детей; Развитие связной речи, мимики, жестов.

ØРазвитие инициативы, активности, самостоятельности.

Формы и методы работы:

·               Беседы;

·               Игры – драматизации;

·               Слушание музыкальных произведений;

·               Просмотр сказки; беседы после просмотра сказки

·               Театрализованная деятельность.

·               игры-превращения;

·               упражнения на развитие мимики,

·               обыгрывание сказок и инсценировок.

Материально-технические ресурсы:

- Сказки, иллюстрации;

- Аудио, видеоматериалы;

- Мультимедийная техника;        

- Атрибуты для разных видов театров.

 Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный:

       Изучение литературы по теме;

       Выявление представлений детей о театре,

       Составление перспективного плана работы на весь период работы по данному направлению.

       Подбор упражнений и игр, создание сборника речевых, пальчиковых игр, этюдов.

       Подготовка оборудования для реализации данного проекта (различные виды настольного театра, декорации).

II этап– основной.

      Составление перспективного плана работы проекта, утверждение графика проведения мероприятий. Данный этап оснащается методическим сопровождением: составляются конспекты, рекомендации для родителей, подбирается стимульный материал, изготовление атрибутов.

      Проведение образовательной деятельности с детьми по проекту и родителями, согласно плану (один раз в неделю);

      Устный опрос «Играете ли вы с ребенком в театр» (на начало и конец проекта);

      Консультации для родителей «Театрализованные игры, как средство эмоционально-личностного развития детей», оформление папок-ширм по теме проекта;

III этап – заключительный.

-         Подведение итогов непосредственной работы по проекту, совместное детско – родительское  мероприятие «Новый год у ворот»

Условия проведения работы:

1.     Содержательность и разнообразие тематики;

2.     Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов;

3.     Речевой образец (типичные сказочные выражения, повторяющиеся песенки, четкая композиция текста);

4.     Работа над содержанием, образами сказки после ее чтения, обдумывание характеристик, особенностей литературных героев (лисичка хитрая, заяц боязливый и т.д.);

5.     Использование приемов активизации и совершенствования речевой деятельности детей (воспроизведение детьми небольших диалогов персонажей, рассказывание отдельных эпизодов сказок, потешек).

Таким образом, системная работа по театрализованной деятельности оказалась эффективной и:

ü    Помогла повысить интерес детей к театрализованной игре;

ü    00Вызвала желание детей выступать перед сверстниками, раскрепостил стеснительных ребят;

ü    Научила детей согласовывать свои действия с действиями других детей - героев сказки;

ü    Способствовала развитию связной диалогической речи;

ü    Помогла активизировать речь детей, окрасил речь эмоционально;

ü    Способствовала освоению различных интонаций – просьбы, вопроса, удивления, суждения (Дети научились передавать эмоциональное состояние человека, персонажей – мимикой, позой, жестами, движениями);

ü    Помогла развлечь детей и развить фантазию;

Дети стали в свободное время также использовать настольный театр в своих играх – разыгрывать знакомые сказки, придумывать свои истории от первого лица. Также использование настольного театра сблизило детей в совместной деятельности, развило коммуникативные навыки.

 

 

 

Приложение №1

Занятие «ЗЛОЙ ЯЗЫЧОК»

Задачи:

1.     Учить передавать чувства интонацией.

2.     Учить детей подбирать характерные для героев движения, интонации.

3.     Учить давать моральную оценку происходящему.

4.     Развивать быстроту реакции, волевые процессы.

5.     Учить детей расслабляться.

Конспект занятия

1.     Педагог. Для чего нужен язычок? (разговаривать, петь и т. п.)

А еще язычок помогает передать наши чувства, настроение. Сыграем в игру «Голоса животных».

(Педагог называет животное и характеризует настроение, а дети передают эмоции интонацией. Например,  грустная кошечка – веселая кошечка.)

2.     Педагог. Сейчас мы сыграем сказку про медведя, у которого язычок был злой. Приготовились, артисты! (Дети выбирают роль медведя, лисы, зайца и пчелки и сопровождают игрой рассказ ведущего).

Бежал как-то раз заяц по лесу, землянику собирал. Идет ему навстречу медведь – цветы топчет, рычит. Заяц вежливо ему говорит: «Здравствуй, Мишенька!» Медведь язык высунул, да как зарычит: «Э-э-э-э». Заплакал заяц и ушел.

Медведь дальше идет. Навстречу ему лисичка. Бежит, солнышку радуется, улыбается. Увидела медведя, обрадовалась, говорит ему : «Здравствуй, Мишенька!» А он в ответ: «Э-э-э-э». Заплакала лисичка и ушла.

Идет медведь дальше. Навстречу пчела летит, мед собирает. Увидела медведя, жужжит: «Здравствуй, Миша. А он ей: «Э-э-э-э», да язык показывает. Рассердилась пчела и укусила Мишку прямо в язык.

Заревел медведь! Как же быть Мише? Будут теперь дружить с ним звери? Как себя чувствовали зайка и лисичка, когда медведь им язык показывал?

3.     Педагог. И в другой истории язычок тоже оказался злым.

Идет кисонька из кухни,

У ней глазоньки опухли.

- О чем, кисонька, плачешь?

- Как же мне не плакать?

Повар пеночку слизал, а на кисоньку сказал.

Почему плакала кисонька? Как поступил повар? Что же делать?

Если язычок обманывает, он тоже становится злым.

           А когда еще язычок можно назвать злым? (когда обзываются, ругаются) Будут ли дружить с тем, у кого «злой язык».

4.     Педагог. У нас языки послушные, хорошие. Приготовились произносить «волшебные слова» в подвижной игре «Смена мест». (Дети садятся на стульчики у противоположных стен и вместе говорят: «Скучно, скучно так сидеть, друг на друга все глядеть. Не пор ли пробежаться и местами поменяться?» После этих слов дети быстро меняются местами. Кто не успел сесть до сигнала, из игры выбывает. Сигнал - удар в бубен.)

5.     Педагог. Звери устали, готовятся ко сну. Кто читает, кто зубы чистит, кто умывается перед сном кто чай пьет или молоко, а некоторые укладывают спать свои игрушки.

 

Звучит музыка Г. Свиридова «Перед сном». Дети воспроизводят действия персонажей.

Приложение №3

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

В связи с тем, что в настоящее время мы анализируем проблему по вопросу эффективного и планомерного использования театрализованной деятельности с детьми 3-4 лет, просим Вас ответить на следующие вопросы.

Конфиденциальность гарантируем.

 

1. Сколько лет вашему ребенку?

2. В каких формах у ребенка проявляется творчество?

3. Делится ли он своими впечатлениями о театрализованных представлениях,

занятиях, праздниках, проводимых в детском саду?

4. Вызывают ли эмоциональный отклик у него кукольные спектакли?

5. Есть ли в доме детские кассеты, диски с записями сказок?

6. Устраиваете ли вы дома театрализованные представления?

7. Были ли вы со своим ребенком в театре?

8. Любит ли ребенок смотреть сказки?

9. Обсуждаете ли Вы что-нибудь из прочитанного Вами с ребёнком?

10. Какая форма педагогической помощи Вас бы устроила? (собрания, консультации, открытые занятия, индивидуальные беседы, наглядная агитация)?

 

11. Какие знания по театрализованной деятельности для детей младшего дошкольного возраста Вам необходимы?