Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Верхнекетский детский сад»

Томской области Верхнекетского района



МАСТЕР - КЛАСС

«Дидактический синквейн как технология коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ОНР».


 

Подготовила и провела:

учитель – логопед 1 кв. категории, М.Р. Головня

 

Белый Яр – 2017

 

Тема: «Дидактический синквейн, как технология коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ОНР».

Цель мастер-класса:

дать представление об использовании технологии развития речи «синквейн», о его значении в системе коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Определение коррекционных путей и психолого-педагогических условий эффективности формирования лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактического синквейна.

Актуальность.

Опыт работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III – IV уровня показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. 

Эффективным методом, обеспечивающим процесс формирования речи детей с ОНР, является дидактический синквейн.

В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси, опиравшаяся на знакомство  с японскими миниатюрами хайку и танка. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся.

 «Синквейн» от французского слова «пять». Это специфическая пятистрочная стихотворная форма. В этом стихотворении строки не рифмуются.

 

1. Лошадь.

 

одно слово (существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь

2. Сильная, длинноногая.

два слова (прилагательные), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта

3. Скачет, перевозит, ржёт.

три слова (глаголы), описывающие характерные действия объекта

4. Лошадь живет в конюшне.

фраза из  трех, четырёх слов, выражающая личное отношение автора к описываемому предмету или объекту

5. Домашнее животное.

одно слово, характеризующее суть предмета или объекта(ассоциация, синоним, обобщающее слово)

 

Сегодня расскажу о практическом внедрении технологии синквейна в коррекционно-педагогический процесс.

Для того чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным, описывающим и охватывающим весь коррекционный процесс. Необходима предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна, которая не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР III уровня и служит средством оптимизации учебного процесса.

Коррекционно-педагогическая работа над синквейном начинается в конце лексической недели. На первых порах при составлении синквейна работу с детьми провожу в подгруппах, затем в парах и только потом индивидуально.

 

Этапы работы. 

При обучении составления синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников.

I.Дети знакомятся со словами, обозначающими живые и неживые предметы и отвечающими на вопросы «кто это?», «что это?».

1-ая строка «Кто? Что?» - тема синквейна, заключает в себе одно слово (существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь;

 

II.Знакомство со словами, обозначающими действие предмета и отвечающими на вопрос «что делает?»

3-я строчка «Что делает?» - три глагола,описывающие характерные действия объекта.

 

III.Знакомство со словами, обозначающими признак предмета и отвечающими на вопросы «Какой? Какая? Какое? Какие?»

2-ая строка «Какой? Какая? Какое?» - два прилагательных, характеризующих первую строчку; они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

 

IV.После того как у детей ссформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действие (грамматическая основа предложения), знакомлю с понятием «предложение» и начинаю работу над его структурой и грамматическим оформлением.

- Составление простого нераспространённого предложения разной структуры (подлежащее+сказуемое, сказуемое+подлежащее). (Девочка поет. Чайник кипит.)

- Составление распространённых предложений путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнения, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном или творительном падеже без предлога. (Кто? Бабушка. Что делает? Вяжет. Вяжет что? Шарф)

- Знакомство с предлогами («короткими словами») и их употребление в речи.

 

Продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающее отношение к теме, выражающее личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту по предметной или сюжетной картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме. 4-ая строка синквейна – фраза из трех - четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

5-ая строка — одно слово характеризующее суть предмета или объекта (ассоциация, синоним)

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. 

V. Составление синквейнов.

 «Сочинения» пишутся 1 раз в неделю, или в две и имеют различную тематику, что находит свое отражение в перспективном планировании. Лексические темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и так далее.

 

Вариативность применения технологии синквейн.

-Закрепление изученной лексической темы.

-Автоматизация звуков.

-Составление загадок.

-Составление рассказов.

-Как игровой момент.

Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых. При творческом использовании синквейна на занятиях воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

 

Для родителей предлагаю провести консультации «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста», мастер-класс «Учимся составлять синквейн».

 

Создается копилка – образцов детских синквейнов. Изготовление красочных индивидуальных альбомов детей с синквейнами.

Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.

 

Педагогическая ценность технологии синквейн:

- способствует активизации и актуализации имеющихся у ребёнка знаний и собственного речевого высказывания;

- развитие речи, памяти, внимания, мышления;

- позволяет ребёнку быть активным, творческим участником образовательного процесса;

- позволяет педагогу оценить глубину и прочность усвоения детьми пройденного материала с наименьшими временными затратами.

 

Практическая часть.

Примеры работы с использованием дидактического синквейна:

 

- Составить синквейн по заданной теме.

1.Береза.

2.Тонкая, белоствольная.

3.Растет, зеленеет, радует.

4.Береза — символ России.

5.Дерево.

 

- Используя слова из синквейна, придумать рассказ.

1. Заяц.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

В зимнем лесу живет белый, пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

 

- Синквейн – загадка.

Дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих строк, ее определить.

1. ?

2. Добрая, родная.

3. Заботится, помогает, работает.

4. Я очень ее люблю!

5. Солнышко.

                                            (Мама)

 

Использование дидактического синквейна в логопедической практике позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно - ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Технологию «Дидактический синквейн» можно успешно применять в логопедической практике.

 

Литература:

 

1.      Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.

          Журнал «Логопед». №5, 2005.

2.      Статьи в интернете:

         - Дружинина А.В. Использование технологии дидактического

              синквейна в логопедической практике;

- Кабаченко Н.А. Современные технологии в работе учителя –

             логопеда.