Проект «Речевичок»
Проблема:
У детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформированы все компоненты речевой системы, особенно ее смысловая сторона (лексика, грамматика, связная речь), испытывают трудности в программировании связного высказывания.
Учителем-логопедом было проведено обследование детей с целью выявления уровня речевого развития. Результаты обследования показали, что дети испытывают трудности при составлении рассказов.
Актуальность:
- Традиционно связная речь делится на два основных вида: диалог и более сложный вид - монолог.
- Монологическая речь — логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго по времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.
- Монологическая речь у детей является наиболее несформированной. Это определяется тем, что монолог самостоятельно не формируется. Дети нуждаются в средствах, облегчающих и направляющих процесс становления связной монологической речи. Этим средством является наглядность, при которой происходит речевой акт.
Гипотеза:
Предполагаем, что применение наглядности в процессе обучения составлению рассказов повысит уровень сформированности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Воспитателями и логопедом было принято решение о проведении проекта «Речевичок».
Целью которого является повышение уровня сформированности связной монологической речи у детей 5-6 лет при обучении рассказыванию.
Задачи:
- совершенствовать монологическую форму речи;
- обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными речевыми играми;
- осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта и речевой активности ребенка;
- развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание;
- воспитывать интерес к прослушиванию художественных произведений;
- формировать у детей умения сотрудничать со взрослыми и друг с другом.
Ожидаемые результаты:
- Усовершенствованная монологическая форма речи;
- Развивающая среда, насыщенная разнообразными речевыми играми;
- Родители - активные участники проекта, повышена компетентность в вопросе «Речевое развитие детей 5-6 лет»;
- Достаточно развита артикуляционная и мелкая моторика, речевое дыхание;
- У детей сформированы умения сотрудничать со взрослыми и друг с другом.
Развитие связной монологической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.
Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. Термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение).
Виды рассказов:
- составление описательных и сравнительных рассказов;
- составление рассказов по сюжетным картинам;
- рассказывание по сериям сюжетных;
- описание пейзажной картины, натюрморты художественной картины, иллюстрации;
- составление рассказов на тему личного и коллективного опыта;
- составление творческих рассказов.
Умение связно говорить, строить свой рассказ, развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и родителя путем систематического обучения.
У старших дошкольников, в возрасте пяти — семи лет развивается наглядно - образное мышление, поэтому детям необходимо оперировать наглядными изображениями объектов. Наглядностью служат: сюжетные и предметные картины, фотографии, графические схемы, иллюстрации к произведению, предметы.
Для того чтобы дети самостоятельно умели выделять существенные признаки предметов проводим различные речевые игры и упражнения.
Навык описания предметов закрепляем в ходе выполнения продуктивных видов деятельности лепка, рисование, конструирование. Дети сопровождают описательным рассказом выполняемые действия, дают словесный отчет о выполненном задании, выполняют небольшие творческие рассказы по выполненному рисунку, иллюстрации, модели.
Предлагаем работу по реализации проекта «Речевичок» продолжить в дистанционном режиме. Занятия предлагаются на неделю, выполнять вы их можете в любое удобное время. Фотографии ваших работ (рисунки, поделки, аппликации) присылайте в группу ватсапп или на электронную почту данного сайта.