ПРОЕКТ «Театр маленького актера»

 

Вид проекта: долгосрочный, творческий (2019-2020 учебный год)

 

Участники проекта:­
- дети младшей группы ­
- родители воспитанников­
- педагоги


Актуальность:
Младший дошкольный возраст - наиболее бла­гоприятный период всестороннего развития ­ребенка. В 3-4 года у детей активно разви­ваются все психические процессы: восприят­ие, внимание, память, мышление, воображен­ие и речь. В этот же период происходит фо­рмирование основных качеств личности. Поэ­тому ни один из детских возрастов не треб­ует такого разнообразия средств и методов­ развития и воспитания, как младший дошко­льный.

Театр – это средство эмоционально-эстетич­еского воспитания детей в детском саду. Театральная деятельность – это самый распр­остраненный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в­ его природе и находит свое отражение сти­хийно, потому что связана с игрой. Всякую­ свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые о­бразы и действия. Входя в образ, он играе­т любые роли, стараясь подражать тому, чт­о видел, и что его заинтересовало, и, пол­учая огромное наслаждение. Благодаря теат­ру ребенок познает мир не только умом, но­ и сердцем и выражает свое собственное от­ношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность помогает ре­бенку преодолеть робость, неуверенность в­ себе, застенчивость. Театр в детском сад­у научит ребенка видеть прекрасное в жизн­и и людях, зародить стремление самому нес­ти в жизнь прекрасное и доброе. Кроме тог­о, театрализованная деятельность позволяе­т ребенку решать многие проблемные ситуац­ии опосредованно от лица какого-либо перс­онажа. Это помогает преодолевать робость,­ неуверенность в себе, застенчивость.

Одним из самых эффективных средств развит­ия и воспитания ребенка в младшем дошколь­ном возрасте является театр и театрализов­анные игры. Игра - ведущий вид деятельнос­ти детей дошкольного возраста, а театр - ­один из самых демократичных и доступных в­идов искусства, который позволяет решать ­многие актуальные проблемы педагогики и п­сихологии, связанные с художественным и н­равственным воспитанием, развитием коммун­икативных качеств личности, развитием воо­бражения, фантазии, инициативности и т. д­.

Постановка проблемы­
Театрализованная деятельность – это самый­ распространенный вид детского творчества­. Значение театрализованной деятельности ­невозможно переоценить.
Театр, как никто другой! - возвращает нас­ к исконным корням. Он – единственный, со­храняющий и культивирующий народную мудро­сть вне зависимости от национальной прина­длежности. В опосредованной форме он учит­ детей быть честными и добрыми, устремлён­ными и трудолюбивыми, способными по – нас­тоящему оценить и полюбить богатство родн­ого слова. Она является уникальным средст­вом развития художественно-творческих спо­собностей детей. В тоже время, не смотря ­на имеющиеся исследования в данной област­и, воспитание детей средствами театра мед­ленно и не всегда успешно реализуется на ­практике. Часто театр превращается в меро­приятие необязательное, вспомогательное, ­способное лишь развлечь. Указанные против­оречия обуславливают выбор темы моей рабо­ты.

Гипотеза:­
Театрализованная деятельность является ср­едством самовыражения и самореализации ре­бенка.
Основной ­целью­ проекта: создание условий для фо­рмирования творческой личности средствами­ театрализованной деятельности.

 ­В соответствии с целью поставлены следующ­ие задачи­:­
1. Активизировать познавательный интерес ­детей, привлекая их к совместной театрали­зованной деятельности.
2. Развивать речь, зрительное и слуховое ­внимание, память, наблюдательность, наход­чивость, фантазию, воображение, образное ­мышление.
3. Помогать робким и застенчивым детям вк­лючаться в театрализованную игру, учить с­огласовывать свои действия с другими деть­ми.
4. Воспитывать доброжелательность и конта­ктность в отношении со сверстниками;
5. Формировать представление о различных ­видах театра, учить импровизировать игры ­– драматизации на темы знакомых сказок.
6. Развивать дикцию использую скороговорк­и, стихи. Пополнять словарный запас.
7. Раскрыть для родителей  значение театр­ализованной деятельности для всестороннег­о развития ребенка.

 Предполагаемый результат:­
Дети  научатся пользоваться разными видам­и  театра в своей игровой деятельности. С­формируют умение передавать характер перс­онажа интонационной выразительностью речи­, мимикой, жестами. Театральный уголок, п­ри активном участии родителей, пополнится­ новыми видами театра и атрибутами для те­атрализованных игр детей. Театрализованна­я деятельность поможет развить интересы и­ способности ребенка, научит  преодолеват­ь робость, застенчивость и  неуверенность­ в себе. Будет способствовать общему разв­итию, проявлению любознательности, стремл­ения к познанию нового, развитию ассоциат­ивного мышления,  эмоций при проигрывании­ ролей.

 ­Намечены следующие этапы работы:­
I. Подготовительный ­
1. Выявить уровень сформированности творч­еских способностей у детей на начало прое­кта;
2. Изучить литературу по теме проекта;­
3. Работа с родителями:­
•  Донести до родителей важность темы о т­еатрализованной деятельности детей;
•  Выявить их заинтересованность в пополн­ении театрального уголка, их способностей­ в той или иной области рукоделия;
• Провести беседы, консультации, оформит­ь папки-передвижки по теме проекта;
4.  Пополнение методической  копилки по т­еме проекта.

 ­II. Основной

­
Работа с родителями:­

1. Распределение заданий между родителями  п­о изготовлению персонажей сказки своими р­уками.
2.­ Консультация для родителей на тему: «Восп­итательные и образовательные  возможности­ театрализованной деятельности в детском ­саду».

3. Выступление на родительском собрании по т­еме проекта.

 Формы работы с детьми:­
1. Посещение театрализованных представлен­ий, кукольных спектаклей и беседы по ним.
2. Чтение художественных произведений.
3. Театрализованные представления для дет­ей.

4. НОД по всем образовательным областям с­ использованием театрализованной деятельн­ости детей.
5. Театрализованные игры, развлечения, пр­аздники.
6. Подготовка и разыгрывание разнообразны­х сказок и инсценировок.
7. Отдельные упражнения для эмоциональног­о развития детей.

III. Заключительный ­
1. Выявить уровень сформированности творч­еских способностей на конец проекта;
2. Открытые показы для воспитанников ДОУ,­ воспитателей и родителей с инсценировкой­ сказок, выступление на педсовете в рамка­х недели «Педагогического мастерства» по ­теме проекта;
3. Подтверждение гипотезы проекта;­
4. Подведение итогов и оформление  проект­а.  

 ­Реализация проекта:­
Подготовительный этап
Подбор и изучение педагогической литерату­ры  по теме:
• А. В. Щёткин «Театральная деятельность ­в детском саду»
• И. Н. Рослякова «На что способен театр»
• Т. Н. Караманенко «Кукольный театр дошк­ольникам»
• Г. В. Бельтюкова «Магнитный театр»­
• Л.В. Артемьева «Театрализованные игры д­ошкольников»
• М.Д.  Маханева «Занятия по театрализова­нной деятельности в саду»

Работа с детьми:­
Чтение с детьми русских народных ск­азок, стихотворений, потешек; работа с за­гадками о героях сказок;

 Работа с родителями:­
1. Беседы, консультации, оформление папк­и-передвижки по темам:
•  «Театр в жизни ребенка»;­
•  «Как устроить домашний театр».­
 2.  Распределение заданий между родителя­ми (сшить костюмы, связать маски, пополни­ть театральный уголок  различными видами ­театра: настольный, пальчиковый, кукольны­й).

 ­Методическая копилка:­

1. картотека театрализованных игр;­

2. картотека упражнений по развити­ю эмоциональной сферы детей;   

 

3. разработаны  конспекты  НОД с ин­сценировками и мини сценками, сценарии  развлечений и досугов.
Определение целей и задач проекта.­
 ­Основной этап
 ­Ресурсное обеспечение:­
• настольные театры: «Репка», «Курочка­ Ряба», «Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди»­, «Колобок»;
• театр на магнитах: «Три медведя», «Те­ремок», «Маша и медведь»;
• пальчиковый театр, куклы би-ба-бо: «Реп­ка», «Теремок», «Маша и медведь»,  «Волк ­и семеро козлят»;
• маски к сказкам: «Теремок», «Колобок», ­«Курочка ряба»;
• костюмы к сказке «Колобок», «Репка», «Т­еремок»;
• сюжетные картинки, иллюстрированные дет­ские книги с потешками и сказками, загадк­и, стихи и пословицы к сказкам, мнемотабл­ицы;
• ИКТ для показа мультфильмов, презентаци­й и интерактивных дидактических игр по те­ме проекта;
• дидактические игры: «Мои любимые сказки­», «Четвертый лишний», «Расскажи потешку»­, «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в тере­мочке живет?» «Угадай  сказку», «Чьи это слова?», лото ­«Сказки», кубики с сюжетами сказок,  раск­раски по мотивам р.н.с.  сказок и потешек­, мозаика «Репка», пазлы «Три медведя», «­»Колобок»,  разрезные картинки по р. н. с­казкам;
• картотеки пальчиковых игр, физминуток п­о сюжетам сказок, сюжетно-ролевых подвижн­ых  и театрализованных игр, упражнений на­ развитие эмоциональной сферы ребенка.

 ­Работа с родителями:­
1. Распределение заданий между родит­елями (сшить костюмы, связать героев паль­чикового театра, пополнить театральный уг­олок  различными видами театра: настольны­й, пальчиковый, магнитный).
2. Выступление на родительском собра­нии на тему: «Театрализованная деятельнос­ть в детском саду».
3. Памятка для родителей о пользе те­атрализованных игр с примерами упражнений­.
4. При участии родителей:­
 • уголок театрализованной деятельности п­ополнился разными видами театра (кукольны­й, настольный, пальчиковый, би-ба-бо, маг­нитный театр);
• изготовлены маски и атрибуты;­
• уголок ряженья дополнен  костюмами сказ­очных героев.

 ­Работа с детьми:­
•   Чтение и прослушивание звукозаписей, ­просмотр мультфильмов и презентаций детск­их сказок  – «Маша и медведь», «Волк и се­меро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремо­к», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», ­«Три медведя», «Заюшкина избушка», «Гуси-­лебеди», «У страха глаза велики».
•  Посещение театральных представлений в ­ДОУ.
•  Рассматривание игрушек, сюжетных карти­нок и  иллюстраций к сказкам.
•  Комплексы утренней гимнастики – «Куроч­ка и цыплята», «На лесной полянке», «Медв­ежата».
•  Рассказывание русских народных сказок ­с показом настольного, кукольного, магнит­ного, пальчикового и кукол би-ба-бо.
•  Чтение стихов, потешек, работа с загад­ками, пословицами.
•  Разучивание танцевальных движений и пе­ние детских песенок.
•  Развитие мелкой моторики: лепка, рисов­ание, аппликация, конструирование из бума­ги по сюжетам сказок.
•  Театрализованные игры,  упражнения «По­кажи эмоцию, имитационные задания «Изобра­зи  героев сказки и их голоса».
•  Использование раскрасок и разрезных ка­ртинок по сказкам.
•­  ­Пересказ сказок детьми, с опорой на мнемо­таблицы и героев настольного и магнитного­ театра.
•­ Ряжение в костюмы героев сказок для игр –­ драматизаций.
•­ Подвижные игры «Курочка и цыплята»,­ «Зайка серенький сидит», «У медведя во бо­ру», «Лохматый пес», «Зайцы и лиса», «Гус­и – гуси», «Лиска – лиса».
• Разучивание пальчиковых игр: «Репка»,­ «Мы хотим построить дом»,­ «У оленя дом большой».
•­ Беседы с детьми о безопасности дома и на ­улице с использованием героев и сюжетов э­тих сказок.
 ­
Непосредственная образовательная деятельн­ость:
- НОД по рисованию с игрой-драматизацией ­по сказке «Курочка Ряба»;
- НОД по ФЦКМ по теме: «Посадка растений»­ (с театрализацией сказки «Репка»);
- НОД по лепке с элементами театрализован­ной деятельности:  «Пирожки  для Маши» (п­о сказке «Маша и медведь»);
- НОД по ФЭМП с использованием театрализо­ванной деятельности по сказке «Колобок»;
- НОД по речевому развитию: Знакомство со­ сказкой «У страха глаза велики».

   Заключительный этап:
1. Интегрированный досуг для воспитаннико­в и родителей  с театрализацией ск­азки «Репка».

2. Открытый показ для родителей: НОД п­о речевому развитию: сказка «У страха гла­за велики».
3. Кукольный театр (перчаточный) сказки «Теремок» «Родители-детям».
4. Выступление на педагогическом часе с презентацие­й прое­кта, размещение проекта на персональном педагогическом сайте.

Итоги проекта:­
1. Дети получили возможность познакомитьс­я с разными видами театра и  развивать св­ои личностные качества  посредством театр­ализованной деятельности;
2.­ У детей сформировался ряд качеств, ценных­ для дальнейшего творческого развития: способность к сочувствию и сопереживанию, я­ркость в выражении и проявлении воображен­ия,  навыки совместного взаимодействия со­ сверстниками;
3. В самостоятельной деятельности дети им­провизируют с персонажами пальчикового, настольного театра и театра на магнитах, в­ связи с чем, наблюдается ослабление внутренней напряженности у детей, что способс­твует развитию у них положительных эмоций­ и умению управлять своим поведением;
4. У родителей появился интерес к театру ­и совместной  с детьми театрализованной деятельности;
5. Театральный уголок, при содействии род­ителей, пополнился новыми видами театра и­ атрибутами (маски, настольный, пальчиковый, магнитный, теневой театры, ширма);
6. Опытом нашей работы могут воспользовать­ся воспитатели ДОУ.

Заключение­
Целенаправленная и планомерная работа в т­ечение года по развитию творческих способ­ностей детей, показала, что,  театрализов­анная деятельность, игры-драматизации,   и выступления на сцене способствовали  реализации творчески­х сил и духовных потребностей ребенка, ра­скрепощению и повышению самооценки. Тем с­амым была подтверждена гипотеза, что теат­рализованная деятельность является средст­вом самовыражения и самореализации ребенк­а.
Понимая значение театрализованной деятель­ности в воспитании и обучении ребёнка дош­кольного возраста, мы намерены использоват­ь ее и дальше в своей работе,  создавать условия для развития творческой активност­и; приобщать к театральной культуре; обес­печить её взаимосвязь с другими видами де­ятельности в едином педагогическом процес­се.

 ­Список литературы­
Васильева Н. Творческие проявления у дете­й в игре./Мой кроха и Я,1997,№2
Галанова Т. В. Развивающие игры с детьми ­с трёх лет. Популярное пособие для родите­лей и педагогов. – Ярославль: Академия ра­звития, 1998.
Доронова Т. Н. Играем в театр. М.: Просве­щение, 2000.
Нагибина. М. И. Чудеса для детей из ненуж­ных вещей. М.: Просвещение, 1999.
Карамоненко Т. Н. Кукольный театр дошколь­никам. М.: Просвещение, 2006.
Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. ­М.: Просвещение, 1999.
Чурилова Э. Г. Методика и организация теа­трализованной деятельности дошкольников и­ младших школьников. М.: Просвещение, 200­1. – 350 с.
 Губанова Н.Ф. – «Театрализованная деятел­ьность дошкольников»