«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».
В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.
Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.
Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку по развитию речи в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагогов и специалистов детского сада на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.
Принимая во внимание актуальность данного вопроса, мы разработали проект по теме: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». Основная цель которого – укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого воздействия на дошкольников.
Мы собрались с родителями за круглым столом обсудить вопрос о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.
Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способности общаться.
Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Родители называли наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и комментировали свой выбор: эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения, общение ребёнка с другими детьми, речь взрослого – образец для подражания, развитие мелкой моторики рук, чтение детской художественной литературы, игры ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Также мы говорили о том, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста, чем мы должны заниматься с ребёнком: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, обучение рассказыванию – связная речь.
В ходе дискуссии решались проблемные ситуации, например:
В вестибюле детского сада, в вольере, жили два попугая. Все дети имели возможность их покормить печеньем, хорошо рассмотреть, однако никто особенного интереса к ним не проявлял, кроме тех случаев, когда птицы начинали кричать.Тогда воспитанники соседней, средней группы, по очереди выбегали к ним, грозили пальцем: «Кеша – хороший, а Маша – плохая! Она кричит все время!» Однако когда на занятиях по развитию речи в той же группе зашла речь о попугаях, дети не смогли рассказать о птицах: какие у них перья, клюв и т.д.
Вопросы:
Можно ли утверждать, что маленькие дети не наблюдательны? Чем объяснялось неумение детей рассказать о попугае? Как следует организовать наблюдение детей в данном случае?
Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.
Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру, например: С какого дерева листок? Найди дерево по описанию.
Каждый родитель имел возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…
Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка. Мы предложили родителям поиграть вместе с детьми.
1. "Цепочка слов"
Цель: обогащение словаря прилагательных.
Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.
Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:
Родитель: Кошка, бывает какая?
Ребенок: Пушистая, ласковая, разноцветная...
Родитель: Что еще бывает разноцветным?
Ребенок: Радуга, платье, телевизор...
Родитель: Каким еще может быть платье?
Ребенок: Шелковым, новым, прямым...
Родитель: Что еще может быть прямым?
Ребенок: Линия, дорога, взгляд... и т.д.
2. "Семейная олимпиада"
Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.
В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.
Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы: какой, какая, какое, какие. Например: трава (какая она?) : зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная. Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
3."Найди по цвету"
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.
Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:
Красное - яблоко, кресло, платье.
Желтая - репа, краска, сумка.
Синий - василек, баклажан, карандаш.
4."Выбери правильное слово"
Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).
5."Скажи наоборот"
Цель: расширение словаря антонимов.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
Друг-враг, день-ночь, жара-холод, зло-добро, правда-ложь, хорошо-плохо, тяжело-легко, высоко-низко, можно-нельзя, трудно-легко, быстро-медленно, говорить-молчать, покупать-продавать, поднимать -опускать, горячий-холодный, низкий-высокий и т.д.
Наше мероприятие закончилось совместной продуктивной деятельностью - изготовлением игрушек-шумелок из бросового материала, которые способствуют развитию фонематического слуха детей. Изготовив забавные игрушки своими руками, дети с помощью них показали сказку – шумелку «Трусливый заяц». Восторженные зрители наградили артистов заслуженными аплодисментами.
Мы хотим выразить благодарность родителям за активное участие в мероприятии. Очень хочется, чтобы все то, что вы узнали, вам пригодилось в воспитании и развитии ваших детей. Нам было приятно с вами общаться. Всего доброго!
Приложение 1