Познавательное лето

Влияние природы на ребёнка огромно. Дети каждый день в той или иной форме соприкасаются с её объектами или явлениями: на прогулке наблюдают за птицами, насекомыми, животными, зимой за падающими снежинками, осенью за желтеющими листьями, дождем, слушают стихи и рассказы о природе и природными явлениями, ухаживают за растениями. Такое общение с окружающим, с одной стороны, обогащает чувственный опыт ребёнка, с другой — будит его фантазию и способствует возникновению различных вопросов и интересов ребенка. Задачи, которые стоят перед родителями и педагогами: развитие чувства любви и бережного отношения ко всему живому и неживому, обогащение представлений детей о мире природы, очень важно предоставить ребёнку возможность не только обобщить, но и выразить свой эмоционально–познавательный опыт.

В старшей группе «Солнышко» в ходе летней работы был организован проект «Знатоки леса», целью которого стало знакомство с  многообразием растений леса и значении их для природы и человека. Ведь лето – активное, познавательное и самое интересное время для детей. А еще лето – это большая энциклопедия новых знаний для ребенка. Только надо уметь эти знания ему преподнести. Для этого не обязательно сидеть за книжками – нужно просто устроить ему познавательную экскурсию в мир флоры и фауны. Идя на прогулку,  берем с собой увеличительные стекла, для того, чтобы дети могли увидеть новое и удивительное, которое находится совсем рядом: рассматриваем бабочек, разные формы зеленых листов и прожилки на них, пестики и тычинки, вдыхаем аромат цветов. Обучение детей должно проходить в увлекательной форме, и тогда они запомнит информацию легко и надолго.

Рассматривая разные растения, мы обсуждали вместе с детьми, что между ними общего и в, чем отличия, для чего нужны стебли и листья, зачем растению семена и как оно из них вырастает, собирали гербарии. А это – уже первая ступенька к изучению ботаники и окружающего мира в школе.

Детям было интересно стать юными исследователями, самостоятельно проводить опыты, эксперименты: узнать для чего нужен дереву корень, что по количеству колец на спилах деревьев можно  определить возраст дерева, и каждый спил дерева имеет свой рисунок, что дерево не тонет в воде. Столяр познакомил ребят со свойствами древесины: древесина твёрдая, не пропускает холод, хорошо поддаётся обработке – её можно пилить, строгать, в неё можно вбивать гвозди.

Очень увлекательным оказался поход детей в детскую районную библиотеку, где они познакомились с растениями родного края, узнали, для чего нужна Красная книга, в ходе викторины показали свои знания о растениях.

На протяжении всего проекта работала творческая мастерская, где дети изготовили коллективное панно из соленого теста «Краски лета», «Лукошко с грибами», макет из бумаги и природных материалов «На лесной полянке», рисовали рисунки на тему «Лес глазами детей».

Не остались в стороне и родители воспитанников. Они  приняли активное участие в выставке рисунков  «Берегите лес!», собирали растения для гербариев. Самым значимым событием стала совместная акция детей и родителей «Посади дерево».

 

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!