Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Верхнекетский детский сад»

Верхнекетского района Томской области

  ОПЫТ РАБОТЫ

 

«Биоэнергопластика

в коррекционной работе учителя-логопеда»

Подготовила:

М.Р. Головня, учитель-логопед

  Белый Яр – 2022

«Движение может заменить лекарство –   но ни одно лекарство не заменит движения».

                                   Ж. Тассо.

 

Статистика неизменно фиксирует рост речевых патологий у детей. Сравнительная характеристика детей с речевыми нарушениями показывает, что картина патологий качественно меняется не в лучшую сторону. Поэтому одной из актуальных задач в дошкольный период является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.

Искажение звукопроизношения - самый распространенный недостаток речи у детей. Он может быть  причиной отклонения в развитии внимания, памяти, мышления, привести к дислексии и дисграфии, а также создавать  трудности в общении ребенка. Основным элементом в коррекции звукопроизношения является выполнение артикуляционной гимнастики. Однако, выполнения артикуляционные упражнения, педагогу невозможно одновременно и показывать их, и объяснять Поэтому, я начала искать методы и приемы, способствующие данному виду работы, а так же, направленные на коррекцию речевого нарушения в целом.

Все оказалось довольно просто – моими помощницами стали руки. Показывая артикуляционное упражнение, стала дублировать положение губ или языка руками. Когда у ребенка есть зрительный ориентир, я легко могу комментировать и корректировать выполнение упражнения. Затем дети подражая мне, тоже начинают использовать руки в работе.

Каково было мое удивление, когда спустя какое-то время,  читая книгу Крупенчук О.И. «Биоэнергопластика и интерактивная артикуляционная гимнастика», обнаруживаю в ней картинки своих упражнений. Какие- то упражнения были похожи, а какие- то нет. Конечно, я стала изучать, что это за метод биоэнергопластика.

Свое начало биоэнергопластика берет из древних традиций йоги, где используются хасты — «жесты кисти рук». Эти упражнения положительно влияют на физическое и психическое состояние человека.    «Биоэнергопластика» включает в себя 3 базовых понятия: био -человек, как биологический объект; энергия-сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика - движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью

Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений совместно с ритмичными движениями кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.

Цель данного метода - развитие артикуляционной моторики, а значит и улучшение звукопроизношения.  

Задачи биоэнергопластики:   

·         совершенствовать постановку звука и введение его в речь;

·         развивать и совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику;

·         развивать координацию движений;

·         повышать мотивационную потребность к речевой активности.      

     Виды упражнений биоэнергопластики:

·         динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными;

·         статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу;

·         упражнения для развития дыхания.

 

Этапы проведения занятий с использованием биоэнергопластики

Этап

Содержание работы

Диагностический

Обследование звукопроизношения, строения и подвижности органов артикуляции.

Обследование общей и мелкой моторики, выявление ведущей руки.

Подготовительный

Знакомство с артикуляционным аппаратом, с помощью дидактического пособия «Веселый язычок». Выполнение артикуляционных упражнений по стандартной методике перед зеркалом по подражанию.

Активная работа по развитию мелкой моторики.

Основной

Сопровождение артикуляционных упражнений движениями сначала одной ведущей руки, затем обеих рук перед зеркалом по подражанию и инструкции. В работе использую пособие «Веселый язычок», перчатки, пособие «Гонзики».

 Разучивание основных упражнений.

Заключительный

Выполнение артикуляционных упражнений с сопряженным движением рук  без зеркала по инструкции, опираясь на кинестетические ощущения. Выполнение детьми самостоятельно или в роли ведущего выступают дети поочередно.

Упражнения биоэнергопластики использую на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях.

В результате  применения биоэнергопластики у детей прослеживается                     положительная динамика в развитии артикуляционной  моторики,  значительное облегчение постановки и автоматизации звуков, улучшение памяти, внимания, воображения,  ориентации в пространстве; кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем способствует наилучшему овладению навыком письма и чтения.                   

 

Литература:

Бушлакова Р.Г. «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой»

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Хлоп-топ  Нетрадиционные приемы

коррекционной логопедической работы с детьми», Москва 2003

Крупенчук О.И. «Биоэнергопластика и интерактивная артикуляционная гимнастика»

Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», Москва 2004

Ястребова А.В., Лазаренко  О.И. «Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи» Москва 2001