Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Верхнекетский детский сад»
Верхнекетского района Томской области
ОПЫТ РАБОТЫ
«Биоэнергопластика
в коррекционной работе учителя-логопеда»
Подготовила:
М.Р. Головня, учитель-логопед
Белый Яр – 2022
«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения».
Ж. Тассо.
Статистика неизменно фиксирует рост речевых патологий у детей. Сравнительная характеристика детей с речевыми нарушениями показывает, что картина патологий качественно меняется не в лучшую сторону. Поэтому одной из актуальных задач в дошкольный период является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.
Искажение звукопроизношения - самый распространенный недостаток речи у детей. Он может быть причиной отклонения в развитии внимания, памяти, мышления, привести к дислексии и дисграфии, а также создавать трудности в общении ребенка. Основным элементом в коррекции звукопроизношения является выполнение артикуляционной гимнастики. Однако, выполнения артикуляционные упражнения, педагогу невозможно одновременно и показывать их, и объяснять Поэтому, я начала искать методы и приемы, способствующие данному виду работы, а так же, направленные на коррекцию речевого нарушения в целом.
Все оказалось довольно просто – моими помощницами стали руки. Показывая артикуляционное упражнение, стала дублировать положение губ или языка руками. Когда у ребенка есть зрительный ориентир, я легко могу комментировать и корректировать выполнение упражнения. Затем дети подражая мне, тоже начинают использовать руки в работе.
Каково было мое удивление, когда спустя какое-то время, читая книгу Крупенчук О.И. «Биоэнергопластика и интерактивная артикуляционная гимнастика», обнаруживаю в ней картинки своих упражнений. Какие- то упражнения были похожи, а какие- то нет. Конечно, я стала изучать, что это за метод биоэнергопластика.
Свое начало биоэнергопластика берет из древних традиций йоги, где используются хасты — «жесты кисти рук». Эти упражнения положительно влияют на физическое и психическое состояние человека. «Биоэнергопластика» включает в себя 3 базовых понятия: био -человек, как биологический объект; энергия-сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика - движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью
Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений совместно с ритмичными движениями кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.
Цель данного метода - развитие артикуляционной моторики, а значит и улучшение звукопроизношения.
Задачи биоэнергопластики:
· совершенствовать постановку звука и введение его в речь;
· развивать и совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику;
· развивать координацию движений;
· повышать мотивационную потребность к речевой активности.
Виды упражнений биоэнергопластики:
· динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными;
· статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу;
· упражнения для развития дыхания.
Этапы проведения занятий с использованием биоэнергопластики
Этап |
Содержание работы |
Диагностический |
Обследование звукопроизношения, строения и подвижности органов артикуляции. Обследование общей и мелкой моторики, выявление ведущей руки. |
Подготовительный |
Знакомство с артикуляционным аппаратом, с помощью дидактического пособия «Веселый язычок». Выполнение артикуляционных упражнений по стандартной методике перед зеркалом по подражанию. Активная работа по развитию мелкой моторики. |
Основной |
Сопровождение артикуляционных упражнений движениями сначала одной ведущей руки, затем обеих рук перед зеркалом по подражанию и инструкции. В работе использую пособие «Веселый язычок», перчатки, пособие «Гонзики». Разучивание основных упражнений. |
Заключительный |
Выполнение артикуляционных упражнений с сопряженным движением рук без зеркала по инструкции, опираясь на кинестетические ощущения. Выполнение детьми самостоятельно или в роли ведущего выступают дети поочередно. |
Упражнения биоэнергопластики использую на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях.
В результате применения биоэнергопластики у детей прослеживается положительная динамика в развитии артикуляционной моторики, значительное облегчение постановки и автоматизации звуков, улучшение памяти, внимания, воображения, ориентации в пространстве; кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем способствует наилучшему овладению навыком письма и чтения.
Литература:
Бушлакова Р.Г. «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой»
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Хлоп-топ Нетрадиционные приемы
коррекционной логопедической работы с детьми», Москва 2003
Крупенчук О.И. «Биоэнергопластика и интерактивная артикуляционная гимнастика»
Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», Москва 2004
Ястребова А.В., Лазаренко О.И. «Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи» Москва 2001