Цель: преодоление речевых нарушений путём выполнения системы двигательных упражнений в сочетании с речью под музыку, с использованием ИКТ и инновационных технологий.
Коррекционно – образовательные задачи:
Обобщение и систематизация знаний о весне, признаках и приметах весны, весенних растениях и цветах, пробуждении весенней природы и животного мира;
Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Весна».
Коррекционно – развивающие задачи:
Активизация развития связной речи и навыков общения, слухового внимания и чувства ритма;
Развитие импровизационных движений и умения действовать по показу;
Совершенствование общей и ручной моторики;
Воспитание интонационной выразительности речи;
Развитие просодики (дыхания, силы голоса, артикуляции).
Осуществление здоровьесбережения, путём использования хвойных и цветочных аромамасел: активизация работоспособности, профилактика простудных заболеваний.
здоровьесбережение через применение инновационных технологий: биоэнергопластики, кинезиологии, релаксации с применением музыкотерапии.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитание активности, инициативности, самостоятельности речевых высказываний, умения действовать по правилу и взаимодействовать с участниками группы.
Развитие творческих способностей, фантазии, воображения.
Оборудование:
Колокольчики по числу детей; CD-проигрыватель и CD-записи музыкального сопровождения (аудиофайлы песен); ноутбук, экран, проектор, аромалампа и аромамасла можжевельника и мяты; массажные мячики; микрофон; презентация о весне; цветы с запахом аромамасел.
Ход занятия
СЛАЙД 1 (тема)
I. Мотивационно-ориентировочный этап.
1.Организационный момент.
Звучит детская песня «Весенняя капель».
Дети входят в зал.
Логопед: Здравствуйте, ребята (раздает колокольчики).
Сегодня необычный день и поздороваемся мы тоже необычно. Каждый споет свою песенку «Здравствуйте!», а поможет нам в этом веселый колокольчик. Песенка может быть веселая или …(грустная), тихая или …(громкая), медленная или …(быстрая).
Каждый ребенок по очереди исполняет свою песенку-приветствие.
Логопед:
- И про колокольчик песенку споем:
Колокольчик на ладошку положи, положи.
(Дети ставят колокольчики на ладошки).
Колокольчик на ладошке покажи, покажи.
(Дети показывают колокольчики на ладошке).
А теперь его за дужку надо взять, надо взять,
(Дети берут колокольчики за дужку).
И тихонько возле ушка поиграть, поиграть.
(Дети звенят колокольчиками возле каждого уха по очереди).
Колокольчик возле ушка позвенел, позвенел.
(Дети звенят колокольчиками возле каждого уха повторно).
И тихонько на головку к нам присел, к нам присел.
(Дети ставят колокольчики на головы).
Теперь наклоняем головки, подставляем ручки и ловим колокольчики.
(Дети выполняют).
СЛАЙД 2 (скворец)
Логопед: Все теплее воздух вешний,
Светит солнце сквозь туман.
И скворец в свою скворечню
Прилетел из дальних стран.
Логопед: Когда это бывает?
Дети: Весной
Логопед: Любят птицы весной звонко петь! Увидал скворца – знай: весна у крыльца. Это примета весны!
2. Проблемная ситуация
Идет последний месяц зимы. Совсем скоро наступит...(весна)
СЛАЙД 3 (видеоролик «Зима»)
Ой, что происходит?
Голос: «Не хочу весну пускать, ей права уступать! Вот возьму и украду все лучики у солнца!»
Логопед: Ребята, это Зима колдует, не хочет Весну к нам пускать, и даже лучики у солнышка спрятала, чтобы оно не согревало землю! Грустно солнышку!
СЛАЙД 4 (солнышка без лучиков)
Голос солнца: Только добрые и умные дети мне смогут помочь, если выполнят все задания. За каждое задание Зима будет возвращать мне мои лучики!
Логопед: Ребята, а вы можете солнцу помочь?
Мы будем рассказывать о весне, какая она, чем пахнет, какие краски у весны.
И тогда к солнышку вернутся его лучики.
II. Поисковый этап:
Дети перемещаются к экрану (сидят на ковре)
1.Приметы весны.
Логопед: Какие признаки весны вы знаете? (дети называют признаки весны по памяти, из собственных наблюдений). Молодцы!
СЛАЙД 5-11 (Презентация «Приметы весны»)
СЛАЙД 12 (1 лучик)
Вот и первый лучик солнышка появился!
2.Ароматерапия
СЛАЙД 13 (лес)
Логопед: Предлагаю заглянуть в весенний лес и почувствовать чем запахнет в лесу. (дети встают в круг)
(заранее приготовлен водно-ароматический раствор можжевельника, мяты).
Логопед: Ребята, какой же запах в лесу? (свежий, приятный, хвойный и т.д.)
3. Ритмическая разминка (под музыку)
СЛАЙД 14 (весенняя картинка)
Логопед: Интересно, чем занимаются лесные звери?
Слушаем внимательно, выполняем движения по тексту.
Долго шла весна тайком (Ходьба на носках, руки на поясе)
От ветров и стужи,
А сегодня прямиком (Маршируем)
Шлепает по лужам.
Мишка из берлоги темной (Идти, раскачиваясь, широко расставив ноги;
Выбрался на белый свет. руки разведены в стороны—вниз)
Волк весне-красе огромный
Посылает свой привет. (Ходьба широким шагом)
Еж лесной тропой шагает,
Радостно весну встречает. (Мелкий топающий шаг)
Всякая лесная птица
И поет, и веселится. (Ходьба «стайкой» на носках, руки в стороны)
Логопед: С каким настроением лесные жители встретили весну?
СЛАЙД 15 (2 лучик)
5. Презентация «Дикие животные наших лесов и их детёныши»
СЛАЙД 16-24 (презентация о детенышах)
Логопед приглашает детей сесть на ковёр (или на стульчики) перед экраном для просмотра презентации.
- Весной у лесных зверей появились детёныши – назовите их.
У белки - …, у волчицы - …, у медведицы - … и т.д.
СЛАЙД 25 (3 лучик)
- Вот и ещё один солнечный лучик вернулся!
6.Ритмическая разминка «Весна красна идет!» (дети выполняют движения под музыку)
Логопед: Как меняется природа с приходом весны мы уже вспомнили, а теперь покажем под музыку.
СЛАЙД 26 (Весна)
Звучит песня «Весна красна идет!»
Посмотри какое небо голубое (руки вверх, покачивания)
Отчего так птицы весело поют (взмахи руками)
К нам идет царица-красная девица
(одновременно: правая рука в сторону и правая нога на пятку, левая рука в сторону и левая нога на пятку. Возврат в и.п.: правая рука и правая нога, левая рука и левая нога)
Все её весною ласково зовут («пружинки» влево, вправо)
Припев:
Весна-красна идет и песенку поет
(шагаем вперёд, руки вперед и разводим в стороны; шагаем назад, руки – на пояс) А в песенке свирель - веселая капель
( играем на «дудочке», повороты влево, вправо;
капель: стучим пальцем по ладони)
Весна-красна идет и песенку поет
(идем в круг; идем назад)
А в песенке свирель-веселая капель
( играем на «дудочке», повороты влево, вправо; капель: стучим пальцем по ладони)
Ля ля ля ля ля ... (хоровод)
СЛАЙД 27 (4 лучик)
Логопед: Мы солнышку вернули еще один лучик.
6. Пальчиковая гимнастика с массажным мячом.
Приглашаю сесть на стульчики.
СЛАЙД 28 (ежиха)
Логопед: Посмотрите, кто это? Ежиха потеряла своих ежат. А ежата хотят с вами поиграть (раздаю мячи). Сначала буду говорить я, затем мы хором.
Гладь мои ладошки, еж! (ударяем мячиком по левой ладони)
Ты колючий, ну и что ж! (ударяем мячиком по правой ладони)
Я хочу тебя погладить, (гладим мяч правой ладонью)
Я хочу с тобой поладить. (гладим мяч левой ладонью)
Ёж в лесочек побежал, (мяч между ладоней, круговые движения)
«До свиданья» пропищал. (мяч между ладоней, прямые движения)
Собираю мячи, накрываю платком.
СЛАЙД 29 (ежиха с ежатами)
Логопед: Ежата вернулись к своей маме.
СЛАЙД 30 (5 лучик)
7. Кинезиологические упражнения.
СЛАЙД 31 (лягушки)
Логопед: Весёлые лягушки прискакали, чтобы показать нам полезное упражнение (гимнастика мозга).
«Лягушки» - Положить руки на колени. Одна рука сжата в кулак, другая - ладошкой вниз. Одновременно менять положение рук (показываю и говорю текст стихотворения в ритм)
Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят
Ловко прыгают по лужам,
Только брызги вверх летят.
Лягушки голодные, пытаются комариков поймать, а комарики летают, за ушко да за нос кусают: «Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук наоборот.
СЛАЙД 32 (6 лучик)
8. Развитие силы голоса.
Упражнения выплняются стоя.
Логопед: А тут и другие насекомые в лесу проснулись
Комар пищит тихонько и тоненько: ззззззз... (показ картинок)
Чуть громче звенит муха: зззззз...
Еще громче звенит пчела: зззззз...
Громко жужжит жук: жжжжжжжж……
А самым низким голосом звенит шмель: жжжжжжж...
(Дети выполняют звукоподражания, постепенно понижая голос.)
9. Игра «Помоги муравьишке»
СЛАЙД 33 (муравей на одуванчике)
И только один муравьишка ничего произнести не может….
Но зато он умеет летать на пушинке от одуванчика.
Вы поможете ему это сделать? Если вы будете громко петь в микрофон звуки, то он сможет высоко-высоко взлететь.
Будем долго-долго тянуть гласные звуки:
дует ветер - ЫЫЫЫЫЫ
качаются деревья - ОООО
постанывает голодный после спячки медведь -АААА
воет волк - УУУУУ
отзывается эхо - ЭЭЭЭ
скрипят ивы у лесного ручейка - ИИИИИ
СЛАЙД 34 (муравей летит)
СЛАЙД 35 (7 лучик)
10. Дыхательные упражнения.
Раз проснулись насекомые, значит, уже расцвели весенние цветы
СЛАЙД 36 (цветы)
Логопед: Приглашаю вас на лужайку – возьмите цветы, вдохните аромат цветов, выдохните и на одном выдохе произнесите: «Ах, какой аромат!», «Ах! Какой чудесный аромат!», «Ах! Какой чудесный весенний аромат!»
11. Игра « Вальс цветов»
Музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов»
Под музыку дети танцуют. Музыка останавливается,каждый принимает статическую позу. Ведущий дотрагиваясь до «цветка», спрашивает: «Какой цветок разбудил?» Ребенок отвечает, игра продолжается.
СЛАЙД 37 (8 лучик)
III. Итоговая часть
СЛАЙД 38 (солнышко улыбается)
1. Отступилась зима! Мы помогли солнышку вернуть лучики? (да) Солнышко улыбается и благодарит вас!
2. Прощание.
Пришла пора прощаться.
Дети берут по колокольчику. Все вместе дружно споем песенку: «До свидания!».