Проект «Юные исследователи»

Актуальность.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.

 Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

 Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

 В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.

 Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

 Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности  и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Вид проекта: исследовательско-творческий, познавательно – практический.

Сроки реализации: краткосрочный  (01.07.2020 г. – 31.07.2020 г.)

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, педагоги.

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

 Задачи проекта:

- формировать у детей дошкольного возраста логическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

 - поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

- расширять знания о явлениях и изменениях природы.

 Методы и технологии реализации проекта: метод проектирования; личностно-ориентированные технологии; экспериментирование; беседы с детьми; продуктивные виды деятельности.

Ожидаемые результаты.

Для детей.

- У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.

- Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой

- Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.

 

Для педагогов.

Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.

 Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.

 

 Ресурсное обеспечение проекта.

Методическое:

1. “Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников”, Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2010 г.

 2. “Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста”, Тугушева Т.П., Чистякова А.Е., 2010 г.

 3. “Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет”, Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2011 г.

 4. “Игры с водой и песком”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1997 г.

 5. “Опыты с песком и глиной”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1998 г.

 Материально-техническое:

- подборка консультативного материала для педагогов и родителей;

- разработка проекта;

- экспериментирование;
-  подбор иллюстраций, детской литературы;
- подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей (пополнение уголка экспериментирования);
- оформление  детской лаборатории в группе.

 Этапы проведения проекта.

I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).

 1. Подготовка к работе педагогов.

 Анализ методической литературы.

Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для дошкольников”.

 Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

 Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

 

2.Сотрудничество с родителями.

Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:

- Проведение опытов с детьми в домашних условиях.

-  Участие в детско – родительском конкурсе «Флюгер».

 - Участие в создании мини-музея «Час за часом».

 - Подбор материалов и помощь в оформлении уголка экспериментирования.

 

3. Подготовительная работа с детьми.

 - Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.

 - Экскурсия в « виртуальную лабораторию». Формирование у детей представлений для чего нужны опыты и эксперименты.

 - Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом, солнцем, камнями.

Примерный алгоритм группового проекта

 Мотивация выбора темы. Модель трех вопросов.

1.Что мы знаем?

Развивающие вопросы, которые можно задать детям:

- для чего нам нужна лаборатория в группе?

 - для чего нужны эксперименты?

 - вспомнить какие опыты проводили, что в результате их узнали, что запомнилось интересного?

 2. Что мы хотим узнать?

 - Что такое микроскоп и лупа?

 - Какие вещества растворяет вода?

 - Почему дует ветер?

 - Почему не тонут айсберги?

 - Как действует магнит на предметы?

3. Что нужно сделать, чтобы узнать?

 - Приобрести и изготовить оборудование в лабораторию для опытов.

 - Проделать эксперименты и опыты.

- Задать свои вопросы родителям, воспитателям, вместе с ними почитать книги, посмотреть информацию в энциклопедиях.

 - Рассказать друг другу о том, что узнали.

 

 II. Практический.

Организации образовательного процесса с детьми

Тема недели

Формы работы

1 неделя
«Солнце и растения»

Эксперимент «Где лучше расти?»

Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы разные по составу.
Эксперимент «На свету и в темноте»
Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Эксперимент «Лабиринт»

Цель: установить, как растение ищет свет.

Эксперимент «Эффект радуги»

Цель: показать, как расщепляется невидимый солнечный свет на отдельные цвета.

Эксперимент «Солнечная лаборатория»

Цель: показать, предметы, какого цвета быстрее нагреваются на солнце (темного или светлого).

Эксперимент «Солнечные зайчики»

Цель: познакомить с происхождением солнечных зайчиков.

 

Развлечение недели:

КВН «Животные и растения родного края».

 

Продуктивная деятельность:

- Поделка из цветной бумаги «Бабочка»;

- Коллективная поделка «Пчелы в сотах»;
- Полив растений;
- Аппликация «Цветы для мамы»;

2 неделя
«Песок»

Эксперимент «Откуда берется песок».

Цель: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением.

Эксперимент «Из чего состоит песок»

Цель: рассмотреть форму песчинок.

Эксперимент «Удивительный песок»

Цель: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.

Эксперимент “Путешествие в мир стеклянных вещей”.

 Цель: познакомить со стеклянной посудой, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.

Эксперимент “Волшебные стёклышки”.

Цель: познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

Развлечение недели «Весёлые старты».

 

Продуктивная деятельность:

- Рисование песком «Насекомые»;

- Поделка из камней «Жуки»;
- Лепка из соленого теста «Дары леса»;

- Рисование на песке.

 

 

3 неделя

«Воздух»

 Эксперимент “Воздух”.

Цель: расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

Эксперимент “Почему дует ветер”.

Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он лёгкий, холодный опускается вниз – он тяжёлый.                                         Эксперимент “Этот удивительный воздух”.

 Цель: дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Эксперимент “Вдох - выдох”.

Цель: расширить представление о воздухе, способах его обнаружения, об объёме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

Эксперимент «Испытание изготовленных флюгеров»

Цель: расширить представление о работе флюгера (определение силы ветра, направление ветра, качество используемого материала).

 

Развлечение недели «Шоу мыльных пузырей».

 

Продуктивная деятельность:

- Изготовление вертушек (для определения силы ветра);

- Аппликация «Воздушный змей»;

- Нетрадиционная техника мыльными пузырями;

- Изготовление мыльных пузырей;

 

4 неделя

«Вода»

Экскурсия в “ виртуальную лабораторию”.

Цель: уточнить представление о том, кто такие учёные, о назначении детской лаборатории и культуре поведения в ней.

Эксперимент “Какая бывает вода”.

Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд.

Эксперимент «Вода может иметь вкус».

Цель: подвести детей к пониманию того, что вода не имеет вкуса, а при добавлении в нее соли, сахара, лимонного сока приобретает вкус этих веществ.

 Эксперимент “Вода – растворитель. Очищение воды”.

Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах поведения при работе с различными веществами.

 Эксперимент “Куда делась вода”.

Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды). Эксперимент – развлечение “Путешествие Капельки”.

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, обозначить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей; умение работать в группе, договариваться, учитывать умение партнёра доказывать правильность своего мнения. Выполнение коллективной работы.

 

Развлечение недели « День Ивана Купалы»

 

Продуктивная деятельность:

- Нетрадиционная техника рисования восковыми карандашами и красками «Подводное царство»;

- Нетрадиционная техника рисование выдувание «Сакура»;

- Рисунок – ассоциация «Клякса»

 

   Оформление электронной презентации, оформление выставки детских альбомов по экспериментированию; представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов

 

Работа с родителями

Месяц

Формы работы

1 неделя

Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент.

Участие в создании мини-музея «Час за часом».

Помощь родителей в проведении эксперимента (принести картошку).

2 неделя

Пополнение уголка экспериментирования (косточки, камни, трубочки, палочки и так далее).

3 неделя

Участие в детско – родительском конкурсе «Флюгер».

4 неделя

Изготовление воронок из бутылок.

 

III. Обобщающий.

Оценка реализации проекта детьми: беседа «Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?»

 

 Презентация продуктов деятельности.

 

                                                             ФОТОГАЛЕРЕЯ