Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Верхнекетский детский сад»

Верхнекетского района Томской области

 

ВИММЕЛЬБУХ 

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 (Представление опыта работы)

Подготовила:

Головня М.Р., учитель-логопед

 

Белый Яр - 2023

Цель: представление опыта работы по использованию Виммельбуха как средства развития связной речи дошкольников.

 

          Задачи:

 

1.Познакомить педагогов с применением иллюстративных книг в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.

 

2.Распространение личного педагогического опыта  по использованию виммельбухов для развития речи детей.

 

3. Развивать интерес к нетрадиционным способам работы с детьми.

 

- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вам немного поразмышлять. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Как вы считаете, важно ли сегодня, в век информационных технологий, приобщать дошкольника к книге? Почему вы так думаете? (Ответы педагогов).

 

По многочисленным исследованиям ученых, первые места в рейтинге любимых занятий дошкольников занимают просмотр мультфильмов, компьютерные игры,  а чтение (слушание художественной литературы), рассматривание книг занимает лишь четвертое место. До 40 процентов детей дошкольного возраста не испытывают устойчивого интереса к книге, не проявляют инициативы в «общении» с книгой.

 

          В речи современных детей существуют множество проблем:

 

·                 односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

 

·                 несформированность грамматического строя речи;

 

·                 нарушение звукопроизношения;

 

·                 бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;

 

·                 отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

 

Главной задачей развития связной  речи ребенка является совершенствование монологической и диалогической речи.

 

Эта задача решается через различные виды речевой деятельности:

 

·                пересказ литературных произведений;

 

·                составление описательных рассказов о предметах, объектах,  явлениях природы;

 

·                составление рассказов по картине, по серии сюжетных картинок;

 

·                создание разных видов творческих рассказов.

 

Чтобы достигнуть положительных результатов, мы - педагоги находимся в постоянном поиске новых методов, форм и средств работы с детьми.

 

Таким откровением для меня стали детские книги жанра Виммельбух, которые впервые появились в Германии: в переводе с немецкого wimmeln – роиться, buch – книга. В иллюстрациях книги буквально роится героями, предметами и событиями. Разглядывая изображения, дети погружаются в созданную художником атмосферу. Иллюстрации книг яркие, детализированные, максимально насыщенные визуальной информацией. Множество предметов и героев, изображенных на каждом развороте книги, приковывает внимание не только ребенка, но и взрослого. Виммельбух можно разглядывать часами – замечая все новые и новые детали, фантазируя, придумывая новые истории, происходящие с героями.

 

В Виммельбухе обычные герои занимаются обычными делами, находясь в обычных местах: всё, КАК В ЖИЗНИ! Получается, что мы как бы следим за жизнью этих героев, очень похожих на нас.

 

Особенности Виммельбух:

 

·                отсутствие или минимальное количество текста;

 

·                каждый разворот – это яркая красочная картина (целый мир!);

 

·                невероятно огромное количество деталей;

 

·                отсутствует чёткий навязанный авторами «книжный» сюжет (в классическом понимании), все сюжетные линии разворачиваются одновременно, а сам сюжет создаётся ребенком во время рассказывания;

 

·                обычно каждая книга посвящена конкретной теме.

 

Несомненно, имея такой потенциал, не возможно не использовать отдельные иллюстрации из Виммельбуха для организации совместной образовательной деятельности с дошкольниками.  В своей работе пользуюсь книгами «Мир транспорта», «На стройке», «На ферме», «В аэропорту», «Пожарные», «В городе», «На поезде».

 

Работая в рамках тематического планирования, детям предлагаю увлекательные картинки для разглядывания. Работа может проходить как индивидуально, так и группами или парами.

 

Сначала рассматриваем  книгу, а потом постепенно начинаю вовлекать в ее мир ребенка, выполняя следующие задания:

 

·                «Что видишь на картинке?». И ребенок перечисляет все, что попадает в фокус его зрения. Для этого упражнения использую известные приемы «Лупа» или «Окошко»,  что помогает заострить внимание на каких-то предметах, деталях.

 

·                Предлагаю найти предметы заданной формы, цвета, размера.

 

·                По ходу рассматривания задаю как можно больше вопросов: «Какой? Что делает? Почему? Зачем? Что произошло? А что было до этого? А что будет после?»

 

·                Придумываю начало истории сама, затем прошу ребенка продолжить историю с опорой на виммельбух.

 

·                Совместно сочиняем историю о герое, которого выберет ребенок.

 

·                Можно активно поработать с автоматизацией звуков. Например, найти все рычащие слова, или слова в которых есть звук Ш.

 

·                Виммельбух, можно использовать при обучении или закреплении счета: «Сколько на картинке лопаток,  машин, головных уборов и т.д.?»

 

·                Найти и назвать предмет по инструкции: «Он находится в верхнем правом углу страницы…» (ориентировка на листе).

 

·                Рассмотрев картинку, закрываем ее и просим ребенка вспомнить, что же было на ней изображено (развитие внимания, памяти).

 

Таким образом, используя  в  коррекционно-логопедической деятельности с детьми дошкольного возраста Виммельбух:

 

·                обогащается активный словарь ребёнка;

 

·                развивается связная речь;

 

·                активизируются       познавательные        процессы: восприятие,        память, внимание, воображение, мышление;

 

·                формируются причинно-следственные связи;

 

·                расширяется общий кругозор, представления об окружающем мире;

 

·                актуализируется       имеющийся опыт     социальной коммуникации;

 

·                тренируем усидчивость и самоконтроль;

 

·                развиваем умение ориентироваться в пространстве и времени;

 

·                развиваем у детей художественно-эстетическое восприятие.

 

С помощью виммельбух можно составлять рассказы, вести диалоги, придумывать истории, то есть развивать связную речь детей. Таким образом, книги этого жанра является гениальной находкой, как для педагогов, так и для родителей.

Желаю вам много интересных моментов и удивительных открытий в очень нужной и важной работе по развитию речи детей.