ПРОЕКТ «Театр маленького актера»
Вид проекта: долгосрочный, творческий (2019-2020 учебный год)
Участники проекта:
- дети младшей группы
- родители воспитанников
- педагоги
Актуальность:
Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память,
мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов
развития и воспитания, как младший дошкольный.
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку,
глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и
действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря театру ребенок познает мир не только
умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зародить
стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо
персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного
возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и
нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Постановка проблемы
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.
Театр, как никто другой! - возвращает нас к исконным корням. Он – единственный, сохраняющий и культивирующий народную мудрость вне зависимости от национальной принадлежности. В опосредованной
форме он учит детей быть честными и добрыми, устремлёнными и трудолюбивыми, способными по – настоящему оценить и полюбить богатство родного слова. Она является уникальным средством развития
художественно-творческих способностей детей. В тоже время, не смотря на имеющиеся исследования в данной области, воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на
практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. Указанные противоречия обуславливают выбор темы моей работы.
Гипотеза:
Театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Основной целью проекта:
создание условий для формирования творческой личности средствами театрализованной деятельности.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Активизировать познавательный интерес детей, привлекая их к совместной театрализованной деятельности.
2. Развивать речь, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
3. Помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру, учить согласовывать свои действия с другими детьми.
4. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками;
5. Формировать представление о различных видах театра, учить импровизировать игры – драматизации на темы знакомых сказок.
6. Развивать дикцию использую скороговорки, стихи. Пополнять словарный запас.
7. Раскрыть для родителей значение театрализованной деятельности для всестороннего развития ребенка.
Предполагаемый результат:
Дети научатся пользоваться разными видами театра в своей игровой деятельности. Сформируют умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой,
жестами. Театральный уголок, при активном участии родителей, пополнится новыми видами театра и атрибутами для театрализованных игр детей. Театрализованная деятельность поможет развить
интересы и способности ребенка, научит преодолевать робость, застенчивость и неуверенность в себе. Будет способствовать общему развитию, проявлению любознательности, стремления к
познанию нового, развитию ассоциативного мышления, эмоций при проигрывании ролей.
Намечены следующие этапы работы:
I. Подготовительный
1. Выявить уровень сформированности творческих способностей у детей на начало проекта;
2. Изучить литературу по теме проекта;
3. Работа с родителями:
• Донести до родителей важность темы о театрализованной деятельности детей;
• Выявить их заинтересованность в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия;
• Провести беседы, консультации, оформить папки-передвижки по теме проекта;
4. Пополнение методической копилки по теме проекта.
II. Основной
Работа с родителями:
1. Распределение заданий между родителями по изготовлению персонажей сказки своими руками.
2. Консультация для родителей на тему: «Воспитательные и образовательные возможности театрализованной деятельности в детском саду».
3. Выступление на родительском собрании по теме проекта.
Формы работы с детьми:
1. Посещение театрализованных представлений, кукольных спектаклей и беседы по ним.
2. Чтение художественных произведений.
3. Театрализованные представления для детей.
4. НОД по всем образовательным областям с использованием театрализованной деятельности детей.
5. Театрализованные игры, развлечения, праздники.
6. Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
7. Отдельные упражнения для эмоционального развития детей.
III. Заключительный
1. Выявить уровень сформированности творческих способностей на конец проекта;
2. Открытые показы для воспитанников ДОУ, воспитателей и родителей с инсценировкой сказок, выступление на педсовете в рамках недели «Педагогического мастерства» по теме проекта;
3. Подтверждение гипотезы проекта;
4. Подведение итогов и оформление проекта.
Реализация проекта:
Подготовительный этап
Подбор и изучение педагогической литературы по теме:
• А. В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду»
• И. Н. Рослякова «На что способен театр»
• Т. Н. Караманенко «Кукольный театр дошкольникам»
• Г. В. Бельтюкова «Магнитный театр»
• Л.В. Артемьева «Театрализованные игры дошкольников»
• М.Д. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в саду»
Работа с детьми:
Чтение с детьми русских народных сказок, стихотворений, потешек; работа с загадками о героях сказок;
Работа с родителями:
1. Беседы, консультации, оформление папки-передвижки по темам:
• «Театр в жизни ребенка»;
• «Как устроить домашний театр».
2. Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать маски, пополнить театральный уголок различными видами театра: настольный, пальчиковый,
кукольный).
Методическая копилка:
1. картотека театрализованных игр;
2. картотека упражнений по развитию эмоциональной сферы детей;
3. разработаны конспекты НОД с инсценировками и мини сценками,
сценарии развлечений и досугов.
Определение целей и задач проекта.
Основной этап
Ресурсное обеспечение:
• настольные театры: «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди», «Колобок»;
• театр на магнитах: «Три медведя», «Теремок», «Маша и медведь»;
• пальчиковый театр, куклы би-ба-бо: «Репка», «Теремок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят»;
• маски к сказкам: «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба»;
• костюмы к сказке «Колобок», «Репка», «Теремок»;
• сюжетные картинки, иллюстрированные детские книги с потешками и сказками, загадки, стихи и пословицы к сказкам, мнемотаблицы;
• ИКТ для показа мультфильмов, презентаций и интерактивных дидактических игр по теме проекта;
• дидактические игры: «Мои любимые сказки», «Четвертый лишний», «Расскажи потешку», «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в теремочке живет?» «Угадай сказку», «Чьи это слова?», лото
«Сказки», кубики с сюжетами сказок, раскраски по мотивам р.н.с. сказок и потешек, мозаика «Репка», пазлы «Три медведя», «»Колобок», разрезные картинки по р. н.
сказкам;
• картотеки пальчиковых игр, физминуток по сюжетам сказок, сюжетно-ролевых подвижных и театрализованных игр, упражнений на развитие эмоциональной сферы ребенка.
Работа с родителями:
1. Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать героев пальчикового театра, пополнить театральный уголок различными видами театра: настольный, пальчиковый,
магнитный).
2. Выступление на родительском собрании на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду».
3. Памятка для родителей о пользе театрализованных игр с примерами упражнений.
4. При участии родителей:
• уголок театрализованной деятельности пополнился разными видами театра (кукольный, настольный, пальчиковый, би-ба-бо, магнитный театр);
• изготовлены маски и атрибуты;
• уголок ряженья дополнен костюмами сказочных героев.
Работа с детьми:
• Чтение и прослушивание звукозаписей, просмотр мультфильмов и презентаций детских сказок – «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка
Ряба», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «У страха глаза велики».
• Посещение театральных представлений в ДОУ.
• Рассматривание игрушек, сюжетных картинок и иллюстраций к сказкам.
• Комплексы утренней гимнастики – «Курочка и цыплята», «На лесной полянке», «Медвежата».
• Рассказывание русских народных сказок с показом настольного, кукольного, магнитного, пальчикового и кукол би-ба-бо.
• Чтение стихов, потешек, работа с загадками, пословицами.
• Разучивание танцевальных движений и пение детских песенок.
• Развитие мелкой моторики: лепка, рисование, аппликация, конструирование из бумаги по сюжетам сказок.
• Театрализованные игры, упражнения «Покажи эмоцию, имитационные задания «Изобрази героев сказки и их голоса».
• Использование раскрасок и разрезных картинок по сказкам.
• Пересказ сказок детьми, с опорой на мнемотаблицы и героев настольного и магнитного театра.
• Ряжение в костюмы героев сказок для игр – драматизаций.
• Подвижные игры «Курочка и цыплята», «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Зайцы и лиса», «Гуси – гуси», «Лиска – лиса».
• Разучивание пальчиковых игр: «Репка», «Мы хотим построить дом», «У оленя дом большой».
• Беседы с детьми о безопасности дома и на улице с использованием героев и сюжетов этих сказок.
Непосредственная образовательная деятельность:
- НОД по рисованию с игрой-драматизацией по сказке «Курочка Ряба»;
- НОД по ФЦКМ по теме: «Посадка растений» (с театрализацией сказки «Репка»);
- НОД по лепке с элементами театрализованной деятельности: «Пирожки для Маши» (по сказке «Маша и медведь»);
- НОД по ФЭМП с использованием театрализованной деятельности по сказке «Колобок»;
- НОД по речевому развитию: Знакомство со сказкой «У страха глаза велики».
Заключительный этап:
1. Интегрированный досуг для воспитанников и родителей с театрализацией сказки «Репка».
2. Открытый показ для родителей: НОД по речевому развитию: сказка «У страха глаза велики».
3. Кукольный театр (перчаточный) сказки «Теремок» «Родители-детям».
4. Выступление на педагогическом часе с презентацией проекта, размещение проекта на персональном педагогическом сайте.
Итоги проекта:
1. Дети получили возможность познакомиться с разными видами театра и развивать свои личностные качества посредством театрализованной деятельности;
2. У детей сформировался ряд качеств, ценных для дальнейшего творческого развития: способность к сочувствию и сопереживанию, яркость в выражении и проявлении воображения, навыки
совместного взаимодействия со сверстниками;
3. В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами пальчикового, настольного театра и театра на магнитах, в связи с чем, наблюдается ослабление внутренней напряженности у детей,
что способствует развитию у них положительных эмоций и умению управлять своим поведением;
4. У родителей появился интерес к театру и совместной с детьми театрализованной деятельности;
5. Театральный уголок, при содействии родителей, пополнился новыми видами театра и атрибутами (маски, настольный, пальчиковый, магнитный, теневой театры, ширма);
6. Опытом нашей работы могут воспользоваться воспитатели ДОУ.
Заключение
Целенаправленная и планомерная работа в течение года по развитию творческих способностей детей, показала, что, театрализованная деятельность, игры-драматизации, и выступления
на сцене способствовали реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Тем самым была подтверждена гипотеза, что театрализованная
деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Понимая значение театрализованной деятельности в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, мы намерены использовать ее и дальше в своей работе, создавать условия для развития
творческой активности; приобщать к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Список литературы
Васильева Н. Творческие проявления у детей в игре./Мой кроха и Я,1997,№2
Галанова Т. В. Развивающие игры с детьми с трёх лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.
Доронова Т. Н. Играем в театр. М.: Просвещение, 2000.
Нагибина. М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей. М.: Просвещение, 1999.
Карамоненко Т. Н. Кукольный театр дошкольникам. М.: Просвещение, 2006.
Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М.: Просвещение, 1999.
Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Просвещение, 2001. – 350 с.
Губанова Н.Ф. – «Театрализованная деятельность дошкольников»