Проект «Юные исследователи»
Актуальность.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Вид проекта: исследовательско-творческий, познавательно – практический.
Сроки реализации: краткосрочный (01.07.2020 г. – 31.07.2020 г.)
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, педагоги.
Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи проекта:
- формировать у детей дошкольного возраста логическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
- расширять знания о явлениях и изменениях природы.
Методы и технологии реализации проекта: метод проектирования; личностно-ориентированные технологии; экспериментирование; беседы с детьми; продуктивные виды деятельности.
Ожидаемые результаты.
Для детей.
- У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.
- Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой
- Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.
Для педагогов.
Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.
Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.
Ресурсное обеспечение проекта.
Методическое:
1. “Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников”, Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2010 г.
2. “Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста”, Тугушева Т.П., Чистякова А.Е., 2010 г.
3. “Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет”, Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2011 г.
4. “Игры с водой и песком”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1997 г.
5. “Опыты с песком и глиной”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1998 г.
Материально-техническое:
- подборка консультативного материала для педагогов и родителей;
- разработка проекта;
- экспериментирование;
- подбор иллюстраций, детской литературы;
- подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей (пополнение уголка экспериментирования);
- оформление детской лаборатории в группе.
Этапы проведения проекта.
I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).
1. Подготовка к работе педагогов.
Анализ методической литературы.
Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для дошкольников”.
Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.
2.Сотрудничество с родителями.
Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:
- Проведение опытов с детьми в домашних условиях.
- Участие в детско – родительском конкурсе «Флюгер».
- Участие в создании мини-музея «Час за часом».
- Подбор материалов и помощь в оформлении уголка экспериментирования.
3. Подготовительная работа с детьми.
- Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.
- Экскурсия в « виртуальную лабораторию». Формирование у детей представлений для чего нужны опыты и эксперименты.
- Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом, солнцем, камнями.
Примерный алгоритм группового проекта
Мотивация выбора темы. Модель трех вопросов.
1.Что мы знаем?
Развивающие вопросы, которые можно задать детям:
- для чего нам нужна лаборатория в группе?
- для чего нужны эксперименты?
- вспомнить какие опыты проводили, что в результате их узнали, что запомнилось интересного?
2. Что мы хотим узнать?
- Что такое микроскоп и лупа?
- Какие вещества растворяет вода?
- Почему дует ветер?
- Почему не тонут айсберги?
- Как действует магнит на предметы?
3. Что нужно сделать, чтобы узнать?
- Приобрести и изготовить оборудование в лабораторию для опытов.
- Проделать эксперименты и опыты.
- Задать свои вопросы родителям, воспитателям, вместе с ними почитать книги, посмотреть информацию в энциклопедиях.
- Рассказать друг другу о том, что узнали.
II. Практический.
Организации образовательного процесса с детьми
Тема недели |
Формы работы |
1 неделя |
Эксперимент «Где лучше расти?»
Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост
и развитие растений, выделить почвы разные по составу. Эксперимент «Лабиринт» Цель: установить, как растение ищет свет. Эксперимент «Эффект радуги» Цель: показать, как расщепляется невидимый солнечный свет на отдельные цвета. Эксперимент «Солнечная лаборатория» Цель: показать, предметы, какого цвета быстрее нагреваются на солнце (темного или светлого). Эксперимент «Солнечные зайчики» Цель: познакомить с происхождением солнечных зайчиков.
Развлечение недели: КВН «Животные и растения родного края».
Продуктивная деятельность: - Поделка из цветной бумаги «Бабочка»;
- Коллективная поделка «Пчелы в сотах»; |
2 неделя |
Эксперимент «Откуда берется песок». Цель: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением. Эксперимент «Из чего состоит песок» Цель: рассмотреть форму песчинок. Эксперимент «Удивительный песок» Цель: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку. Эксперимент “Путешествие в мир стеклянных вещей”. Цель: познакомить со стеклянной посудой, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы. Эксперимент “Волшебные стёклышки”. Цель: познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку. Развлечение недели «Весёлые старты».
Продуктивная деятельность: - Рисование песком «Насекомые»;
- Поделка из камней «Жуки»; - Рисование на песке.
|
3 неделя «Воздух» |
Эксперимент “Воздух”. Цель: расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара. Эксперимент “Почему дует ветер”. Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он лёгкий, холодный опускается вниз – он тяжёлый. Эксперимент “Этот удивительный воздух”. Цель: дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха. Эксперимент “Вдох - выдох”. Цель: расширить представление о воздухе, способах его обнаружения, об объёме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. Эксперимент «Испытание изготовленных флюгеров» Цель: расширить представление о работе флюгера (определение силы ветра, направление ветра, качество используемого материала).
Развлечение недели «Шоу мыльных пузырей».
Продуктивная деятельность: - Изготовление вертушек (для определения силы ветра); - Аппликация «Воздушный змей»; - Нетрадиционная техника мыльными пузырями; - Изготовление мыльных пузырей;
|
4 неделя «Вода» |
Экскурсия в “ виртуальную лабораторию”. Цель: уточнить представление о том, кто такие учёные, о назначении детской лаборатории и культуре поведения в ней. Эксперимент “Какая бывает вода”. Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд. Эксперимент «Вода может иметь вкус». Цель: подвести детей к пониманию того, что вода не имеет вкуса, а при добавлении в нее соли, сахара, лимонного сока приобретает вкус этих веществ. Эксперимент “Вода – растворитель. Очищение воды”. Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах поведения при работе с различными веществами. Эксперимент “Куда делась вода”. Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды). Эксперимент – развлечение “Путешествие Капельки”. Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, обозначить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей; умение работать в группе, договариваться, учитывать умение партнёра доказывать правильность своего мнения. Выполнение коллективной работы.
Развлечение недели « День Ивана Купалы»
Продуктивная деятельность: - Нетрадиционная техника рисования восковыми карандашами и красками «Подводное царство»; - Нетрадиционная техника рисование выдувание «Сакура»; - Рисунок – ассоциация «Клякса» |
Оформление электронной презентации, оформление выставки детских альбомов по экспериментированию; представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов
Работа с родителями
Месяц |
Формы работы |
1 неделя |
Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент. Участие в создании мини-музея «Час за часом». Помощь родителей в проведении эксперимента (принести картошку). |
2 неделя |
Пополнение уголка экспериментирования (косточки, камни, трубочки, палочки и так далее). |
3 неделя |
Участие в детско – родительском конкурсе «Флюгер». |
4 неделя |
Изготовление воронок из бутылок. |
III. Обобщающий.
Оценка реализации проекта детьми: беседа «Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?»
Презентация продуктов деятельности.
ФОТОГАЛЕРЕЯ