Проект «Речевичок»

Проблема:

У детей старшего дошкольного возраста  недостаточно сформированы все компоненты речевой системы, особенно ее смысловая сторона (лексика, грамматика, связная речь), испытывают трудности в программировании связного высказывания.

Учителем-логопедом было проведено обследование детей с целью выявления уровня речевого развития. Результаты обследования показали, что дети испытывают трудности при составлении рассказов.

Актуальность:

- Традиционно связная речь делится на два основных вида: диалог и более сложный вид - монолог.

- Монологическая речь — логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго по времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.

- Монологическая речь у детей  является наиболее несформированной. Это определяется тем, что монолог самостоятельно не формируется. Дети нуждаются в средствах, облегчающих и направляющих процесс становления связной монологической речи. Этим средством является наглядность, при которой происходит речевой акт.

Гипотеза:

Предполагаем, что применение наглядности в процессе обучения составлению рассказов повысит уровень сформированности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитателями и логопедом было принято решение о проведении проекта «Речевичок».

Целью которого является повышение уровня сформированности связной монологической речи у детей 5-6 лет при обучении рассказыванию.

Задачи:

- совершенствовать монологическую форму речи;

- обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными речевыми играми;

- осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта и речевой активности ребенка;

- развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание;

- воспитывать интерес к прослушиванию художественных произведений;

- формировать у детей умения сотрудничать со взрослыми и друг с другом.

Ожидаемые результаты:

- Усовершенствованная монологическая форма речи;

- Развивающая среда, насыщенная разнообразными речевыми играми;

- Родители  - активные участники проекта, повышена компетентность в вопросе «Речевое развитие детей 5-6 лет»;

- Достаточно развита артикуляционная и мелкая моторика, речевое дыхание;

- У детей сформированы умения сотрудничать со взрослыми и друг с другом.

Развитие связной монологической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. Термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение).

Виды рассказов:

- составление описательных и сравнительных рассказов;

- составление рассказов по сюжетным картинам;

- рассказывание по сериям сюжетных;

- описание пейзажной картины, натюрморты художественной картины, иллюстрации;

- составление рассказов на тему личного и коллективного опыта;

- составление творческих рассказов.

Умение связно говорить, строить свой рассказ, развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и родителя путем систематического обучения.

У старших дошкольников, в возрасте пяти — семи лет развивается наглядно - образное мышление, поэтому детям необходимо оперировать наглядными изображениями объектов.  Наглядностью служат: сюжетные и предметные картины, фотографии, графические схемы, иллюстрации к произведению, предметы.

Для того чтобы дети самостоятельно умели выделять существенные признаки предметов проводим различные речевые игры и упражнения.

Навык описания предметов закрепляем в ходе выполнения продуктивных видов деятельности лепка, рисование, конструирование. Дети сопровождают описательным рассказом выполняемые действия, дают словесный отчет о выполненном задании, выполняют небольшие творческие рассказы по выполненному рисунку, иллюстрации, модели.

Предлагаем работу по реализации проекта «Речевичок» продолжить  в дистанционном режиме. Занятия предлагаются на неделю, выполнять вы их можете в любое удобное время. Фотографии ваших работ  (рисунки, поделки, аппликации) присылайте в группу ватсапп или на электронную почту данного сайта.