Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важных задач в общей системе обучения ребёнка родному языку.
Группа ведущих учёных (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Г.В. Чиркина, Л.Ф Спирова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой, школьной программой в целом.
Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей ребёнка, его поведение и социализацию в обществе. Следовательно, преодоление и предупреждение общего недоразвития речи обеспечивается единством и взаимодействием в развитии всех сторон речи, её лексико–грамматической и фонетико– фонематической сторонами.
А с использованием «семантических полей» и валентностей слов у детей активизируются процессы коммуникации и социализации.
Комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова, называется
«семантическим полем» (А.Р. Лурия).
Связи, которые возникают между словами, принято называть валентностями слов. (А.Р. Лурия).
Цель: формирование коммуникативных и социальных навыков у детей через
«семантическое поле»
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- формирование и расширение «семантического поля», развитие валентностей слов;
Коррекционно – развивающие:
- автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, связной речи;
- развитие общей и мелкой моторики;
- воспитание нижнедиафрагмального дыхания;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- уточнения, расширения словаря через формирование семантического поля слов
«ШВЕЯ» и развитие валентностей слов;
- развитие функции словоизменения;
- воспитание самоконтроля за речью у детей через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.
Воспитательные:
воспитание уважения и привитие интереса к труду швеи.
Оборудование:
- таблица артикуляционно-акустического образа звука «Ш»;
- иллюстрации к логопедической зарядке;
- изображение сюжетных картинок;
- изображение предметных картинок;
- карточки слов, слогов со звуком «Ш».
Ход деятельности:
I. Организационный момент.
Показ иллюстраций швейной машины.
Учитель - логоп ед:
- Дети, что это?
- Для чего нужна швейная машина?
- Какой звук повторяется в словах «На швейной машине шьют»? (Звук «Ш»);
- Сегодня мы будем работать над правильным произношением звука «Ш», и поможет нам в этом швейная машинка.
II. Логопедическая зарядка.
1. Сочетание речи с динамической координацией рук в процессе выполнения одновременно организованных движений.
Одновременно правой рукой производить круговые движения в кисти и локте (подражая вращению колеса), левой рукой выполнять мелкие движения, характерные для работы иглы швейной машинки (постукивание). Затем поменять условия выполнения задания: левой рукой производить круговые движения, а правой – имитировать движение иглы.
Маша нашему малышке
Сшила новые штанишки.
Шила шубу, шила шарф
Для Мишутки малыша.
Он шагает по дорожке
В сшитой Машею одёжке.
2. Развитие нижнедиафрагмального дыхания.
Упражнение выполняется стоя. Мышцы живота расслаблены. Левая рука на груди, правая на животе в области диафрагмы.
Выдох – Пфф
Пауза
Возврат дыхания
Выдох – Пфф
Пауза
Возврат дыхания
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Ловкие пальчики быстро бегут, |
Пальчики бегают по столу. |
Ловкие пальчики не устают. |
|
Мишутке шьют рубашки, |
Поочерёдно, начиная с большого пальца топают по столу. |
Пашутке шьют кармашки, |
|
Валюшке и Танюшке |
|
Косыночки на ушки. |
Массируют ушки. |
4. Артикуляционная гимнастика.
Округлить губы при сближенных зубах.
Рот широко открыт, удерживание широко распластанного языка под счёт на нижней губе.
Широким языком обнять верхнюю губу, верхние зубы, занести язык в форме
«чашечки» в рот.
Удерживание языка в положении «чашечки» под счёт снаружи рта и за верхними зубами.
Занесение языка в положении «чашечки» за верхние зубы с подключением сильного ротового выдоха.
(Все упражнения выполняются перед зеркалом с подключением тактильного контроля).
III. Анализ артикуляционно-акустического образа звука «Ш».
Губы округлены. Зубы сближены.
Язык «чашечкой», кончик языка поднят к верхним зубам, а боковые края языка прижаты к коренным зубам.
Воздушная струя сильная, тёплая, плавная.Голосовые связки не работают.
Изолированное произношение звука «Ш» (оральный, тактильный, вибрационный и акустический контроль).
1.Развитие фонематического слуха (прослушивание образца нормированной речи).
Учитель -логоп ед:
- Сейчас я буду читать текст, а вы, ребята, постарайтесь как можно больше запомните слов со звуком «Ш».
Мышонку мама - мышка
Шептала: «Шалунишка!
Шумишь, шуршишь, болтаешь!
Ты маме шить мешаешь!»
А я шептала мышке:
«Подушку шью, малышка!
В подушке не пушинки,
А шутки и смешинки.
Поешь пшена немножко,
И спать ложись, мой крошка.
Лишь голову положишь –
Во сне увидеть сможешь
То, что шепнёт на ушко
Волшебная подушка».
2. Характеристика звука «Ш».
Звук «Ш» - согласный, глухой, твёрдый.
Соотнесение звука «Ш» с буквой.
Буква «Ш» с тремя шипами –
Не хватай её руками.
О. Гофман.
Дети рисуют букву «Ш» в воздухе пальчиками рук.
На столе выкладывают из счётных палочек.
3. Закрепление звука в словах (чтение карточек со слоговыми дорожками)
ША – ШО – ШУ
АШ – ОШ – УШ – ИШ
ШТА – ШТО – ШТУ и т.д.
4. Закрепление звука «Ш» в словах:
Машинка, шкатулка, карандаш и т.д. (Определение позиции звука в словах).
5. Звуковой анализ с графической записью слова «ШАПКА».
Учитель -логоп ед:
- Произнесите слово «ШАПКА» чётко, проговаривая все звуки.
- Сколько слогов в слове «ШАПКА»? Как вы определили? (В слове столько слогов, сколько гласных звуков).
- Сколько звуков в слове «ШАПКА»? Назови их по порядку.
- Определите место звука «Ш» в слове «ШАПКА». (Дети составляют схему слова «ШАПКА»).
6.Физминутка.
Яшка, Яшка Синяя рубашка, |
Дети стоят в кругу, один ребёнок в середине круга. Выполняют подскоки. |
Мы тебя поили, Мы тебя кормили, |
Наклоны вперед, руки вперед. |
На ноги поставили, |
Поднять руки вверх. |
Танцевать заставили. |
Руки на пояс, упражнение «пружинка» влево, вправо. |
Танцуй сколько хочешь, Выбирай кого захочешь. |
Ребёнок в кругу выполняет танцевальные движения, дети хлопают в ладоши. |
IV. Закрепление произношения звука «Ш» через расширение «семантического поля» слова «ШВЕЯ». Развитие валентности слов.
1. Отгадай загадку:
На фабрике одежды
Работает она,
Красивую одежду
Детишкам шьёт сама.
Кто это? (ШВЕЯ)
2. Игра «Какая одежда?»
Учитель-логопед:
- Швея – это профессия.
Чем занимается швея на работе? (Шьёт одежду, разные вещи).
- Правильно. А можно сказать так: «Швея занимается шитьём. Шитьём одежды, шитьём разных вещей».
- Из чего шьёт швея одежду, вещи? (Из ткани, кожи, меха).
- Назовите, какая может быть одежда из разных материалов?
Дети выбирают образцы материалов и составляют предложения:
из кожи – кожаное пальто
из меха – тёплая меховая шуба
из ситца – ситцевое платье
изо льна – льняной костюм
из шёлка – шёлковая блуза
из шерсти – шерстяные брюки.
3. Игра «Швее надо…»
Учитель-логопед:
- А вот это красивое кружево называется «ШИТЬЁМ». Этим шитьём швея украшает одежду, бельё. Значит, слово «ШИТЬЁ» обозначает и действия швеи и предмет, который нужен ей для работы. Чтобы сшить красивую одежду швея должна очень много уметь.
Продолжите предложения с помощью вопросов:
Швее надо |
сшить |
Костюм кому? |
вшить |
Молнию куда? |
|
вышить |
Карманчик зачем? |
|
пришить |
Пуговицы к чему? |
|
подшить |
Рукава чего? |
|
ушить |
Платье зачем? |
|
перешить |
Рубашку кому? |
Дети подбирают карточки к действиям и проговаривают предложения.
4. Игра «Одина, две, много»
Учитель-логопед:
- Как шьёт швея? (Быстро, аккуратно, терпеливо, умело, старательно, красиво, с любовью).
- Что можно сказать о швее? Какая она? (Умелая, быстрая, терпеливая, аккуратная, старательная, красивая, трудолюбивая, ответственная).
- Швея на фабрике работает одна? (Нет, ни одна).
Сосчитаем:
1 |
2 |
Много |
Швея |
|
|
Швейная машинка |
|
|
5. Составление рассказа.
Учитель-логопед:
- Ребята, кто наблюдал, как шьёт мама или бабушка? Расскажите о своих наблюдениях. А может кто-то сам умеет шить?
Примерный рассказ:Наташа умеет шить. Она шьёт на швейной машинке. Бабушка Даша купила ей шкатулку. В шкатулке у Наташи нитки, катушки, шпульки, шитьё. Всё то, что нужно ей для шитья.
V. Итог занятия.
Учитель-логопед:
- Над каким звуком мы на занятии сегодня работали? Что узнали нового? Какие новые слова запомнили?
Литература:
Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М: Просвещение, 1973.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. – М: Просвещение, 1065.
Лурия А.Р. Язык и сознания – М: Изд-во Московского университета, 19970.
Репина З.А. Психолингвистический подход к изучению коррекции словаря у детей с ринолалией. // Уральская русистика и специальное образование.- Екатеринбург: Уральский гос. пед. Университет, 1995.
Репина З.А., Васильева Т.В., Ведерникова А.Д, Горская В.Б, Пискунова В.Н. Поле речевых чудес. Учебное пособие по коррекции общего недоразвития речи у детей с тяжёлым нарушением речи.- Изд-во Екатеринбург, 1996.