«Проект ПИСАТЕЛИ - ДЕТЯМ»
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой, художественно-речевой, долгосрочный (с 1октября 2020 г. по 15 мая 2021 г.)
Участники проекта:
- дети подготовительной к школе группы;
- родители воспитанников;
- педагоги (воспитатели, учитель-логопед)
Актуальность проекта:
Огромное значение в жизни ребенка имеет книга. Книга — необходимый элемент его духовной жизни. Стойкий интерес к чтению и привычка ребенка читать формируется в семье. В результате чтения книг у ребенка появляются не только новые знания, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к окружающему.
Но в наше время дети и их родители стали чаще заменять детскую литературу телевизором и компьютером, а художественная книга остается не тронутой и теряет свое значение в формировании художественного вкуса. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.
Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители даже не могут назвать произведения детских писателей. А ведь на самом деле детская литература представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формирует поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени детской литературе в развитии и воспитании наших детей.
Гипотеза:
Целенаправленное общение старшего дошкольника с книгами доставляющее ребенку удовольствие, будет вызывать интерес, помогающий приобретать знания, стимулирующий работу ума и души. Показывая ребенку смысл и глубину содержания произведений, увлекая его процессом чтения общения с книгой, можно сделать так, чтобы чтение постепенно становилось ведущей деятельностью. Изучение литературных произведений способствует формированию литературного вкуса, расширяет кругозор ребенка, обогащает спектр личностных особенностей. Родители воспитанников, наряду с детьми, являются активными действующими лицами.
Цель: формирование у детей осознанного отношения к литературе, как к источнику знаний, лучшему другу, советчику.
Задачи:
1. Познакомить детей с жизнью и творчеством писателей и поэтов.
2. Формировать у детей и взрослых устойчивый интерес к чтению художественных произведений, вырабатывать навыки грамотного читателя.
3. Развивать лексико-грамматический строй речи, эмоционально-оценочную и объяснительную речь.
4. Развивать творческие способности дошкольников и их родителей.
5. Воспитывать любовь к творчеству писателей.
6. Воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным.
7. Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
8. Активизировать влияние семейного воспитания на развитие дошкольника. Приобщение родителей к проблеме детского чтения.
9. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу – Россию, в которой мы живём.
Предполагаемые результаты
Дети:
• У детей сформируется интерес к книгам и умение использовать прочитанное в игровой, продуктивной и художественной деятельности.
• Разовьются творческие способности, коммуникативные навыки, связная речь, значительно пополнится словарь;
• Дети научатся узнавать и называть прочитанные детские произведения, их авторов, понимать мораль произведений;
• Сформируется умение самостоятельно планировать, изготовлять и оформлять «Книжки-малышки»;
• Сформируется умение выразительно пересказывать литературный текст, самостоятельно или по плану составлять рассказы (по сюжетным картинкам, из личного опыта, фантастические рассказы, сказки, небылицы).
Родители в результате деятельности проекта расширят свои знания о многообразии детских авторов и поймут значимость знакомства детей с художественными произведениями.
Педагоги повысят профессиональный уровень.
Реализация проекта
Проект состоит из 3 этапов: подготовительный, основной и заключительный.
1 этап – подготовительный (1, 2 неделя октября)
•Создание предметно-развивающей среды в группе
•Подбор детской и методической литературы, иллюстраций, портретов писателей и поэтов, для реализации проекта.
•Подбор информации для оформления родительского уголка.
•Договорённость о творческом сотрудничестве с детской библиотекой.
•Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы о семейном чтении книг.
•Обсуждение с родителями о целях и задачах проекта.
•Консультация для родителей «С какими книгами лучше дружить дошколятам» (Ватсап);
•Создание проблемной ситуации для детей: исчезли все книги из книжного уголка.
Проводится беседа с детьми:
1. что можно почитать;
2. где можно взять книгу;
3. каких писателей знаете;
4. кто нам расскажет о писателе;
5. что такое библиотека;
6. где она находится;
7. как к ней пройти; и т.д.
2 этап – основной (с 15 октября по 30 апреля)
Этап проходит в соответствии с планом (Приложение 1)
3 этап – Заключительный (1, 2 неделя мая)
На заключительном этапе подведем итоги проекта:
•К.В.Н. между родителями и детьми по прочитанным произведениям;
•презентация проекта.