Цель: преодоление  речевых нарушений путём выполнения системы двигательных упражнений в сочетании с речью под музыку, с использованием ИКТ и инновационных технологий.

 

Коррекционно – образовательные задачи:

Обобщение и систематизация знаний о весне, признаках и приметах весны, весенних растениях и цветах, пробуждении весенней природы и животного мира;

Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Весна».

 

         Коррекционно – развивающие задачи:

Активизация развития связной речи и навыков общения, слухового внимания и чувства ритма;

Развитие импровизационных движений и умения действовать по показу;

Совершенствование общей и ручной моторики;

Воспитание интонационной выразительности речи;

Развитие просодики (дыхания, силы голоса, артикуляции).

Осуществление здоровьесбережения,  путём использования хвойных и цветочных  аромамасел: активизация работоспособности, профилактика простудных заболеваний.

здоровьесбережение через применение инновационных технологий: биоэнергопластики, кинезиологии, релаксации с применением музыкотерапии.

 

         Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитание активности, инициативности, самостоятельности речевых высказываний, умения действовать по правилу и взаимодействовать с участниками группы.

Развитие творческих способностей, фантазии, воображения.

 

         Оборудование:

Колокольчики по числу детей; CD-проигрыватель и CD-записи музыкального  сопровождения (аудиофайлы песен); ноутбук, экран, проектор,  аромалампа и аромамасла можжевельника и мяты; массажные мячики; микрофон; презентация о весне; цветы с запахом аромамасел.

 

  

 

Ход занятия

 

СЛАЙД 1 (тема)

I. Мотивационно-ориентировочный этап.

1.Организационный момент.

Звучит детская песня «Весенняя капель».

Дети входят в зал.

 

Логопед: Здравствуйте, ребята (раздает колокольчики).

Сегодня необычный день и поздороваемся мы тоже необычно. Каждый споет свою песенку «Здравствуйте!», а поможет нам в этом веселый колокольчик. Песенка может быть веселая или …(грустная), тихая или …(громкая), медленная или …(быстрая).

Каждый  ребенок по очереди исполняет свою песенку-приветствие.

 

Логопед:

- И про колокольчик песенку споем:

Колокольчик на ладошку положи, положи.

(Дети ставят колокольчики на ладошки).

Колокольчик на ладошке покажи, покажи.

(Дети показывают колокольчики на ладошке).

А теперь его за дужку надо взять, надо взять,

(Дети берут колокольчики за дужку).

И тихонько возле ушка поиграть, поиграть.

(Дети звенят колокольчиками возле каждого уха по очереди).

Колокольчик возле ушка позвенел, позвенел.

(Дети звенят колокольчиками возле каждого уха повторно).

И тихонько на головку к нам присел, к нам присел.

(Дети ставят колокольчики на головы).

Теперь наклоняем головки, подставляем ручки и ловим колокольчики.

(Дети выполняют).

 

СЛАЙД 2 (скворец)

Логопед: Все теплее воздух вешний,

               Светит солнце сквозь туман.

               И скворец в свою скворечню

               Прилетел из дальних стран.

Логопед: Когда это бывает?

Дети: Весной

Логопед: Любят птицы весной звонко петь! Увидал скворца – знай: весна у крыльца. Это примета весны!

 

2. Проблемная ситуация  

Идет последний  месяц зимы. Совсем скоро наступит...(весна)

СЛАЙД 3 (видеоролик «Зима»)

Ой, что происходит? 

Голос: «Не хочу весну пускать, ей права уступать! Вот возьму и украду все лучики у солнца!»

Логопед: Ребята, это Зима колдует, не хочет Весну к нам пускать, и даже лучики у солнышка спрятала, чтобы оно не согревало землю! Грустно солнышку!

СЛАЙД 4   (солнышка без лучиков)

Голос солнца: Только добрые и умные дети мне смогут помочь, если выполнят все задания. За каждое задание Зима будет возвращать мне мои лучики!

Логопед: Ребята, а вы можете солнцу помочь?

Мы будем рассказывать  о весне, какая она, чем пахнет, какие краски у весны.

И тогда к солнышку вернутся его лучики.

 

II. Поисковый этап:

Дети перемещаются  к экрану (сидят на ковре)

1.Приметы весны.

Логопед: Какие признаки весны вы знаете? (дети называют  признаки весны по памяти, из собственных наблюдений).  Молодцы!

СЛАЙД 5-11    (Презентация «Приметы весны»)

СЛАЙД 12       (1 лучик)

Вот и  первый лучик солнышка появился!

 

2.Ароматерапия

СЛАЙД 13  (лес)

Логопед: Предлагаю заглянуть в весенний лес  и почувствовать чем запахнет в лесу. (дети встают в круг)

(заранее приготовлен водно-ароматический раствор можжевельника, мяты).

Логопед: Ребята, какой же запах в лесу? (свежий, приятный, хвойный и т.д.)

 

3. Ритмическая разминка (под музыку)

СЛАЙД 14   (весенняя картинка)

Логопед: Интересно, чем занимаются лесные звери?

Слушаем внимательно, выполняем движения по тексту.          

 

Долго шла весна тайком         (Ходьба на носках, руки на поясе)

От ветров и стужи,                 

А сегодня прямиком               (Маршируем)

Шлепает по лужам.              

Мишка из берлоги темной      (Идти, раскачиваясь, широко расставив ноги;

Выбрался на белый свет.          руки раз­ведены в стороны—вниз)

Волк весне-красе огромный

Посылает свой привет.            (Ходьба широким шагом)

Еж лесной тропой шагает,

Радостно весну встречает.       (Мелкий топающий шаг)

Всякая лесная птица

И поет, и веселится.                 (Ходьба «стайкой» на носках, руки в стороны)

 

Логопед: С каким настроением лесные жители встретили весну?

СЛАЙД 15    (2 лучик)

 

 

5. Презентация «Дикие  животные наших лесов и их детёныши»

СЛАЙД 16-24 (презентация о детенышах)

Логопед приглашает детей сесть на ковёр (или на стульчики) перед экраном для просмотра презентации.

- Весной у лесных зверей появились детёныши –  назовите их.

У белки - …, у волчицы - …, у медведицы - … и т.д.

СЛАЙД 25  (3 лучик)

- Вот и ещё один солнечный лучик вернулся!

 

6.Ритмическая разминка «Весна красна идет!» (дети выполняют движения под музыку)

Логопед: Как меняется природа с приходом весны мы уже  вспомнили, а теперь  покажем под музыку.

СЛАЙД 26  (Весна)

Звучит песня «Весна красна идет!»

Посмотри какое небо голубое (руки вверх, покачивания)
Отчего так птицы весело поют (взмахи руками)
К нам идет царица-красная девица

(одновременно: правая рука в сторону и правая нога на пятку, левая рука в сторону и левая нога на пятку. Возврат в и.п.: правая рука и правая нога, левая рука и левая нога)
Все её весною ласково зовут («пружинки» влево, вправо)

Припев:
Весна-красна идет и песенку поет

(шагаем вперёд, руки вперед и разводим в стороны; шагаем назад, руки – на пояс) А в песенке свирель - веселая капель

( играем на «дудочке», повороты влево, вправо;

капель: стучим пальцем по ладони)
Весна-красна идет и песенку поет

(идем в круг; идем назад)
А в песенке свирель-веселая капель

( играем на «дудочке», повороты влево, вправо; капель: стучим пальцем по ладони)
Ля ля ля ля ля ... (хоровод)

СЛАЙД 27    (4 лучик)

Логопед: Мы солнышку вернули еще один лучик.                      

 

6. Пальчиковая гимнастика с массажным мячом.

Приглашаю сесть на стульчики.

СЛАЙД 28  (ежиха)

Логопед: Посмотрите, кто это? Ежиха потеряла своих ежат. А ежата хотят с вами поиграть (раздаю мячи). Сначала буду говорить я, затем мы хором.

Гладь мои ладошки, еж!          (ударяем мячиком по левой ладони)

Ты колючий, ну и что ж!         (ударяем мячиком по правой ладони)

Я хочу тебя погладить,            (гладим мяч правой ладонью)

Я хочу с тобой поладить.         (гладим мяч левой ладонью)

Ёж в лесочек побежал,             (мяч между ладоней, круговые движения)

«До свиданья» пропищал.        (мяч между ладоней, прямые движения)

 

Собираю мячи, накрываю платком.

СЛАЙД 29  (ежиха с ежатами)

Логопед: Ежата вернулись к своей маме.

СЛАЙД 30  (5 лучик)

 

7. Кинезиологические упражнения.

СЛАЙД 31  (лягушки)

Логопед: Весёлые лягушки прискакали, чтобы показать нам полезное упражнение (гимнастика мозга).

«Лягушки» - Положить руки на колени. Одна рука сжата в кулак, другая - ла­дошкой вниз. Одновременно менять поло­жение рук (показываю и говорю текст стихотворения в ритм)

Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят

Ловко прыгают по лужам,

Только брызги вверх летят.

 

Лягушки голодные, пытаются комариков поймать, а комарики летают, за ушко да за нос кусают:  «Ухо – нос – хлопок»  - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук наоборот. 

СЛАЙД 32 (6 лучик)

 

8. Развитие силы голоса.

Упражнения выплняются стоя.

Логопед: А тут и другие насекомые в лесу проснулись

Комар пищит тихонько и тоненько: ззззззз... (показ картинок)

Чуть громче звенит муха: зззззз...

Еще громче звенит пчела: зззззз...

Громко жужжит жук: жжжжжжжж……

А самым низким голосом звенит шмель: жжжжжжж...

(Дети выполняют звукоподражания, постепенно понижая голос.)

 

9. Игра «Помоги муравьишке»

СЛАЙД 33   (муравей на одуванчике)

И только один муравьишка ничего произнести не может….

Но зато он умеет летать на пушинке от одуванчика.

Вы поможете ему это сделать? Если вы будете громко петь в микрофон звуки, то он сможет высоко-высоко взлететь.

Будем долго-долго тянуть гласные звуки:

дует ветер  - ЫЫЫЫЫЫ

качаются деревья - ОООО

постанывает голодный после спячки медведь -АААА

воет волк - УУУУУ

отзывается эхо  - ЭЭЭЭ

скрипят ивы у лесного ручейка - ИИИИИ  

СЛАЙД 34 (муравей летит)

СЛАЙД 35  (7 лучик)

 

10. Дыхательные упражнения.

Раз проснулись насекомые, значит,  уже расцвели весенние цветы

СЛАЙД 36   (цветы)

Логопед: Приглашаю вас на лужайку – возьмите цветы, вдохните аромат цветов, выдохните и  на одном выдохе произнесите: «Ах, какой аромат!», «Ах! Какой чудесный аромат!», «Ах! Какой чудесный весенний аромат!»

 

11. Игра « Вальс цветов»

Музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов»

Под музыку дети танцуют. Музыка останавливается,каждый принимает статическую позу. Ведущий дотрагиваясь до «цветка», спрашивает: «Какой цветок разбудил?» Ребенок отвечает, игра продолжается.

СЛАЙД 37   (8 лучик)

 

III. Итоговая часть

СЛАЙД 38   (солнышко улыбается)

1. Отступилась зима! Мы помогли солнышку вернуть лучики? (да) Солнышко улыбается и  благодарит вас!

2. Прощание.

Пришла пора прощаться.

 

Дети берут по колокольчику. Все вместе дружно споем песенку: «До свидания!».