МАЙ, 1 неделя

 

Развитие лексико-грамматической стороны речи

ЧЕЛОВЕК

Человек

            Взрослые и дети, мальчики и девочки, – это люди. Все мы разные, но при этом очень похожи по строению тела.

            Тело человека напоминает мудрый механизм, который способен выполнять множество различных задач. С его помощью мы можем смеяться, плакать, говорить, бегать, думать, работать и играть.

            Человеческое тело состоит из различных частей. Внутри тела человека разные органы, постоянно занятые работой. Органы человеческого организма взаимодействуют друг с другом, как детали машины. Но каждый орган при этом имеет свои обязанности и выполняет их. Например, легкие помогают человеку дышать, мозг – думать, говорить и видеть; желудок переваривает пищу, а сердце отвечает за правильную работу всех органов.

 

            Если все части тела человека и внутренние органы работают правильно, человек здоров.

 

 

Игра «Назови ласково» Образование уменьшительно-ласкательных существительных.

Нос – носик, живот – животик, горло – горлышко… и т.д.

 

Игра «Что делает, а что сделал (сделала)?» Образование глаголов в форме прошедшего времени.

Мыла – вымыла, рисует – нарисовал, наливает – налил, ест - съел… и т.д.

 

Игра «Расскажи о себе».  Образование глаголов в форме первого лица настоящего времени.

Девочка купается, а я купаюсь… и т.д.

                                                                                                 

Игра «Скажи наоборот» Подбор антонимов к именам прилагательным и глаголам.

Добрый – злой, большой – маленький, высокий – низкий, толстый – худой, больной – здоровый, старый – молодой…;

трудиться – лениться, входить – выходить, залезает – слезает, подниматься – спускаться…

 

Игра «Подбери предмет (часть тела)».  Закрепление знаний ребенка о частях тела человека.

Видят… глаза, нюхает… нос, машут… руки, жуют… зубы… и т.д

 

Игра «Два, две» Закрепление знаний ребенка о частях тела, согласование имен существительных с числительными два, две.

- Что у человека бывает по паре (два или две)?

Две брови, два уха, две губы, два локтя, … и т.д.

 

 

Звуковая культура речи

ЗВУКИ Ф, Фь. БУКВА Ф

 

Цели:

коррекционно-образовательные:

- учить ребенка характеризовать и различать звуки Ф - Фь;

- формировать номинативный словарь;

 коррекционно-развивающие:

- учить детей дифференцировать звуки Ф — Фь в слогах, словах и предложениях;

- развивать мимическую мускулатуру;

- развивать внимание, память, мышление;

- развивать фонематический слух и восприятие;

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у ребенка самостоятельность и ответственность.

 

Ход занятия

 

I. Организационный момент.

- Придумай слова, отвечающие на вопрос «Что?» на тему «Овощи и фрукты».

Большой (что?) — ...       

Овальная — ...

Красная —  

Спелая — ...

Мягкий — ...            

Хрустящий — ...

 

II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики.

 

1. Развитие общей моторики. Выполнение движений по тексту.

Эй, ребята, что вы спите?!

На зарядку становитесь!

Справа — друг и слева — друг!

Вместе все в веселый круг!

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова поклонись!      (И. Лопухина)

 

2. Развитие мелкой моторики.  Пальчиковая гимнастика «Дружба».

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.           Обхватить правой ладонью левую и покачивать.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.          Наоборот.

Один, два, три, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один.         Соединять пальчики обеих рук, начиная с большого

                                                            и наоборот.

3. Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения:

- для челюсти: движения нижней челюстью вправо—влево;

- для губ (хоботок – улыбочка):

Подражаю я слону

Губы хоботком тяну.

Чтоб понравиться лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам!

- для активизации мягкого неба: позевать, покашлять.

 

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

 

1.      Объявление темы.

Выделение начальных звуков в  словах филин, фонарь.

- Звуки Ф, Фь будут гостями на нашем занятии.

 

2. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Произнесение звуков. Характеристика звуков.

Звук Ф — согласный, твердый, глухой, обозначаем синим цветом.

Звук Фь — согласный, мягкий, глухой, обозначаем зеленым цветом.

 

3. Развитие фонематического слуха.

- На звук Ф — хлопаем. На звук Фь — топаем.

Фокус, филин, кафе, кофта, софа, кофе, финики, фартук, жираф, фикус, софа и т.д.

 

4. Связь звуков и буквы.

Взрослый читает:

Всем известно без подсказки:

Буква Ф — как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас. (В. Степанов)

 

Ребенок  изображает букву Ф — встаёт, руки на поясе.

       Ф

 

5. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.

Игра «Скажи наоборот».

Фа — фя, фы — фи, фо — фё, фэ — фе и т.д.

 

Игра «Собери слово». Выделение начальных звуков в словах. Составление слов.

Фокус, ива, лоб, иволга, носки — ФИЛИН.

 Крокодил, обруч, фонтан, торт, антенна — КОФТА.

 

Звуковой анализ получившихся слов. Выкладывание графической схемы цветными фишками или нарисуйте цветными карандашами.

ФИЛИН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОФТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деление слов на слоги:

Фен, филин, сарафан и т.д.

 

Составление предложений со словами, которые выберет ребенок.

Запись графической схемы предложений.

 

IV. Физкультминутка. Движения по тексту.

Топни левою ногой!

Влево шаг!

На месте стой.

Повернись направо к другу,

Правую дай другу руку.

Повернись налево к другу.

Левую дай другу руку.

Шаг назад и два вперед!

Вправо, влево поворот!

 

V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

- Рассмотреть картину с изображением человека. Назвать части его тела (голова; руки; ноги; туловище).

 

- Назвать части головы и туловища (голова: волосы, лицо, лоб, брови, ресницы, нос, щеки, рот, губы, зубы, подбородок; туловище: шея, плечи, живот, спина).

 

- Игра «Подбери предмет» (часть тела).

Видят — ... Слышат — ... Работают — ... Бегают — ... Дышит — ... Жуют — ... Стоят — ... Машут — ... Трогают — ... Нюхает — ... Говорит — ... Пишут — ...

 

VI. Итог занятия.

- С какими звуками мы сегодня познакомились? Дай характеристику этим звукам. Назовите части тела человека.

 

Для закрепления полученных знаний выполните  занятие 59 (альбом 3, с. 23) и 60 (альбом 3, с. 24 - 25)