Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Верхнекетский детский сад»

Верхнекетского района Томской области

 

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс для родителей

«Учите детей мыслить»

 

 

 

 

 

 

 

                                      учитель-логопед  высшей кв. категории,

                                                                                      М.Р. Головня

 

 

 

 

 

 

 

 

Белый Яр – 2020

 

Мастер-класс для родителей «Учите детей мыслить»

 

Для понимания особенностей восприятия малышами окружающего мира необходимо представлять, что собой представляет развитие мышления у детей дошкольного возраста, как протекает этот процесс и чем примечателен.

Наглядно-действенное мышление свойственно детям до двух лет, когда они знакомятся с миром по большей части с помощью действий. Родители, понимая, что ребенок проходит этап развития наглядно-действенного мышления, должны стараться не только не препятствовать малышу в процессе знакомства с миром, но и поощрять инициативу. Да, кроха действительно может сломать, разобрать, испортить какие-то вещи, но сделает он это не нарочно, а с единственной целью — познать окружающую действительность.

Для тренировки такого типа мышления у дошкольников можно использовать специальные развивающие игрушки, например наборы для прикладного искусства, всевозможные емкости с крупами и водой, кинетический песок, конструкторы и другие. Важно отследить следующий момент: во время игры ребенок должен уметь провести связь между своими действиями и их результатом.

После трех лет у малышей наступает новый этап развития, который отмечен появлением наглядно-образного мышления. Предыдущий тип мышления — наглядно-действенный – сохраняется, но дополнительно ребенок учится знакомиться с миром посредством образов.  В этом возрасте у малыша особенно ярко проявляется способность к рисованию, он пробует изображать предметы, которые видел раньше и которые успел запомнить. Говоря о том, какие особенности имеет этот тип мышления, можно отметить неиндивидуализированное изображение, которое складывается в голове в виде образа в тот или иной момент.

Важно, чтобы взрослые прививали малышу желание визуализировать и реализовывать всплывающие в сознании образы. Играми, способствующими этому, станут, например, лепка, аппликации и работа с конструктором.

Как развивается словесно-логическое мышление?

На следующем этапе, в 5-7 лет, мышление дошкольников приобретает форму словесно-логического. Отличительная черта такого мышления — способность группировать и анализировать факты.

Так, если ребенка до 4 лет спросить, кого он понимает под названием «кот», кроха ответит, что речь идет о Мурзике из соседнего подъезда или Пушке на бабушкиной даче. В 5-7 лет малыши понимают, что кот — это животное, которое имеет свои отличительные признаки. Это говорит о том, что ребенок анализирует, думает логически, мыслит согласно своему возрасту.

В дошкольном возрасте развивается еще один тип мышления — творческий. Малыши учатся принимать необычные, креативные решения. Задача взрослых на этом этапе — понимание особенностей творческого мышления и стимуляция его развития. Если сравнивать творческий тип мышления с перечисленными выше, то оно имеет одну важную особенность: не зависит от интеллектуальных возможностей дошкольника.

Фантазировать, воображать — это умеют и с удовольствием делают дети с любым уровнем интеллекта. Малышу достаточно будет оказаться в располагающей к творчеству обстановке, чтобы он почувствовал желание проявить свой потенциал. Развивать творческое мышление у детей можно в любых направлениях:

  • изобразительная деятельность;
  • литература;
  • музыка;
  • хореография и т.д.

Каждый ребенок имеет способности к творчеству – нужно лишь разглядеть их и помочь крохе с их реализацией. Даже малыши, отстающие в развитии, способны находить креативные способы решения поставленных перед ними задач, если взрослые будут способствовать развитию у них творческого мышления.

Виды мыслительных операций у дошкольников — это:

  • синтез;
  • классификация;
  • анализ;
  • обобщение.

Анализируя навыки пользования этими операциями, можно будет вычислить уровень развития мышления у дошкольников. Начнем по порядку.

Что такое сравнение? Чтобы малыш умел сравнивать, нужно помочь ему научиться искать различия в одинаковых на первый взгляд предметах и объектах и общее в разных. Так, уже в два года кроха может выделять у предметов и объектов отдельные признаки:

  • цвет;
  • форму;
  • размер и пр.

Важно привить малышу способность выделять отдельные признаки у предметов, что впоследствии поможет ему проводить сравнительный анализ. Упражняться в сравнении можно, анализируя не только предметы и объекты, но и явления и даже звуки, движения.

Как научить обобщать? Важная составляющая процесса мышления — это способность обобщать. Как правило, этот навык малыши осваивают не раньше 6-7 лет, то есть в старшем дошкольном возрасте. Так, если к трем-четырем годам малыш может уверенно перечислить предметы посуды, то в 6-7 лет он обозначит их одним общим словом — «посуда».

По мере того как у малыша будет пополняться словарный запас, он сможет лучше справляться с обобщением, развивая мыслительные способности.

Анализ как способ мышления помогает малышам разделять анализируемый предмет на отдельные компоненты с выявлением его признаков и функций.

Развивать способность к анализу у ребенка взрослые могут целенаправленно. Например, можно периодически обсуждать с крохой те или иные предметы, объекты, растения, животных, предлагая ему охарактеризовать их по частям. В возрасте 3-4 лет кроха уже справится с заданием, описывая цветы, домашнего питомца, автомобиль и так далее.

Способность к синтезу — это обратная анализу мыслительная операция. Если в процессе анализа ребенок учится искать особенности предмета или явления, как бы расщепляя его на компоненты, то в ходе синтеза он учится объединять отдельные признаки того или иного предмета или объекта, обращая внимание на сущность в целом.

Главным признаком освоения навыка синтеза является умение старшего дошкольника объединять отдельные буквы в слоги, а слоги в слова.

Как только малыш сможет овладеть навыком классифицировать, он сможет определять сходства и отличия между разными предметами, явлениями, выделяя один или несколько признаков, по которому можно их сгруппировать.

Развивать умение классифицировать у детей можно с помощью специальных игр и игрушек из разных материалов.

Логическое мышление поможет детям в процессе обучения в школе. Развивать его помогут интересные упражнения, в ходе которых малыши научатся рассуждать и сравнивать.

Игра «Угадай лишнее!». Цель этой игры – научить малышей обобщать. Играть в нее могут младшие дошкольники до трех-трех с половиной лет. Детям предлагают из предложенных предметов выбрать лишний. Например, это могут быть мягкие игрушки, среди которых будет одна из дерева или пластика, набор детской посуды, в котором будет игрушечная машинка, и так далее. Обычно младшие дошкольники с легкостью справляются с поставленным заданием. Взрослые должны научить ребенка не только правильно выбирать лишний предмет, но и аргументировать свой выбор.

Игра «Где чей домик?». Цель этой игры — научить малышей обобщать и группировать предметы в зависимости от признаков. С игрой лучше справятся младшие дошкольники, которым можно показывать карточки с изображенными на них предметами, предлагая определить, кто где живет. Например, животные — в лесу, посуда — на кухне, машина — на улице и т.д.

Игра «Угадай!». Играя в эту игру, малыш научится соотносить категории, к которым относятся объекты. Взрослому нужно будет загадать определенное слово (предмет) и предложить малышу его отгадать, получая ответы «да» или «нет» на наводящие вопросы: «Это еда? Это фрукт? Это сладкое? Это большое? Это зеленое?». Как только малыш справится с заданием, можно предложить ему поменяться ролями.
       Игра «Собери предмет».
 Рассчитана на детей от 3 до 4 лет, осваивающих навык выделения общего признака у нескольких предметов. Малышу предлагают соединить части одного предмета, причем как отдельные детали, так и изображенные на картинках элементы, например в виде пазлов.

Игра «Отгадай предмет». Цель игры — улучшение словарного запаса и стимуляция речевой активности. Ребенку предлагают отгадывать загаданное слово по прилагательным, которые будут его описывать.

В заключение отметим, что каждый ребенок — это яркая отдельная личность, и развитие мышление у каждого происходит по своему сценарию. Психологи выделяют три основных типа мышления, свойственные каждому из этапов развития малыша:

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Первый тип мышления характерен для малышей младшего дошкольного возраста, когда они знакомятся со свойствами предметов. Второй тип мышления свойственен детям среднего дошкольного возраста. Словесно-логическое мышление формируется у детей старшего дошкольного возраста, когда они учатся преобразовывать понятия.

Проводя коррекционно-логопедическую работу по обучению составлению описательных текстов со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи третьего уровня, столкнулись с проблемой –  у детей недостаточно развиты навыки классификации, обобщения, анализа и синтеза.  Например: ребенок затрудняется ответить банан – это фрукт или овощ, овца – это домашнее или дикое животное и т.д.

 

Родителям было предложено изготовить альбом «Классификация предметов», который будет стимульным наглядным материалом. 

Распечатали подобранные картинки, вырезали их и заламинировали.

Приклеили крепежную ленту на лист «Обобщающее понятие» и на карточки, которые к этому понятию относятся.

Получилось методическое пособие из двадцати трех  обобщающих понятий.