Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важных задач в общей системе обучения ребёнка родному языку.

Группа ведущих учёных (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Г.В. Чиркина, Л.Ф Спирова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой, школьной программой в целом.

Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей ребёнка, его поведение и социализацию в обществе. Следовательно, преодоление и предупреждение общего недоразвития речи обеспечивается единством и взаимодействием в развитии всех сторон речи,  её лексико–грамматической и фонетико– фонематической сторонами.

А с использованием «семантических полей» и валентностей слов у детей активизируются процессы коммуникации и социализации.

Комплекс   ассоциаций,        возникающий     вокруг       одного       слова,         называется

«семантическим полем» (А.Р. Лурия).

Связи, которые возникают между словами, принято называть валентностями слов. (А.Р. Лурия).

 

 

Цель:  формирование коммуникативных и социальных навыков у детей через

«семантическое поле»

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

- формирование и расширение «семантического поля», развитие валентностей слов;

Коррекционно – развивающие:

- автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, связной речи;

- развитие общей и мелкой моторики;

- воспитание нижнедиафрагмального дыхания;

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- уточнения,  расширения  словаря  через  формирование  семантического  поля  слов

«ШВЕЯ» и развитие валентностей слов;

- развитие функции словоизменения;

- воспитание       самоконтроля     за речью у детей через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

Воспитательные:

воспитание уважения и привитие интереса к труду швеи.

  Оборудование:

- таблица артикуляционно-акустического образа звука «Ш»;

- иллюстрации к логопедической зарядке;

- изображение сюжетных картинок;

- изображение предметных картинок;

- карточки слов, слогов со звуком «Ш».

 

Ход  деятельности:

 

I.  Организационный момент.

Показ иллюстраций швейной машины.

 Учитель   - логоп ед:

- Дети, что это?

- Для чего нужна швейная машина?

- Какой звук повторяется в словах «На швейной машине шьют»? (Звук «Ш»);

- Сегодня мы будем работать над правильным произношением звука «Ш», и поможет нам в этом швейная машинка.

 

II. Логопедическая зарядка.

 

1. Сочетание  речи  с  динамической  координацией  рук  в  процессе  выполнения одновременно организованных движений.

Одновременно правой рукой производить круговые     движения в кисти и локте (подражая вращению колеса), левой рукой выполнять мелкие движения, характерные для работы иглы швейной машинки (постукивание). Затем поменять условия выполнения задания: левой рукой производить круговые движения, а правой – имитировать движение иглы.

Маша нашему малышке

Сшила новые штанишки.

Шила шубу, шила шарф

Для Мишутки малыша.

Он шагает по дорожке

В сшитой Машею одёжке.

 

2. Развитие нижнедиафрагмального дыхания.

Упражнение выполняется стоя. Мышцы живота расслаблены. Левая рука на груди, правая на животе в области диафрагмы.

Выдох – Пфф

Пауза

Возврат дыхания

Выдох – Пфф

Пауза

Возврат дыхания

 

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ловкие пальчики быстро бегут,

Пальчики бегают по столу.

Ловкие пальчики не устают.

 

Мишутке шьют рубашки,

Поочерёдно, начиная с большого пальца

топают по столу.

Пашутке шьют кармашки,

 

Валюшке и Танюшке

 

Косыночки на ушки.                                           

Массируют ушки.

 

4.   Артикуляционная гимнастика.

Округлить губы при сближенных зубах.

Рот широко открыт, удерживание широко распластанного языка под счёт на нижней губе.

Широким  языком  обнять  верхнюю  губу,  верхние  зубы,  занести  язык  в  форме

«чашечки» в рот.

Удерживание языка в положении «чашечки» под счёт снаружи рта и за верхними зубами.

Занесение языка в положении «чашечки» за верхние зубы с подключением сильного ротового выдоха.

(Все  упражнения        выполняются      перед         зеркалом с подключением         тактильного контроля).

 

III. Анализ артикуляционно-акустического образа звука «Ш».

Губы округлены. Зубы сближены.

Язык  «чашечкой»,  кончик  языка  поднят  к  верхним  зубам,  а  боковые  края  языка прижаты к коренным зубам.

Воздушная струя сильная, тёплая, плавная.Голосовые связки не работают.

Изолированное произношение звука «Ш» (оральный, тактильный, вибрационный и акустический контроль).

 

1.Развитие фонематического слуха (прослушивание образца нормированной речи).

Учитель -логоп ед:

- Сейчас я буду читать текст, а вы, ребята, постарайтесь как можно больше запомните слов со звуком «Ш».

Мышонку мама - мышка

Шептала: «Шалунишка!

Шумишь, шуршишь, болтаешь!          

Ты маме шить мешаешь!»

А я шептала мышке:  

«Подушку шью, малышка!

В подушке не пушинки,

А шутки и смешинки.

Поешь пшена немножко,

И спать ложись, мой крошка.

Лишь голову положишь –

Во сне увидеть сможешь

То, что шепнёт на ушко

Волшебная подушка».

 

2. Характеристика звука «Ш».

Звук «Ш» - согласный, глухой, твёрдый.

Соотнесение звука «Ш» с буквой.

Буква «Ш» с тремя шипами –

Не хватай её руками.

                              О. Гофман.

Дети рисуют букву «Ш» в воздухе пальчиками рук.

На столе выкладывают из счётных палочек.

 

3. Закрепление звука в словах (чтение карточек со слоговыми дорожками)

ША – ШО – ШУ

АШ – ОШ – УШ – ИШ

ШТА – ШТО – ШТУ   и т.д.

 

4. Закрепление звука «Ш» в словах:

Машинка, шкатулка, карандаш и т.д. (Определение позиции звука в словах).

 

5. Звуковой анализ с графической записью слова «ШАПКА».

Учитель -логоп ед:

- Произнесите слово «ШАПКА» чётко, проговаривая все звуки.

- Сколько слогов в слове «ШАПКА»? Как вы определили?  (В слове столько слогов, сколько гласных звуков).

- Сколько звуков в слове «ШАПКА»? Назови их по порядку.

- Определите  место  звука  «Ш»  в  слове  «ШАПКА».  (Дети  составляют  схему  слова «ШАПКА»).

 

 

 

6.Физминутка.

Яшка, Яшка

Синяя рубашка,

Дети стоят в кругу, один ребёнок в середине круга. Выполняют подскоки.

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

Наклоны вперед, руки вперед.

На ноги поставили,

Поднять руки вверх.

Танцевать заставили.

Руки на пояс, упражнение «пружинка» влево, вправо.

Танцуй сколько хочешь,

Выбирай кого захочешь.

Ребёнок в кругу выполняет танцевальные движения, дети хлопают в ладоши.

 

IV. Закрепление  произношения  звука  «Ш»  через  расширение  «семантического поля» слова «ШВЕЯ». Развитие валентности слов.

1. Отгадай загадку:

На фабрике одежды

Работает она,

Красивую одежду

Детишкам шьёт сама.

Кто это? (ШВЕЯ)

2. Игра  «Какая одежда?»

Учитель-логопед:

- Швея – это профессия.

Чем занимается швея на работе?  (Шьёт одежду, разные вещи).

- Правильно. А можно сказать так: «Швея занимается шитьём. Шитьём одежды, шитьём разных вещей».

- Из чего шьёт швея одежду, вещи?  (Из ткани, кожи, меха).

- Назовите, какая может быть одежда из разных материалов?

Дети выбирают образцы материалов и составляют предложения:

из кожи – кожаное пальто

из меха – тёплая меховая шуба

из ситца – ситцевое платье

изо льна – льняной костюм

из шёлка – шёлковая блуза

из шерсти – шерстяные брюки.

            3. Игра «Швее надо…»

Учитель-логопед:

- А вот это красивое кружево называется «ШИТЬЁМ». Этим шитьём швея украшает одежду, бельё. Значит, слово «ШИТЬЁ» обозначает и действия швеи и предмет, который нужен ей для работы. Чтобы сшить красивую одежду швея должна очень много уметь.

Продолжите предложения с помощью вопросов:

 

 

 

 

 

Швее надо

сшить

Костюм кому?

вшить

Молнию куда?

вышить

Карманчик зачем?

пришить

Пуговицы к чему?

подшить

Рукава чего?

ушить

Платье зачем?

перешить

Рубашку кому?

Дети подбирают карточки к действиям и проговаривают предложения.

 

4. Игра «Одина, две, много»

Учитель-логопед:

- Как шьёт швея? (Быстро,  аккуратно, терпеливо, умело, старательно, красиво, с любовью).

- Что  можно  сказать  о  швее?  Какая  она?  (Умелая,  быстрая,  терпеливая,  аккуратная, старательная, красивая, трудолюбивая, ответственная).

- Швея на фабрике работает одна? (Нет, ни одна).

Сосчитаем:

1

2

Много

Швея

 

 

 Швейная машинка

 

 

 

5. Составление рассказа.

Учитель-логопед:

- Ребята, кто наблюдал, как шьёт мама или бабушка? Расскажите о своих наблюдениях. А может кто-то сам умеет шить?

Примерный рассказ:Наташа умеет шить. Она шьёт на швейной машинке. Бабушка Даша купила ей шкатулку. В шкатулке у Наташи нитки, катушки, шпульки, шитьё. Всё то, что нужно ей для шитья.

 

V.   Итог занятия.

Учитель-логопед:

- Над каким звуком мы на занятии сегодня работали? Что узнали нового? Какие новые слова запомнили?

 

  Литература:

            Алмазова  Е.С.  Логопедическая  работа  по  восстановлению  голоса  у  детей.   М: Просвещение, 1973.

Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М: Изд-во АПН РСФСР, 1960.

Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. – М: Просвещение, 1065.

Лурия А.Р. Язык и сознания – М: Изд-во Московского университета, 19970.

Репина З.А. Психолингвистический подход к изучению коррекции словаря у детей с ринолалией. // Уральская русистика и специальное образование.- Екатеринбург: Уральский гос. пед. Университет, 1995.

 

Репина З.А., Васильева Т.В., Ведерникова А.Д, Горская В.Б, Пискунова В.Н. Поле речевых чудес. Учебное пособие по коррекции общего недоразвития речи у детей с тяжёлым нарушением речи.- Изд-во Екатеринбург, 1996.