МАЙ, 4 неделя

Тема: Составление рассказа «Лето красное пришло...» по сюжетной картине.

Цели:
Коррекционно-образовательная:
- учить детей рассматривать сюжетную картину и составлять повествовательный рассказ.
Коррекционно-развивающие:
-
упражнять ребенка в подборе имен существительных к именам прилагательным по теме и наоборот;
-
развивать и активизировать словарный запас ребенка;
- отвечать на заданный вопрос полным предложением.
Коррекционно-воспитательная:  
-
воспитывать у ребенка умение передавать в речи свои переживания и чувства.
Оборудование:
сюжетная картина «Лето красное пришло»
Предварительная работа:
Чтение с обсуждением: В. Берестов «Веселое лето», К. Ушинский «Ветер и солнце», Г. Виеру «У моря», Я. Аким «Лето». Рисование «Я рисую лето», аппликация «Цветочная клумба».

                                                                   Ход занятия

1.Организационный момент.
 Игра «Узнай по описанию».

- Теплое, яркое, разноцветное, радостное, жаркое (что?)... (Лето.)
- Желтое, жаркое, яркое, теплое... (Солнце.)
- Зеленая, душистая, высокая, низкая, мягкая...(Трава.)
- Теплая, прохладная, приятная, освежающая...(Вода.)
- Теплый, долгожданный, проливной, короткий, затяжной... (Дождь.)
- Веселые, радостные, забавные, шумные...(Дети.)
- Голубое, яркое, светлое, безоблачное, грозовое...(Небо.)
- Высокие, белые, грозовые, дождевые... (Облака.)

2. Объявление темы.
Взрослый: Сегодня на занятии мы с тобой вспомним, как можно отдыхать летом, и будем составлять рассказ «Лето красное пришло...» по картине.

 


3. Рассматривание картины «Лето красное пришло...»

- Какое время года изображено на картине?
- Почему ты так думаешь?
- Какая летом погода?
- Как выглядят летом деревья?
- С чем можно сравнить траву, которая покрывает землю?
- Что можно увидеть среди травы?
- Кто летает и порхает над цветами?
- Куда отправились дети летним днем? (На речку.)
- Чем занимаются дети? (Подробное описание всех занятий детей на картине.)
- А чем еще можно заниматься, отдыхая на реке?
- Что художник не изобразил на картине? (Детей, которые загорают.)

4. Составление рассказа совместно с логопедом.
Взрослый дает ребенку план рассказа. Уточняет, о чем нужно рассказывать в начале, в середине и конце рассказа: «Сначала расскажи о том, какая летом природа и погода, а затем о том, куда отправились дети и чем они занимались, а в конце рассказа о том, почему вам нравится лето».

                                                           Лето красное пришло...

        Вот и пришло долгожданное лето. Наступили долгие, теплые, солнечные дни. На деревьях и кустах зеленеют сочные листья, а земля покрыта травой, как ковром. Кругом цветут, благоухают цветы и порхают разноцветные бабочки.
       Однажды теплым солнечным днем ребята отправились на речку. Каждый из них нашел себе занятие. Ваня, Катя и Оля взяли с собой мяч и стали играть в волейбол. Ира решила собрать букет цветов. А Витя и Саша принесли коврик, расстелили его и стали загорать. Очень хорошо летом ловить рыбу. А еще приятнее искупаться в теплой воде.              Вот бы лето никогда не заканчивалось!

5. Рассказ ребенка.
Взрослый просит ребенка самостоятельно составить пересказ рассказа.

 

Физминутка. Выполнение движений по  тексту стихотворения.

- По дороге мы идем. Путь далек, далек наш дом.
Дети шагают на месте.
- Жаркий день, сядем в тень. Мы под дубом посидим,
Садятся на корточки.
- Мы под дубом полежим.
Кладут голову на ладони.
- Потом дальше пойдем.
Встают и идут дальше.

 

6. Продолжение составления рассказов детьми.
После физминутки взрослый предлагает ребенку составить еще несколько рассказов.

 

7. Игра «Подбери признак»
Лето (какое?) - теплое, яркое, разноцветное, радостное, жаркое.
Солнце (какое?) - желтое, жаркое, яркое, теплое.
Трава (какая?) - зеленая, душистая, высокая, низкая, мягкая.
Вода (какая?) - теплая, прохладная, приятная, освежающая.
Дождь (какой?) - теплый, долгожданный, проливной, короткий, затяжной.
Дети (какие?) - веселые, радостные, забавные, шумные.
Небо (какое?) - голубое, яркое, светлое, безоблачное, грозовое.
Облака (какие?) - высокие, белые, голубые, грозовые, дождевые.

 

8. Итог занятия.
Взрослый (подводит итог занятия): О каком времени года мы сегодня составляли рассказ?
Чем можно заниматься летом? Что ты можешь сказать о настроении детей, какое оно?

 

 

 

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
ТЕМА: ЛЕТО

 

 

Игра «О чем можно сказать?».  

Летний — ... (день, дождь.) Солнечное — ... (небо, настроение.) Веселые — ... (ребята, птички, люди.) Зеленые — ... (листья, деревья, насекомые.) Вкусная — ... (малина, черника, вишня.)

    
- Какое время года наступает после вес­ны?
Сегодня мы по­говорим о лете и узнаем, почему это время года так любят дети и взрослые.

Лето

Вот и пришло долгожданное лето. Наступили долгие, теплые, солнечные дни. В жаркие летние дни часто бывают грозы с сильными теплыми лив­нями. Перед дождем в садах сильно пахнет цвета­ми, во дворе поют петухи. А после ливня на небе сияет в солнечных лучах разноцветная радуга.

В начале лета густые, сочные травы украшены цветами. Зелень на деревьях и кустах свежая, ярко-зеленая. Листья раскрылись, окрепли. Цветет ря­бина, малина, благоухает жасмин, розовые и алые цветы появились на колючих кустах шиповника.

В середине лета много сладких ягод и душистых медовых трав. Яркие цветы украшают луга и поля: цветут ромашки, колокольчики и васильки.

В августе красное лето идет на убыль. Это самый щедрый, богатый летний месяц. В садах созрева­ют яблоки, груши, сливы, в огородах - морковь, свекла, лук. В полях наливаются спелостью коло­сья ржи и пшеницы, а в лесах много грибов, ягод и орехов.

Постепенно дни становятся короче, а солнышко уже только ласкает нас своими лучами.

 

- Если ты правильно закончишь мои пред­ложения, то узнаешь, чем лето отличается от весны.

 

Игра «Еще лучше».
- Весной солнце светит ярко, а летом еще... (ярче.)

- Весной птицы поют звонко, а летом еще... (звонче.)

- Весной цветов много, а летом еще... (больше.)

- Весной воздух теплый, а летом еще... (теплее.)

- Весной детям весело, а летом еще... (веселее.)

- Весной деревья зеленые, а летом еще... (зеленее.)

- Весной день длинный, а летом еще... (длиннее.)

 

- А какие еще слова ты знаешь о лете и о том, что происходит летом в природе?

 

Игра «Назови признак». Подбор имен прилага­тельных, подходящих по смыслу к имени суще­ствительному.

- Лето (какое?) теплое, яркое, разноцветное, радостное, жаркое.

- Солнце летом (какое?) желтое, жаркое, яр­кое, теплое.

- Трава летом (какая?) зеленая, душистая, вы­сокая, низкая, мягкая.

- Вода летом (какая?) теплая, прохладная, приятная, освежающая.

- Дождь летом (какой?) — теплый, долгождан­ный, проливной, короткий, затяжной.

- Дети летом (какие?) веселые, радостные, за­бавные, шумные.

- Небо летом (какое?) голубое, яркое, светлое, безоблачное, грозовое.

- Облака летом (какие?) высокие, белые, голу­бые, грозовые, дождевые.

 

Игра «А что вчера?». Образование глаголов в форме прошедшего времени.

- Послушай о том, что происходит летом. Расскажи об этих действиях так, как будто они происходили вчера.

- Сегодня фрукты созревают, а вчера... (созревали.)

- Сегодня дети загорают, а вчера... (загорали.)

- Сегодня птицы поют, а вчера... (пели.)

- Сегодня облака плывут по небу, а вчера... (плыли.)

- Сегодня дождь идет, а вчера... (шел.)

- Сегодня молния сверкает, а вчера... (сверкала.)

- Сегодня гром гремит, а вчера... (гремел.)

- Сегодня ребята купаются, а вчера... (купались.)

 

Игра «Скажи иначе». Подбор слов-антонимов к именам прилагательным.

- Не грустные дети, а... веселые.

-  Не холодная вода, а... теплая.

-  Не долгий дождь, а... короткий.

-  Не темное небо, а... светлое.

-  Не дождливое небо, а... солнечное.

-  Не горькая малина, а ... сладкая.

-  Не низкая трава, а… высокая.

 

Игра «Дополни предложения».

- Летом ходят в лес (за чем?)...

- Подосиновик растет (где?)...

- Ягоды и грибы собирают (куда?)...

- Яблоки спеют (где?)...

- Васильки растут (где?)...

- Ребята купаются (где?)...

- Летом будущие школьники готовятся (к чему?)...

 

Игра «Подбери действие» (или «Узнай по описанию»).

- Солнце (что делает?) - светит, греет, припека­ет, нагревает, сушит.

- Облака - стоят, плывут, надвигаются.

- Трава - пахнет, зеленеет, сохнет, растет, лежит.

- Цветы - растут, цветут, пахнут, радуют, укра­шают.

- Фрукты - растут, созревают, опадают, налива­ются.

- Птицы - летают, поют, щебечут, радуются, вы­водят, учат (птенцов), заботятся (о птенцах).

- Дети - загорают, купаются, греются, играют, прыгают, веселятся, радуются.