Мастер класс для педагогов

«Использование мнемотехники для обучения старших дошкольников составлению описательных текстов»

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Использование мнемотехники для обучения старших дошкольников составлению описательных текстов».

Цель: использование мнемотехники для развития описательной речи старших дошкольников

Задачи:

- развивать описательную речь детей;

- развивать память, внимание, логическое мышление;

-помочь овладеть действиями наглядного моделирования.

Актуальность данной темы состоит в том, что по итогам логопедического обследования связной речи у дошкольников выявляются трудности в программировании содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Наблюдаются нарушения внимания, памяти, несовершенство логического мышления. Дети не располагают достаточными знаниями и умениями, которые необходимы для составления описательных текстов.

Изучив по данной проблеме методическую литературу Л.В. Выготского, В.П. Глухова, В.К. Воробьёвой, Т.А. Ткаченко, Н.Е. Арбековой, Н.Э. Теремковой сделала вывод, что  дети нуждаются в средствах облегчающих и направляющих процесс развития описательной речи. Этим средством является наглядность, при которой происходит речевой акт. Такой наглядностью являются мнемотехнические средства как дидактический наглядный материал.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающая восприятие,  запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций.

 

Занятия с использованием мнемотехники строятся по принципу «от простого - к сложному». 

Рис. 1. Мнемоквадрат

 

Сначала знакомимся с мнемоквадратами (рис.1) - понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание или простое предложение.

 

Например, рассмотрим мнемоквадрат с изображением красного яблока. Какая информация может быть закодирована? (Яблоко; красное яблоко; я увидел красное яблоко; меня угостили красным яблоком) Стоит отметить, что для работы с мнемоквадратами нужно много предметных картинок. С этой целью был изготовлен альбом «Классификация предметов». 

Рис. 2.  Мнемодорожка

 

Затем, демонстрирую детям мнемодорожки, которые состоят из 3-4 квадратов. По ним можно составить короткий рассказ из нескольких предложений. Например, рассказ о ёжике (рис.2).

 

Задание «Составьте описательный рассказ «Ёж»»

 

Совместно с педагогами рассматриваем мнемодорожку и составляем рассказ «Ёж». Затем, зачитываю свой рассказ, который более красочный и содержательный, в котором можно почерпнуть дополнительную информацию, тем самым развивая словарь слушателей: «Ежи живут в лесу. Они редко сами роют норы, чаще занимают чужие или сооружают гнездо среди выпирающих корней деревьев, под кустом, в углублениях земли. Едят ежи в основном насекомых. Если попадается змея, могут съесть и её. Не прочь полакомиться грибами, желудями, ягодами и фруктами. Зимой ежи впадают в спячку».


Рис. 3 Мнемотаблицы

 

Самая сложная структура - это мнемотаблицы (рис. 3) из 6 и более квадратов.

Работа с мнемотаблицами строится в три этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ с опорой на мнемотаблицу, т.е. происходит отработка метода запоминания. 

В своей работе пользуюсь не только готовыми мнемотаблицами. Их можно составить совместно с ребенком: сделать коллаж на заданную тему или рисунок. Задача педагога состоит в том, чтобы научить детей делать рисунки простыми и понятными. Поэтому, сначала мы с детьми пользуемся цветными карандашами, потому что цветной образ более привлекателен и понятен для ребёнка. А затем, пользуемся только простым карандашом, как бы сознательно заостряя внимание на важных деталях. Схема становиться как бы шпаргалкой, подсказкой и ребенок при составлении рассказов чувствует себя увереннее.

Задание «Составить мнемотаблицу «Весна»»

Предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы (раздаю таблицы и простые карандаши). Я буду зачитывать рассказ «Весна», ваша задача закодировать информацию в образы и занести их в таблицу. Желательно, чтобы рисунки были схематичными.

- Наступает весна. Солнышко светит ярче, «заплакали» сосульки.

- На деревьях набухают почки.

- Снег тает, и на первых проталинах появляются подснежники.

- Перелетные птицы стаями возвращаются из теплых стран. Они вьют гнезда и выводят птенцов.

- Животные пробуждаются от зимней спячки.

- Появляются первые насекомые.

Поменяемся таблицами. Составьте рассказы по схеме коллеги.

 

Рис. 3 Мнемотаблица «Весна»

 

А вот что получилось у нас! (рис. 3) (Демонстрация мнемотаблицы изготовленной ребенком подготовительной группы)

Задание «Загадка»

Глядя на схему, можно описать всё что угодно. Приглашаю  поиграть. Вы загадываете любой овощ или фрукт и, опираясь на схему, не называя предмета, рассказываете о нем, а мы попробуем его отгадать. 

 

В своей работе большое внимание уделяю формированию и развитию лексико-грамматического строя посредством языковых упражнений и словесных игр.

На занятиях дети упражняются в правильном употреблении словоформ (падежные окончания существительных, прилагательных, некоторых глагольных форм; в приобретении практических навыков словоизменения, словообразования; в правильном построении фраз, предложений простых и сложных), проводится работа по усвоению детьми согласования существительных с числительными.

Для проведения коррекционных занятий использую методические пособия и мнемотаблицы для составления описательных текстов таких авторов как Нелли Евгеньевны  Арбековой, Юлии Станиславовны Волковой, Натальи Эрнстовны Теремковой, Татьяны Александровны Ткаченко.

 Были разработаны и изготовлены дидактические пособия, которые представлены вашему вниманию: 

- альбом «Классификация предметов»;

- альбом «Мнемотаблицы для составления описательных и сравнительных рассказов» (по пособию Н.Е. Арбековой «Развиваем связную речь детей 5-6 лет с ОНР»);

- альбом «Мнемотаблицы для составления описательных текстов» с планом рассказа и примерным текстом рассказа;

- мнемодорожки «Дикие животные»;

- мнемотаблицы для составления описательных текстов «Овощи»;

- коллажи для составления описательных текстов по теме «Времена года».

Наглядность, образность схемы, возможность практических действий с ее элементами, способствуют активизации речевых проявлений. Играя, дети учатся решать разнообразные мыслительные задачи, описывать предметы, выделять их характерные признаки, находить сходства и различия, отгадывать их по описанию, группировать предметы по различным свойствам, при этом обогащается словарный запас. Таким образом, отмечается практическая значимость мнемотаблиц в развитии связной описательной речи дошкольников.

Спасибо за внимание!