АПРЕЛЬ, 4 неделя

 

Развитие лексико-грамматической стороны речи

НАСЕКОМЫЕ

 

Задание 1. Родителям рекомендуется:

- спросить ребенка, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, в жизни насекомых;

- побеседовать с ребенком о насекомых;

- на прогулке понаблюдать за насекомыми;

- рассмотреть части тела насекомых (голову, грудь, брюшко, ноги, крылья, усики);

- рассказать ребенку, какую пользу приносят насекомые человеку, учить его бережному отношению к природе;

- рассказать, что муха — вредное насекомое, переносчик различных заболеваний.

 

Задание 2. Дидактическая игра «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе).

Муравей сидел под….                    

Жук спрятался на…                         

Гусеница сидела около ...

Божья коровка ползла по…                    

Муха села на ....                       

Муха ползла по ....

 

Задание 3. Отгадай загадки про насекомых. 

Взрослый читает любую загадку, ребенок находит картинку-отгадку.

 

 

 

Задание 4. Дидактическая игра «Бывает — не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций).

Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой.

Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку.

 

Задание 5. Дидактическая игра «Подбери признак»

- бабочка (какая?) — ...,

- муравей (какой?) — ....

 

Задание 6. Выучить стихотворение З. Александровой «Скучать некогда»

 

Села пчелка на цветок,

Опустила хоботок.

Подлетает к ней комар:

— Что ты ищешь там?

— Нектар!

— А тебе не надоело,

Не наскучило искать?

— Нет, тому, кто занят делом,

Просто некогда скучать!

Муравей нашел былинку,

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее несет.

Он сгибается под ношей,

Он ползет уже с трудом,

Но зато какой хороший

Муравьи возводят дом!                                                                

 

 

 

 

Звуковая культура речи

ЗВУК И БУКВА Ч

 

Цели:

коррекционно-образовательная:

• формировать и расширять знания детей о «семантическом поле», валентности слов;

коррекционно-развивающие:

автоматизировать у детей звук «Ч» в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля;

• развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

• развивать дыхание и голос;

• развивать фонематический слух и восприятие;

• уточнять, расширять предикативную функцию речи, через формирование семантического поля слова «бабочка»;

• развивать навыки словоизменения;

• формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль;

коррекционно-воспитательная:

• воспитывать у детей гуманное отношение к животному миру, чувство любви к природе.

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Вспомни жителей страны «Жужжандии» (название насекомых).

 

II. Развитие мелкой и артикуляционной моторики.

- Развитие мелкой моторики. Движения по тексту.

Кулачки мы вместе сложим,

Нашим пальчикам поможем

Разогнуться и подняться.

Пальчик к пальчику прижмем.

Снова в кулачки сожмем.

 Разгибаем, загибаем,

Снова кулачки сжимаем.

 

- Артикуляционная гимнастика.

• Медленно открывать и закрывать рот.

• То же с откидыванием головы назад.

• Рукой отпустить челюсть вниз.

• Движение челюсти вправо—влево.

• Поцелуй (бабочка поцеловала цветок).

• Поочередное высовывание языка вперед- назад.

• «Вкусное варенье», оближем верхнюю губу.

 

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

 

Объявление темы занятия.

Взрослый: Сегодня мы послушаем как ты умеем правильно произносить звук Ч.

Звук Ч надо всегда произносить коротко. Представьте, что нашу бабочку зовет в гости кузнечик и мягко стрекочет: Ч-Ч-Ч-Ч. Звук Ч — согласный, всегда мягкий, глухой, шипящий.

 

Развитие фонематического слуха.

- Назови слова, в которых присутствует звук Ч.

 

Соотношение звука с буквой.

Ч! Ну чем не человечек?

Тянет руку нам навстречу!

Ч — чудесный ученик,

Чемпион по чтению!

Все слова на букву Ч

В его стихотворении:

Чародей, чудак, чулан,

Чашка, чайник, чемодан,

Чурка, чёлка, чугунок,

Чижик, чепчик, чурбачок!

 

Определение количества слогов в слове

- Я буду говорить слова, а ты определи количество слогов с помощью хлопков: бабочка, ночь, чашка, туча, чемодан, черепаха.

 

Составление предложения со словом «бабочка».

Запись графической схемы предложения.

 

IV. Физкультминутка «Гусеница».

Этот странный дом без окон

У людей зовется кокон.                   Стоят прямо, руки вдоль туловища.

Свив на ветке этот дом,

Дремлет гусеница в нем.                Подкладывает ладони под правую щеку.

Спит без просыпа всю зиму.         

Но зима промчалась мимо.             Потягивается.

Март, апрель, капель, весна...        Медленно приседает.

Просыпайся, соня-сонюшка!          Потягивается.

Под весенним, ярким солнышком. Встает, потягивается стоя.

Гусенице не до сна.

Стала бабочкой она!                                    Бежит и  машет руками, как крыльями.

 

V. Итог занятия:

- С каким звуком и буквой мы сегодня чаще всего встречались?

 

 

Для закрепления полученных знаний выполните  занятие 57 (альбом 3, с. 21) и 58 (альбом 3, с. 22)