МАЙ, 4 неделя
Тема: Составление рассказа «Лето красное пришло...» по сюжетной картине.
Цели:
Коррекционно-образовательная:
- учить детей рассматривать сюжетную картину и составлять повествовательный рассказ.
Коррекционно-развивающие:
- упражнять ребенка в подборе имен существительных к именам прилагательным по теме и наоборот;
- развивать и активизировать словарный запас ребенка;
- отвечать на заданный вопрос полным предложением.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у ребенка умение передавать в речи свои переживания и чувства.
Оборудование: сюжетная картина «Лето красное пришло»
Предварительная работа: Чтение с обсуждением: В. Берестов «Веселое лето», К. Ушинский «Ветер и солнце», Г. Виеру «У моря», Я. Аким «Лето». Рисование «Я рисую лето», аппликация «Цветочная
клумба».
Ход занятия
1.Организационный момент.
Игра «Узнай по описанию».
- Теплое, яркое, разноцветное, радостное, жаркое (что?)... (Лето.)
- Желтое, жаркое, яркое, теплое... (Солнце.)
- Зеленая, душистая, высокая, низкая, мягкая...(Трава.)
- Теплая, прохладная, приятная, освежающая...(Вода.)
- Теплый, долгожданный, проливной, короткий, затяжной... (Дождь.)
- Веселые, радостные, забавные, шумные...(Дети.)
- Голубое, яркое, светлое, безоблачное, грозовое...(Небо.)
- Высокие, белые, грозовые, дождевые... (Облака.)
2. Объявление темы.
Взрослый: Сегодня на занятии мы с тобой вспомним, как можно отдыхать летом, и будем составлять рассказ «Лето
красное пришло...» по картине.
3. Рассматривание картины «Лето красное пришло...»
- Какое время года изображено на картине?
- Почему ты так думаешь?
- Какая летом погода?
- Как выглядят летом деревья?
- С чем можно сравнить траву, которая покрывает землю?
- Что можно увидеть среди травы?
- Кто летает и порхает над цветами?
- Куда отправились дети летним днем? (На речку.)
- Чем занимаются дети? (Подробное описание всех занятий детей на картине.)
- А чем еще можно заниматься, отдыхая на реке?
- Что художник не изобразил на картине? (Детей, которые загорают.)
4. Составление рассказа совместно с логопедом.
Взрослый дает ребенку план рассказа. Уточняет, о чем нужно рассказывать в начале, в середине и конце рассказа:
«Сначала расскажи о том, какая летом природа и погода, а затем о том, куда отправились дети и чем они занимались, а в конце рассказа о том, почему вам нравится лето».
Лето красное пришло...
Вот и пришло долгожданное лето. Наступили долгие, теплые,
солнечные дни. На деревьях и кустах зеленеют сочные листья, а земля покрыта травой, как ковром. Кругом цветут, благоухают цветы и порхают разноцветные бабочки.
Однажды теплым солнечным днем ребята отправились на речку. Каждый из них нашел себе занятие. Ваня, Катя и Оля взяли с собой мяч и стали играть в волейбол. Ира
решила собрать букет цветов. А Витя и Саша принесли коврик, расстелили его и стали загорать. Очень хорошо летом ловить рыбу. А еще приятнее искупаться в теплой воде.
Вот бы лето никогда не заканчивалось!
5. Рассказ ребенка.
Взрослый просит ребенка самостоятельно составить пересказ рассказа.
Физминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
- По дороге мы идем. Путь далек, далек наш дом.
Дети шагают на месте.
- Жаркий день, сядем в тень. Мы под дубом посидим,
Садятся на корточки.
- Мы под дубом полежим.
Кладут голову на ладони.
- Потом дальше пойдем.
Встают и идут дальше.
6. Продолжение составления рассказов детьми.
После физминутки взрослый предлагает ребенку составить еще несколько рассказов.
7. Игра «Подбери признак»
Лето (какое?) - теплое, яркое, разноцветное, радостное, жаркое.
Солнце (какое?) - желтое, жаркое, яркое, теплое.
Трава (какая?) - зеленая, душистая, высокая, низкая, мягкая.
Вода (какая?) - теплая, прохладная, приятная, освежающая.
Дождь (какой?) - теплый, долгожданный, проливной, короткий, затяжной.
Дети (какие?) - веселые, радостные, забавные, шумные.
Небо (какое?) - голубое, яркое, светлое, безоблачное, грозовое.
Облака (какие?) - высокие, белые, голубые, грозовые, дождевые.
8. Итог занятия.
Взрослый (подводит итог занятия): О каком времени года мы сегодня составляли рассказ?
Чем можно
заниматься летом? Что ты можешь сказать о настроении детей, какое оно?
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
ТЕМА: ЛЕТО
Игра «О чем можно сказать?».
Летний — ... (день, дождь.) Солнечное — ... (небо, настроение.) Веселые — ... (ребята, птички, люди.) Зеленые — ... (листья, деревья, насекомые.) Вкусная — ... (малина, черника, вишня.)
- Какое время года наступает после весны? Сегодня мы поговорим о лете и узнаем, почему это время года так любят дети и взрослые.
Лето
Вот и пришло долгожданное лето. Наступили долгие, теплые, солнечные дни. В жаркие летние дни часто бывают грозы с сильными теплыми ливнями. Перед дождем в садах сильно пахнет цветами, во дворе поют петухи. А после ливня на небе сияет в солнечных лучах разноцветная радуга.
В начале лета густые, сочные травы украшены цветами. Зелень на деревьях и кустах свежая, ярко-зеленая. Листья раскрылись, окрепли. Цветет рябина, малина, благоухает жасмин, розовые и алые цветы появились на колючих кустах шиповника.
В середине лета много сладких ягод и душистых медовых трав. Яркие цветы украшают луга и поля: цветут ромашки, колокольчики и васильки.
В августе красное лето идет на убыль. Это самый щедрый, богатый летний месяц. В садах созревают яблоки, груши, сливы, в огородах - морковь, свекла, лук. В полях наливаются спелостью колосья ржи и пшеницы, а в лесах много грибов, ягод и орехов.
Постепенно дни становятся короче, а солнышко уже только ласкает нас своими лучами.
- Если ты правильно закончишь мои предложения, то узнаешь, чем лето отличается от весны.
Игра «Еще лучше».
- Весной солнце светит ярко, а летом еще... (ярче.)
- Весной птицы поют звонко, а летом еще... (звонче.)
- Весной цветов много, а летом еще... (больше.)
- Весной воздух теплый, а летом еще... (теплее.)
- Весной детям весело, а летом еще... (веселее.)
- Весной деревья зеленые, а летом еще... (зеленее.)
- Весной день длинный, а летом еще... (длиннее.)
- А какие еще слова ты знаешь о лете и о том, что происходит летом в природе?
Игра «Назови признак». Подбор имен прилагательных, подходящих по смыслу к имени существительному.
- Лето (какое?) — теплое, яркое, разноцветное, радостное, жаркое.
- Солнце летом (какое?) — желтое, жаркое, яркое, теплое.
- Трава летом (какая?) — зеленая, душистая, высокая, низкая, мягкая.
- Вода летом (какая?) — теплая, прохладная, приятная, освежающая.
- Дождь летом (какой?) — теплый, долгожданный, проливной, короткий, затяжной.
- Дети летом (какие?) — веселые, радостные, забавные, шумные.
- Небо летом (какое?) — голубое, яркое, светлое, безоблачное, грозовое.
- Облака летом (какие?) — высокие, белые, голубые, грозовые, дождевые.
Игра «А что вчера?». Образование глаголов в форме прошедшего времени.
- Послушай о том, что происходит летом. Расскажи об этих действиях так, как будто они происходили вчера.
- Сегодня фрукты созревают, а вчера... (созревали.)
- Сегодня дети загорают, а вчера... (загорали.)
- Сегодня птицы поют, а вчера... (пели.)
- Сегодня облака плывут по небу, а вчера... (плыли.)
- Сегодня дождь идет, а вчера... (шел.)
- Сегодня молния сверкает, а вчера... (сверкала.)
- Сегодня гром гремит, а вчера... (гремел.)
- Сегодня ребята купаются, а вчера... (купались.)
Игра «Скажи иначе». Подбор слов-антонимов к именам прилагательным.
- Не грустные дети, а... веселые.
- Не холодная вода, а... теплая.
- Не долгий дождь, а... короткий.
- Не темное небо, а... светлое.
- Не дождливое небо, а... солнечное.
- Не горькая малина, а ... сладкая.
- Не низкая трава, а… высокая.
Игра «Дополни предложения».
- Летом ходят в лес (за чем?)...
- Подосиновик растет (где?)...
- Ягоды и грибы собирают (куда?)...
- Яблоки спеют (где?)...
- Васильки растут (где?)...
- Ребята купаются (где?)...
- Летом будущие школьники готовятся (к чему?)...
Игра «Подбери действие» (или «Узнай по описанию»).
- Солнце (что делает?) - светит, греет, припекает, нагревает, сушит.
- Облака - стоят, плывут, надвигаются.
- Трава - пахнет, зеленеет, сохнет, растет, лежит.
- Цветы - растут, цветут, пахнут, радуют, украшают.
- Фрукты - растут, созревают, опадают, наливаются.
- Птицы - летают, поют, щебечут, радуются, выводят, учат (птенцов), заботятся (о птенцах).
- Дети - загорают, купаются, греются, играют, прыгают, веселятся, радуются.