Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Верхнекетский детский сад»
Верхнекетского района Томской области
ВИММЕЛЬБУХ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
(Представление опыта работы)
Подготовила:
Головня М.Р., учитель-логопед
Белый Яр - 2023
Цель: представление опыта работы по использованию Виммельбуха как средства развития связной речи дошкольников.
Задачи:
1.Познакомить педагогов с применением иллюстративных книг в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.
2.Распространение личного педагогического опыта по использованию виммельбухов для развития речи детей.
3. Развивать интерес к нетрадиционным способам работы с детьми.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вам немного поразмышлять. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Как вы считаете, важно ли сегодня, в век информационных технологий, приобщать дошкольника к книге? Почему вы так думаете? (Ответы педагогов).
По многочисленным исследованиям ученых, первые места в рейтинге любимых занятий дошкольников занимают просмотр мультфильмов, компьютерные игры, а чтение (слушание художественной литературы), рассматривание книг занимает лишь четвертое место. До 40 процентов детей дошкольного возраста не испытывают устойчивого интереса к книге, не проявляют инициативы в «общении» с книгой.
В речи современных детей существуют множество проблем:
· односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
· несформированность грамматического строя речи;
· нарушение звукопроизношения;
· бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
· отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической и диалогической речи.
Эта задача решается через различные виды речевой деятельности:
· пересказ литературных произведений;
· составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы;
· составление рассказов по картине, по серии сюжетных картинок;
· создание разных видов творческих рассказов.
Чтобы достигнуть положительных результатов, мы - педагоги находимся в постоянном поиске новых методов, форм и средств работы с детьми.
Таким откровением для меня стали детские книги жанра Виммельбух, которые впервые появились в Германии: в переводе с немецкого wimmeln – роиться, buch – книга. В иллюстрациях книги буквально роится героями, предметами и событиями. Разглядывая изображения, дети погружаются в созданную художником атмосферу. Иллюстрации книг яркие, детализированные, максимально насыщенные визуальной информацией. Множество предметов и героев, изображенных на каждом развороте книги, приковывает внимание не только ребенка, но и взрослого. Виммельбух можно разглядывать часами – замечая все новые и новые детали, фантазируя, придумывая новые истории, происходящие с героями.
В Виммельбухе обычные герои занимаются обычными делами, находясь в обычных местах: всё, КАК В ЖИЗНИ! Получается, что мы как бы следим за жизнью этих героев, очень похожих на нас.
Особенности Виммельбух:
· отсутствие или минимальное количество текста;
· каждый разворот – это яркая красочная картина (целый мир!);
· невероятно огромное количество деталей;
· отсутствует чёткий навязанный авторами «книжный» сюжет (в классическом понимании), все сюжетные линии разворачиваются одновременно, а сам сюжет создаётся ребенком во время рассказывания;
· обычно каждая книга посвящена конкретной теме.
Несомненно, имея такой потенциал, не возможно не использовать отдельные иллюстрации из Виммельбуха для организации совместной образовательной деятельности с дошкольниками. В своей работе пользуюсь книгами «Мир транспорта», «На стройке», «На ферме», «В аэропорту», «Пожарные», «В городе», «На поезде».
Работая в рамках тематического планирования, детям предлагаю увлекательные картинки для разглядывания. Работа может проходить как индивидуально, так и группами или парами.
Сначала рассматриваем книгу, а потом постепенно начинаю вовлекать в ее мир ребенка, выполняя следующие задания:
· «Что видишь на картинке?». И ребенок перечисляет все, что попадает в фокус его зрения. Для этого упражнения использую известные приемы «Лупа» или «Окошко», что помогает заострить внимание на каких-то предметах, деталях.
· Предлагаю найти предметы заданной формы, цвета, размера.
· По ходу рассматривания задаю как можно больше вопросов: «Какой? Что делает? Почему? Зачем? Что произошло? А что было до этого? А что будет после?»
· Придумываю начало истории сама, затем прошу ребенка продолжить историю с опорой на виммельбух.
· Совместно сочиняем историю о герое, которого выберет ребенок.
· Можно активно поработать с автоматизацией звуков. Например, найти все рычащие слова, или слова в которых есть звук Ш.
· Виммельбух, можно использовать при обучении или закреплении счета: «Сколько на картинке лопаток, машин, головных уборов и т.д.?»
· Найти и назвать предмет по инструкции: «Он находится в верхнем правом углу страницы…» (ориентировка на листе).
· Рассмотрев картинку, закрываем ее и просим ребенка вспомнить, что же было на ней изображено (развитие внимания, памяти).
Таким образом, используя в коррекционно-логопедической деятельности с детьми дошкольного возраста Виммельбух:
· обогащается активный словарь ребёнка;
· развивается связная речь;
· активизируются познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, мышление;
· формируются причинно-следственные связи;
· расширяется общий кругозор, представления об окружающем мире;
· актуализируется имеющийся опыт социальной коммуникации;
· тренируем усидчивость и самоконтроль;
· развиваем умение ориентироваться в пространстве и времени;
· развиваем у детей художественно-эстетическое восприятие.
С помощью виммельбух можно составлять рассказы, вести диалоги, придумывать истории, то есть развивать связную речь детей. Таким образом, книги этого жанра является гениальной находкой, как для педагогов, так и для родителей.
Желаю вам много интересных моментов и удивительных открытий в очень нужной и важной работе по развитию речи детей.