МАЙ, 2 неделя

 

Развитие лексико-грамматической стороны речи

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

 

Задание 1. Родителям рекомендуется:

    - показать ребенку (по возможности живых) домашних животных — кошку, собаку, корову, лошадь, свинью, овцу;

    - обсудить внешние признаки каждого, ответив на вопросы: почему не слышно, когда ходит кошка, для чего у лошади на ногах копыта, зачем корове рога и т.д.;

    - поговорить о том, чем они питаются, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними;

    - прочитать стихи и рассказы о домашних животных;

    - рассмотреть иллюстрации в книгах и журналах.

 

Задание 2. Отгадать загадки (выучить по выбору).

- Му-му-му, молока кому?        (Корова)

 

- Идет, идет, бородой трясет, травки просит:

«Ме-ме-ме, дайте вкусной мне».     (Коза)

 

- С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака)

 

- Спереди — пятачок, сзади — крючок, посредине — спинка, а на ней — щетинка.  (Свинья)

- По горам, по долам, ходит шуба и кафтан. (Баран)

 

- Мягкие лапки, а в лапках царапки.

Все время умывается, а с водой не знается. (Кошка)

 

- Я большой и я красивый, я бегу — и вьется грива,

Длинный шелковый хвосток и копытами — цок, цок. (Конь)

 

Задание 3. Дидактическая игра «Кто как голос подает?»

Корова — «му-у» (корова мычит).

Кошка — «мяу» (кошка мяукает).

Собака — ....

Свинья — ... .

Лошадь — ... .   

Овца — ... .

 

Задание 4. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа существительных): кошка — кошки, собака — собаки ...; котенок — котята, жеребенок — жеребята ... .

Задание 5. Дидактическая игра «У кого — кто?» (падежное согласование существительных): у кошки — котенок (котята), у собаки — щенок (щенята), у овцы — ...,

у козы — ... ;

котенок — у кошки, щенок — у ..., теленок — у ..., жеребенок — ..., козленок — ... .

 

Задание 6. Дидактическая игра «Кто чем питается?» (употребление творительного падежа имен существительных): кошка — молоком, корова — травой, коза — ..., собака — ..., лошадь — ... .

 

Задание 7. Дидактическая игра «Кто как ест?»: корова — жует, собака — грызет, кошка — лакает ... .

 

Задание 8. Подобрать признаки к существительным:

кошка (какая?) — ..., щенок (какой?) — ..., козленок (какой?) — ..., жеребята (какие?) — ..., телята (какие?) — ... .

 

Задание 9. Дидактическая игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): кошка — кошечка, собака — собачка, свинья — свинка... .

 

Задание 10. Отгадать загадки (употребление родительного падежа существительных).

У кого рога?                                         

У кого мягкие лапки?

У кого вымя?

У кого щетина?

У кого пятачок?

 

Задание 11. Загадать аналогичные загадки самостоятельно.

 

Задание 12. Составить описательный рассказ о домашнем животном по плану. Кто это?

Где живет?

Каков внешний вид?

Какие имеет повадки?

Чем питается?

Какую пользу приносит?

Кто у него детеныши?

 

Задание 13. Упражнения для пальчиков.

                                          Коготочки

У кошкиной дочки                                   Поджать  подушечки  пальцев

На лапках коготочки.                                правой руки  к   верхней   части  ладошки.  

Ты их прятать не спеши,                         Большой  палец прижать    к    указательному.

Пусть посмотрят малыши.                         Произносить громко: «Мяу».

                                                                

                                               Коза

Идет коза рогатая                                  Пальцы рук поджать, только

за малыми ребятами.                             указательный и мизинец держать

 — Кто кашу не ест,                              выпрямленными. Это — «коза».

молоко не пьет,                                     Со словами «забодаю» «козу»

Забодаю, забодаю!                                «напускать» на ребенка.

 

 

 

 

Звуковая культура речи

ЗВУК И БУКВА Щ

Цели:

коррекционно-образовательные:

- формировать и расширять у детей предикатив­ный словарь;

- развивать грамматический строй речи;

- закреплять знания о домашних животных путем расширения «семантического поля» слова щенок,

коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух, восприятие;

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать общую моторику;

- расширять и уточнять словарь;

- развивать навыки словоизменения;

коррекционно-воспитательные:

- развивать наблюдательность;

- воспитывать заботливое отношение к домаш­ним животным.

Оборудование: предметные картинки с изображе­нием домашних животных, зеркала, фишки для составления схем, карандаши.

 

Ход занятия

I.                   Организационный момент. 

Отгадывание загадки.

Глазища, усища,

Хвостища, когтища,

А моется всех чище.

Кто это? ... (Кот-котище)

 

II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1.        1. Общее расслабление. Движения по тексту.

Руки не напряжены

И расслаблены...

Наши руки так стараются

Пусть и ноги расслабляются...

  1. Развитие общей моторики.

Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке

Руки сложить ладонями друг к другу: к правой, а затем левой щеке.

А у щетки половой

Палка есть над головой

Руки поднимать вверх и соединять над головой.

Палка — щелк щенков с плеча,

Хлопок по плечам.

Два щенка ушли пища.

Обойти вокруг своего стола и сесть.

 

3.      Развитие мелкой моторики. «Пять телят».

Этот теленок ушел далеко,

Руки зажаты в кулачки.

 

Пальцы раскрываются на каждую строку, начиная с мизинца.

Этот теленок травку жует,

Этот теленок копытами бьет;

Этот теленок мычит: «Му-му-му!

Все разошлись! Скучно мне одному!»

 

4.      Развитие мимических мышц

До чего красив венок:

Радость.

Ромашки, незабудки!..

Веселье.

На цепи сидит щенок

Грусть.

У собачьей будки.

Огорчение.

 

5.      Артикуляционная гимнастика.

- Однажды наш щенок играл и весь изма­зался вареньем. Вот как он облизывается (упраж­нение «Вкусное варенье»).

- За это хозяйка прогнала его, и он убежал в лес. По дороге он чуть не наступил на грибок (упражне­ние «Грибок»).

- Но тут он услышал странный звук: (упражнение «Гармошка»), что было очень похоже на гармошку, и побежал на этот звук.

 

6.      Работа по развитию дыхания и голоса.

- Пока щенок путешествует, мы выучим скороговорку: «Щипцы и клещи — это папины вещи».

Ребенок повторяет скороговорку с вопросительной, утвердительной и восклицательной интонациями.

 

III. Упражнения по развитию произношения и обу­чению грамоте.

  1. Объявление темы занятия.

- Сегодня мы вместе со щенком будем путешест­вовать и правильно произносить звук Щ.

  1. Акустико-артикуляционный образ звука. 

- Проверь, правильно ли у тебя рабо­тают губы и язык, когда ты произносишь звук Щ. Выдвиньте губы рупором; кончик языка поднят к бугорочкам и образует с ними щель; по середине языка идет теплая, плавная, длинная струя воздуха (поднесите руку ко рту, проверьте, так ли это)».

Звук «Щ» — согласный, всегда мягкий, глухой, шипящий, обозначаем зеленым цветом.

 

  1. Развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук Щ».

- Я буду называть слова, если в слове есть звук Щ, лови его (хлопай): товарищи, клещи, машина, овощи, врачи, вещи, лещ, трубач…..

 

  1. Соотношение звука с буквой.
  1. Автоматизация звука Щ в слогах, словах, предло­жениях и текстах.

- Воспроизведение слоговых рядов: ща-щу-щи- ще; ащ-ощ-ущ-ищ и т.д.

- Звуковой анализ слогов и составление схем.

- Игра «Что получится, если прибавить щи? ща?».

- Пла-щи, пи-ща, ро-ща, ле-щи, ве-щи, ча-ща.

Слоговой анализ слов. Запись схем.

- Работа с деформированной фразой.

Щенок, лес, в, заблудиться.

Мама, щенок, потерять.

Деление составленных предложений на слова и составление схем.

 

Физкультминутка. 

Выполнение движений в соответствии с текстом.

Мы играем на гармошке,

Громко хлопаем в ладошки,

Головой слегка качаем,

Руки кверху поднимаем.

 

IV.             Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

- Наш щенок тоже услышал гармошку. Эти звуки доносились со двора, где жил щенок. Но во дворе он заблудился и не мог найти свою маму. Во дворе он встретил... петуха. Петух прокричал: «Ку-ка-ре-ку!»

Щенок подумал: «Он ... (Что делает?): (ответ ребенка - «кукарекает»), «Значит, это не моя мама», - решил щенок и побежал дальше. По аналогии:

Курица - кудахчет. 

Гусь - гогочет.

Утка - крякает.        

Кошка - мяукает.

Свинья - хрюкает.    

Теленок - мычит.

Лошадь - ржет.

И, наконец, щенок услышал: «гав, гав, гав». Он очень обрадовался и подумал: Это моя мама (что делает?) гавкает. И кинулся навстречу к своей маме. Так и закончилась история о щенке.

 

V.                Итог занятия и оценка работы ребенка.

- С кем мы сегодня путешествовали? (Со щенком.) Назовите первый звук в этом слове. Дайте ему характеристику.

 

Для закрепления полученных знаний выполните  занятие 61 (альбом 3, с. 26) и 62 (альбом 3, с. 27)