МАЙ, 2 неделя
Развитие лексико-грамматической стороны речи
«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Задание 1. Родителям рекомендуется:
- показать ребенку (по возможности живых) домашних животных — кошку, собаку, корову, лошадь, свинью, овцу;
- обсудить внешние признаки каждого, ответив на вопросы: почему не слышно, когда ходит кошка, для чего у лошади на ногах копыта, зачем корове рога и т.д.;
- поговорить о том, чем они питаются, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними;
- прочитать стихи и рассказы о домашних животных;
- рассмотреть иллюстрации в книгах и журналах.
Задание 2. Отгадать загадки (выучить по выбору).
- Му-му-му, молока кому? (Корова)
- Идет, идет, бородой трясет, травки просит:
«Ме-ме-ме, дайте вкусной мне». (Коза)
- С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака)
- Спереди — пятачок, сзади — крючок, посредине — спинка, а на ней — щетинка. (Свинья)
- По горам, по долам, ходит шуба и кафтан. (Баран)
- Мягкие лапки, а в лапках царапки.
Все время умывается, а с водой не знается. (Кошка)
- Я большой и я красивый, я бегу — и вьется грива,
Длинный шелковый хвосток и копытами — цок, цок. (Конь)
Задание 3. Дидактическая игра «Кто как голос подает?»
Корова — «му-у» (корова мычит).
Кошка — «мяу» (кошка мяукает).
Собака — ....
Свинья — ... .
Лошадь — ... .
Овца — ... .
Задание 4. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа существительных): кошка — кошки, собака — собаки ...; котенок — котята, жеребенок — жеребята ... .
Задание 5. Дидактическая игра «У кого — кто?» (падежное согласование существительных): у кошки — котенок (котята), у собаки — щенок (щенята), у овцы — ...,
у козы — ... ;
котенок — у кошки, щенок — у ..., теленок — у ..., жеребенок — ..., козленок — ... .
Задание 6. Дидактическая игра «Кто чем питается?» (употребление творительного падежа имен существительных): кошка — молоком, корова — травой, коза — ..., собака — ..., лошадь — ... .
Задание 7. Дидактическая игра «Кто как ест?»: корова — жует, собака — грызет, кошка — лакает ... .
Задание 8. Подобрать признаки к существительным:
кошка (какая?) — ..., щенок (какой?) — ..., козленок (какой?) — ..., жеребята (какие?) — ..., телята (какие?) — ... .
Задание 9. Дидактическая игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): кошка — кошечка, собака — собачка, свинья — свинка... .
Задание 10. Отгадать загадки (употребление родительного падежа существительных).
У кого рога?
У кого мягкие лапки?
У кого вымя?
У кого щетина?
У кого пятачок?
Задание 11. Загадать аналогичные загадки самостоятельно.
Задание 12. Составить описательный рассказ о домашнем животном по плану. Кто это?
Где живет?
Каков внешний вид?
Какие имеет повадки?
Чем питается?
Какую пользу приносит?
Кто у него детеныши?
Задание 13. Упражнения для пальчиков.
Коготочки
У кошкиной дочки Поджать подушечки пальцев
На лапках коготочки. правой руки к верхней части ладошки.
Ты их прятать не спеши, Большой палец прижать к указательному.
Пусть посмотрят малыши. Произносить громко: «Мяу».
Коза
Идет коза рогатая Пальцы рук поджать, только
за малыми ребятами. указательный и мизинец держать
— Кто кашу не ест, выпрямленными. Это — «коза».
молоко не пьет, Со словами «забодаю» «козу»
Забодаю, забодаю! «напускать» на ребенка.
Звуковая культура речи
ЗВУК И БУКВА Щ
Цели:
коррекционно-образовательные:
- формировать и расширять у детей предикативный словарь;
- развивать грамматический строй речи;
- закреплять знания о домашних животных путем расширения «семантического поля» слова щенок,
коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух, восприятие;
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать общую моторику;
- расширять и уточнять словарь;
- развивать навыки словоизменения;
коррекционно-воспитательные:
- развивать наблюдательность;
- воспитывать заботливое отношение к домашним животным.
Оборудование: предметные картинки с изображением домашних животных, зеркала, фишки для составления схем, карандаши.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Отгадывание загадки.
Глазища, усища,
Хвостища, когтища,
А моется всех чище.
Кто это? ... (Кот-котище)
II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
1. 1. Общее расслабление. Движения по тексту.
Руки не напряжены
И расслаблены...
Наши руки так стараются
Пусть и ноги расслабляются...
Два щенка щека к щеке Щиплют щетку в уголке |
Руки сложить ладонями друг к другу: к правой, а затем левой щеке. |
А у щетки половой Палка есть над головой |
Руки поднимать вверх и соединять над головой. |
Палка — щелк щенков с плеча, |
Хлопок по плечам. |
Два щенка ушли пища. |
Обойти вокруг своего стола и сесть. |
3. Развитие мелкой моторики. «Пять телят».
Этот теленок ушел далеко, |
Руки зажаты в кулачки.
Пальцы раскрываются на каждую строку, начиная с мизинца. |
Этот теленок травку жует, |
|
Этот теленок копытами бьет; |
|
Этот теленок мычит: «Му-му-му! |
|
Все разошлись! Скучно мне одному!» |
4. Развитие мимических мышц
До чего красив венок: |
Радость. |
Ромашки, незабудки!.. |
Веселье. |
На цепи сидит щенок |
Грусть. |
У собачьей будки. |
Огорчение. |
5. Артикуляционная гимнастика.
- Однажды наш щенок играл и весь измазался вареньем. Вот как он облизывается (упражнение «Вкусное варенье»).
- За это хозяйка прогнала его, и он убежал в лес. По дороге он чуть не наступил на грибок (упражнение «Грибок»).
- Но тут он услышал странный звук: (упражнение «Гармошка»), что было очень похоже на гармошку, и побежал на этот звук.
6. Работа по развитию дыхания и голоса.
- Пока щенок путешествует, мы выучим скороговорку: «Щипцы и клещи — это папины вещи».
Ребенок повторяет скороговорку с вопросительной, утвердительной и восклицательной интонациями.
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
- Сегодня мы вместе со щенком будем путешествовать и правильно произносить звук Щ.
- Проверь, правильно ли у тебя работают губы и язык, когда ты произносишь звук Щ. Выдвиньте губы рупором; кончик языка поднят к бугорочкам и образует с ними щель; по середине языка идет теплая, плавная, длинная струя воздуха (поднесите руку ко рту, проверьте, так ли это)».
Звук «Щ» — согласный, всегда мягкий, глухой, шипящий, обозначаем зеленым цветом.
Игра «Поймай звук Щ».
- Я буду называть слова, если в слове есть звук Щ, лови его (хлопай): товарищи, клещи, машина, овощи, врачи, вещи, лещ, трубач…..
- Воспроизведение слоговых рядов: ща-щу-щи- ще; ащ-ощ-ущ-ищ и т.д.
- Звуковой анализ слогов и составление схем.
- Игра «Что получится, если прибавить щи? ща?».
- Пла-щи, пи-ща, ро-ща, ле-щи, ве-щи, ча-ща.
Слоговой анализ слов. Запись схем.
- Работа с деформированной фразой.
Щенок, лес, в, заблудиться.
Мама, щенок, потерять.
Деление составленных предложений на слова и составление схем.
Физкультминутка.
Выполнение движений в соответствии с текстом.
Мы играем на гармошке,
Громко хлопаем в ладошки,
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем.
IV. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
- Наш щенок тоже услышал гармошку. Эти звуки доносились со двора, где жил щенок. Но во дворе он заблудился и не мог найти свою маму. Во дворе он встретил... петуха. Петух прокричал: «Ку-ка-ре-ку!»
Щенок подумал: «Он ... (Что делает?): (ответ ребенка - «кукарекает»), «Значит, это не моя мама», - решил щенок и побежал дальше. По аналогии:
Курица - кудахчет.
Гусь - гогочет.
Утка - крякает.
Кошка - мяукает.
Свинья - хрюкает.
Теленок - мычит.
Лошадь - ржет.
И, наконец, щенок услышал: «гав, гав, гав». Он очень обрадовался и подумал: Это моя мама (что делает?) гавкает. И кинулся навстречу к своей маме. Так и закончилась история о щенке.
V. Итог занятия и оценка работы ребенка.
- С кем мы сегодня путешествовали? (Со щенком.) Назовите первый звук в этом слове. Дайте ему характеристику.
Для закрепления полученных знаний выполните занятие 61 (альбом 3, с. 26) и 62 (альбом 3, с. 27)