Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение
«Верхнекетский детский сад»
Верхнекетского района Томской области
«Аквагимнастика для пальчиков рук -
занимательные игры в воде, способствующие
речевому и всестороннему развитию детей дошкольного возраста»
Головня М. Р.,
учитель-логопед высшей кв. категории
Белый Яр – 2021
«Аквагимнастика для пальчиков рук –
занимательные игры в воде, способствующие речевому и всестороннему развитию детей младшего дошкольного возраста»
Цели упражнений:
- развитие тонкой (мелкой) моторики рук детей,
-стимулирование речевых зон коры головного мозга детей;
-эмоционально-личностное и познавательное развитие детей.
Задачи:
- развитие тактильной чувствительности и сенсорных ощущений;
формирование навыка подражания, усвоения действий по показу и образцу;
- развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук: соотносящих движений, хватания, дифференцированных движений пальцев рук, укрепление мышц пальцев и кистей рук,
- развитие познавательной функции речи, расширение пассивного словаря, уточнение и обобщение значений слов, введение их в активный словарь, развитие эмоционального и делового общения.
Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Этим мы отличаемся от животных. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность. Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста. Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка.
Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Кроме того, игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают у ребенка умение подражать взрослому. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений, развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Практика показывает, что игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию.
Аквагимнастика для пальчиков и рук – это занимательные игры в воде. Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать. Не случайно игры с водой являются для них самым приятным способом обучения. Вода даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет широкие возможности для познания мира.
Ни для кого не секрет, что дети любят игры с водой. Соединим это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей. Вода в мине бассейне должна быть 37- 37,5 градусов с понижением её до 34 градусов, постепенно снижаем до комнатной температуры. Время занятий, начиная от 5-7 минут, постепенно доводят до 20 минут. Ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляет физически и психически. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание, прекрасно укрепляют нервную систему, снимает напряжение, оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие, происходит постепенное закаливание ребёнка. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.
«Пальчиковые игры и игры в воде» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые тренажеры и упражнения подбираются и используются на занятиях в соответствии с лексической темой. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.
Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
В результате проводимой работы наблюдаю:
· овладение детьми младшего дошкольного возраста новыми знаниями, умениями и навыками (сформированность навыка подражания, усвоения действий по показу и образцу, понимание простой инструкции);
· развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук детей, большая точность тонких движений, натренированность мышц пальцев рук;
· развитие познавательной функции речи, расширение пассивного словаря, уточнение и обобщение значений слов, введение их в активный словарь, развитие эмоционального и делового общения.
Предлагаю несколько игр в воде:
Игра «Рак»
И.П. – кисти под водой. Мизинец, безымянный и средний пальцы прижаты к ладони. Большой и указательный пальцы выпрямлены. Сводим их вместе, изображая щупальца рака. Такие движения делаем попеременно со всеми пальцами: большой и указательный пальцы, затем средний, безымянный и мизинец.
Раку – Здравствуй! - я сказал, руку я ему подал.
Мне ответил рак: Привет!
И подал клешню в ответ.
Игра «Рыбка»
И.П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде.
Рыбки-малютки
По морю плывут,
Скачут, резвятся и хвостиком бьют.
Игра «Дельфин»
И.П. – ладони выпрямлены и направлены вперед. Выполняем волнообразные плавные движения кистей, опуская их в воду и поднимая вверх над водой.
Дельфин – малыш
Приплыл ко мне,
Он покатает на спине!
Игра «Акула»
И.П. – пальцы, кроме большого, выпрямлены и собраны вместе, ладони поставлены на ребро и опущены в воду так, чтобы выпрямленный большой палец (плавник акулы) оставался над водой. Выполняем волнистые движения пальцами.
Вот зубастая акула
Мне хвостом своим махнула.
Игра «Маленькая лодочка»
И.П. – обе ладони соединены вместе. Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую лодочку.
Мы на лодочке вдвоем
К бабе в гости поплывем.
Игра «Пароход»
И.П. – обе ладони соединены ковшиком, все пальцы кроме больших направлены в сторону от себя, а большие пальцы подняты вверх и соединены – это труба.
Пароход плывет вперед,
Нам подарки он несет.
Игра «Дождь»
И.П. – пальцы разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды.
Дождь полил, как из ведра,
Будет лить он до утра.
Игра «Волны»
И.П. – ладони поставлены на поверхности воды на ребро, пальцами друг к другу. Пальцы выпрямлены. Выполняем напряженные движения ладонями от себя и к себе так, чтобы образовались волны.
Волны по морю гуляют
И кораблик подгоняют.
Игра «Черепаха»
И.П. – Рука сжата в кулак. Показываете большой палец и прячете его.
Вот черепаха, дом ее панцирь.
Когда она ест, голову высунет.
И спрячет обратно, кода она спит.
Игра «Черепаха»
И.П. –Показываем ладошкой четырьмя пальцами, как движется черепаха.
Когда я по травке гуляю в лесу,
С трудом и отдышкой свой панцирь несу
Но ежели я нахожусь под водой,
Попробуй-ка, братец угнаться за мной.
Литература:
Барсукова О. В. «Маленький бассейн для маленьких пальчиков» [Электронный ресурс] http://открытыйурок.рф/статьи/639131/
Макеева Л. Н. Из опыта работы «Аквагимнастика – индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук у детей»// Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. [Электронный ресурс] No 46. –ART170071. –0,3п.л. –URL: http://www.kids.covenok.ru/170071.htm. –Гос. рег. Эл No ФС77-46214. –ISSN: 2307-9282
Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М.: Мозаика–Синтез, 2007.
Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Методическое пособие «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста»; Приложение к пособию. – М.: Просвещение, 2009.
Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.