ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ ТЕКСТОВ

 

Головня Марина Романовна

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Верхнекетский детский сад»  Верхнекетского  района Томской области

 

Традиционно связная речь делится на два основных вида: диалог и более сложный вид - монолог. Монологическая речь детей,   является наиболее несформированной, особенно описательная. Ежегодное логопедическое обследование показывает, что увеличивается количество детей, которые испытывают трудности в программировании содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Дети не располагают достаточными знаниями и умениями, которые необходимы для составления описательных текстов. Изучив по данной проблеме методическую литературу Л.В. Выготского, В.П. Глухова, В.К. Воробьёвой, Т.А. Ткаченко, Н.Е. Арбековой, Н.Э. Теремковой сделала вывод, что  дети нуждаются в средствах облегчающих и направляющих процесс развития описательной речи. Этим средством является наглядность, при которой происходит речевой акт. Такой наглядностью являются мнемотехнические средства.

 

Занятия с использованием мнемотехники строю по принципу «от простого - к сложному».  Сначала знакомлю детей с мнемоквадратами (рис.1) - понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание или простое предложение.

                                                     

Рис. 1. Мнемоквадрат

Например, рассмотрим мнемоквадрат с изображением красного яблока. Какая информация может быть закодирована, то есть, что вы можете сказать, глядя на картинку? (яблоко; красное яблоко; я увидел красное яблоко; меня угостили красным яблоком) Стоит отметить, что для работы с мнемоквадратами нужно много предметных картинок.  С этой целью мною был изготовлен альбом «Классификация предметов», в который вошли картинки по двадцати трём лексическим темам.

 

Когда дети понимают, что мнемоквадрат – это какая-либо информация о предмете, перехожу к демонстрации мнемодорожек, которые состоят из 3-4 квадратов. По ним можно составить короткий рассказ из нескольких предложений (рис.2). 

                                                     

Рис. 2.  Мнемодорожка «Ёж»

    Совместно с детьми рассматриваем мнемодорожку, обсуждая, что может обозначать каждый квадрат, тренируемся составлять по каждому квадрату предложения. Оказывается, если предложения говорить по порядку, опираясь на мнемодорожку, то получится последовательный рассказ. Например, составим рассказ о еже. Даю возможность детям работать в группах, парами или самостоятельно. Внимательно выслушав детские повествования, зачитываю свой рассказ, который более красочный и содержательный, в котором можно почерпнуть дополнительную информацию, тем самым развивая словарь слушателей: «Ежи живут в лесу. Они редко сами роют норы, чаще занимают чужие или сооружают гнездо среди выпирающих корней деревьев, под кустом, в углублениях земли. Едят ежи в основном насекомых. Если попадается змея, могут съесть и её. Не прочь полакомиться грибами, желудями, ягодами и фруктами. Зимой ежи впадают в спячку».

 

Самая сложная структура - это мнемотаблицы (рис. 3) из 6 и более квадратов.

                                          

Рис. 3. Мнемотаблицы

   Работа с мнемотаблицами строится в три этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ с опорой на мнемотаблицу, т.е. происходит отработка метода запоминания.

   В своей работе пользуюсь не только готовыми мнемотаблицами. Их можно составить совместно с ребенком: сделать коллаж на заданную тему или рисунок. Задача педагога состоит в том, чтобы научить детей делать рисунки простыми и понятными. Поэтому, сначала мы с детьми пользуемся цветными карандашами, потому что цветной образ более привлекателен и понятен для ребёнка. А затем, пользуемся только простым карандашом,  сознательно заостряя внимание на важных деталях. Схема становится как бы шпаргалкой, подсказкой и ребенок при составлении рассказов чувствует себя увереннее. Например, предлагаю детям поучаствовать в составлении мнемотаблицы «Весна» (раздаю таблицы из шести квадратов и простые карандаши). Зачитываю рассказ «Весна» частями:

1. Наступает весна. Солнышко светит ярче, «заплакали» сосульки.

2. На деревьях набухают почки.

3. Снег тает, и на первых проталинах появляются подснежники.

4. Перелетные птицы стаями возвращаются из теплых стран. Они вьют гнезда и выводят птенцов.

5. Животные пробуждаются от зимней спячки.

6. Появляются первые насекомые.

Задача детей закодировать информацию в образы и занести их в таблицу. Желательно, чтобы рисунки были схематичными, простыми.

    По готовой мнемотаблице (рис.4) дети составляют описательный рассказ. Часто использую  прием – предлагаю поменяться таблицами и составить рассказ по схеме сверстника, который помогает детям анализировать работы, что-то дорисовывать, исправлять.

                                               

Рис. 4. Мнемотаблица «Весна»  (изготовлена ребенком подготовительной к школе группы)

Ещё одно интересное и увлекательное упражнение «Составь загадку». Выбираем ведущего, который опираясь на схему, не называя предмета, рассказываете о нем, а слушатели пробуют  отгадать, о чём идет речь.

    В своей коррекционно-логопедической работе большое внимание уделяю формированию и развитию лексико-грамматического строя посредством языковых упражнений и словесных игр. На занятиях дети упражняются в правильном употреблении словоформ (падежные окончания существительных, прилагательных, некоторых глагольных форм; в приобретении практических навыков словоизменения, словообразования; в правильном построении фраз, предложений простых и сложных).

    Наглядность, образность схемы, возможность практических действий с ее элементами, способствуют активизации речевых проявлений. Играя, дети учатся решать разнообразные мыслительные задачи, описывать предметы, выделять их характерные признаки, находить сходства и различия, отгадывать их по описанию, группировать предметы по различным свойствам, при этом обогащается словарный запас.

 

Список литературы:

1.      Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда  -  М. : Издательство ГНОМ, 2014.- 248 с.

2.      Большева, Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СнПб.: Детство-Пресс, 2015. С. 52-59.

3.      Капышева, Н.Н. Составление рассказа по серии картинок с использованием картинно-символического плана. / Н.Н. Капышева //Логопедия, 2004. - № 2. С. 45.

4.      Малетина, Н.С., Пономарёва, Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2014. №6. С. 64-68.

5.      Ткаченко, Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Т. А. Ткаченко. Гном, 2004. Усова, А.П. Об организации обучения дошкольников: учебное пособие/А.П.Усова - 11-е изд. М.: Сфера, 2011. С. 206.