МАЙ, 1 неделя
Развитие лексико-грамматической стороны речи
ЧЕЛОВЕК
Человек
Взрослые и дети, мальчики и девочки, – это люди. Все мы разные, но при этом очень похожи по строению тела.
Тело человека напоминает мудрый механизм, который способен выполнять множество различных задач. С его помощью мы можем смеяться, плакать, говорить, бегать, думать, работать и играть.
Человеческое тело состоит из различных частей. Внутри тела человека разные органы, постоянно занятые работой. Органы человеческого организма взаимодействуют друг с другом, как детали машины. Но каждый орган при этом имеет свои обязанности и выполняет их. Например, легкие помогают человеку дышать, мозг – думать, говорить и видеть; желудок переваривает пищу, а сердце отвечает за правильную работу всех органов.
Если все части тела человека и внутренние органы работают правильно, человек здоров.
Игра «Назови ласково» Образование уменьшительно-ласкательных существительных.
Нос – носик, живот – животик, горло – горлышко… и т.д.
Игра «Что делает, а что сделал (сделала)?» Образование глаголов в форме прошедшего времени.
Мыла – вымыла, рисует – нарисовал, наливает – налил, ест - съел… и т.д.
Игра «Расскажи о себе». Образование глаголов в форме первого лица настоящего времени.
Девочка купается, а я купаюсь… и т.д.
Игра «Скажи наоборот» Подбор антонимов к именам прилагательным и глаголам.
Добрый – злой, большой – маленький, высокий – низкий, толстый – худой, больной – здоровый, старый – молодой…;
трудиться – лениться, входить – выходить, залезает – слезает, подниматься – спускаться…
Игра «Подбери предмет (часть тела)». Закрепление знаний ребенка о частях тела человека.
Видят… глаза, нюхает… нос, машут… руки, жуют… зубы… и т.д
Игра «Два, две» Закрепление знаний ребенка о частях тела, согласование имен существительных с числительными два, две.
- Что у человека бывает по паре (два или две)?
Две брови, два уха, две губы, два локтя, … и т.д.
Звуковая культура речи
ЗВУКИ Ф, Фь. БУКВА Ф
Цели:
коррекционно-образовательные:
- учить ребенка характеризовать и различать звуки Ф - Фь;
- формировать номинативный словарь;
коррекционно-развивающие:
- учить детей дифференцировать звуки Ф — Фь в слогах, словах и предложениях;
- развивать мимическую мускулатуру;
- развивать внимание, память, мышление;
- развивать фонематический слух и восприятие;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у ребенка самостоятельность и ответственность.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Придумай слова, отвечающие на вопрос «Что?» на тему «Овощи и фрукты».
Большой (что?) — ...
Овальная — ...
Красная —
Спелая — ...
Мягкий — ...
Хрустящий — ...
II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики.
1. Развитие общей моторики. Выполнение движений по тексту.
Эй, ребята, что вы спите?!
На зарядку становитесь!
Справа — друг и слева — друг!
Вместе все в веселый круг!
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова поклонись! (И. Лопухина)
2. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Дружба».
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики. Обхватить правой ладонью левую и покачивать.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики. Наоборот.
Один, два, три, четыре, пять.
Пять, четыре, три, два, один. Соединять пальчики обеих рук, начиная с большого
и наоборот.
3. Развитие артикуляционной моторики.
Упражнения:
- для челюсти: движения нижней челюстью вправо—влево;
- для губ (хоботок – улыбочка):
Подражаю я слону
Губы хоботком тяну.
Чтоб понравиться лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам!
- для активизации мягкого неба: позевать, покашлять.
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы.
Выделение начальных звуков в словах филин, фонарь.
- Звуки Ф, Фь будут гостями на нашем занятии.
2. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Произнесение звуков. Характеристика звуков.
Звук Ф — согласный, твердый, глухой, обозначаем синим цветом.
Звук Фь — согласный, мягкий, глухой, обозначаем зеленым цветом.
3. Развитие фонематического слуха.
- На звук Ф — хлопаем. На звук Фь — топаем.
Фокус, филин, кафе, кофта, софа, кофе, финики, фартук, жираф, фикус, софа и т.д.
4. Связь звуков и буквы.
Взрослый читает:
Всем известно без подсказки:
Буква Ф — как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас. (В. Степанов)
Ребенок изображает букву Ф — встаёт, руки на поясе.
Ф
5. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
Игра «Скажи наоборот».
Фа — фя, фы — фи, фо — фё, фэ — фе и т.д.
Игра «Собери слово». Выделение начальных звуков в словах. Составление слов.
Фокус, ива, лоб, иволга, носки — ФИЛИН.
Крокодил, обруч, фонтан, торт, антенна — КОФТА.
Звуковой анализ получившихся слов. Выкладывание графической схемы цветными фишками или нарисуйте цветными карандашами.
ФИЛИН
|
|
|
|
|
КОФТА
|
|
|
|
|
Деление слов на слоги:
Фен, филин, сарафан и т.д.
Составление предложений со словами, которые выберет ребенок.
Запись графической схемы предложений.
IV. Физкультминутка. Движения по тексту.
Топни левою ногой!
Влево шаг!
На месте стой.
Повернись направо к другу,
Правую дай другу руку.
Повернись налево к другу.
Левую дай другу руку.
Шаг назад и два вперед!
Вправо, влево поворот!
V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
- Рассмотреть картину с изображением человека. Назвать части его тела (голова; руки; ноги; туловище).
- Назвать части головы и туловища (голова: волосы, лицо, лоб, брови, ресницы, нос, щеки, рот, губы, зубы, подбородок; туловище: шея, плечи, живот, спина).
- Игра «Подбери предмет» (часть тела).
Видят — ... Слышат — ... Работают — ... Бегают — ... Дышит — ... Жуют — ... Стоят — ... Машут — ... Трогают — ... Нюхает — ... Говорит — ... Пишут — ...
VI. Итог занятия.
- С какими звуками мы сегодня познакомились? Дай характеристику этим звукам. Назовите части тела человека.
Для закрепления полученных знаний выполните занятие 59 (альбом 3, с. 23) и 60 (альбом 3, с. 24 - 25)