Формирование фонематического слуха - речевого звукоразличения.

Фонематический, или речевой, слух дает ребенку возможность различать и узнавать звуки родного языка, понимать последовательность их расположения в словах, которые он слышит. Именно фонематический слух помогает ребенку различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Более того, фонематический слух оказывает решающее влияние на развитие речи ребенка в целом: отставание в развитии фонематического слуха ведет за собой нарушения в звукопроизношении, формировании связной речи и таким частым сейчас логопедическим диагнозам, как дисграфия и дислексия, то есть к нарушениям формирования навыков грамотного письма и чтения.

Схема формирования фонематического слуха.

Выделению речевого звука на слух обычно предшествует работа с его утрированным произнесением (Вами), совместным уточнением его произнесения («А как у нас губы раздвинуты, посмотри на меня? А где у нас язык?» и т.д.), артикуляции. Одновременно вы получаете эффект оптимизации кинестетического фактора речи. Можно выделять звук хлопками, топотом, любим движением. Поиграйте в подвижную игру, научите ребёнка чувствовать и выделять звуки телом, переключать внимание с одного звука на другой с помощью смены основных движений, с открытыми и закрытыми глазами.

Наша речь реализуется в пространстве и времени сукцессивно, последовательно, линейно. Для того чтобы определить позицию того или иного звука (слога) из произнесённого слова, нужно выделить и «выставить» этот звук из линии, которым обозначается слово. Этого можно добиться, договорившись с ребёнком, что, услышав нужный звук, он, например, поднимает руку.

Когда эти задания ребёнком достаточно усвоены и легко самостоятельно выполняются, вы предложите усложнить их с помощью разнообразно звучащих и пахнущих игрушек и предметов, для того чтобы речевые звуки ассоциировались с каким-нибудь образом: например, гласный звук - с красной душистой клубникой, а звонкий - с синим свистком и т.д. Все эти методики можно разнообразить за счёт обычно мяча, с силой ударяя и выделяя позицию звука в данной серийной слоговой цепочке.

Далее следует этап автоматизации и дифференциации, анализа и синтеза звукового различения.

 

 

 

Упражнения для развития фонематического звука

1. Узнавание неречевых звуков

«Слушаем тишину»

Предложите ребенку закрыть глаза и послушать тишину. Конечно, полной тишины вокруг вас не будет, а будут разные звуки: тиканье часов, хлопанье двери, разговоры соседей сверху, сигнал машины с улицы и крики ребятишек на площадке. Когда ребенок откроет глаза, спросите его, что за звуки он услышал в тишине. Расскажите о тех звуках, которые удалось услышать вам. Можно играть в эту игру дома, на детской площадке, на оживленном тротуаре, в деревне — каждый раз вы услышите разные звуки.

 

«Найди звук»

Вам понадобится самостоятельно звучащий предмет – будильник или, в крайнем случае, телефон. Спрячьте его в укромном месте, и попросите ребенка его найти. Эта игра очень нравится маленьким детям, которые уже уверенно ползают или ходят. Ребенку постарше можно завязать глаза и звенеть колокольчиком или бубном.

 

«Угадай, что звучало»

Послушайте с ребенком разные бытовые звуки: звон ложки о тарелку, шум воды, скрип двери, шелест газеты, шуршание пакета, падение книги на пол, скрип двери и другие. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.

Можно играть в эту игру с музыкальными инструментами: металлофоном, бубном, барабаном, маракасами, флейтой и так далее.

«Шумелки»

Несколько пластиковых баночек или контейнеров от киндер–сюрпризов наполните крупами: пшеном, гречкой, горохом, фасолью. Сделайте по два одинаковых контейнера. Попросите малыша найти каждому контейнеру пару по звуку.

 

«Извлекаем звуки из всего»

Покажите малышу, что ложкой, карандашом или палкой можно извлекать звуки изо всех окружающих предметов: стены, стола, шкафа, тарелки и так далее. Разные предметы будут давать разные звуки: громкий и тихий, звонкий и глухой. Если взять металлическую, деревянную и пластиковую ложки, то из одного и того же предмета получатся разные звуки.

Ребенка постарше можно попросить угадать, что звучало, с закрытыми глазами.

Хорошо развивают физиологический слух упражнения на развитие чувства ритма.

 

2. Различение высоты, силы, тембра голоса

Эти упражнения также тренируют слуховое восприятие ребенка.

«Громко – тихо»

Договоритесь с ребенком, что он будет хлопать в ладоши, когда вы будете говорить слова громко, и сжимать ручки в кулачки, когда вы будете произносить слова тихо. Можно взять другие действия. Потом можете поменяться ролями: ребенок говорит слова тихо и громко, а вы выполняете определенные действия.

 

«Читаем с выражением»

Читая ребенку сказки, например, «Колобок», «Три медведя», «Бычок — смоляной бочок» и другие старайтесь говорить за персонажей сказки, изменяя тембр голоса: высоко и низко, грубо и пискляво и так далее. Пусть малыш сначала угадывает, за кого вы говорите, а потом попробует сам говорить за персонажей сказки.

 

3. Различение слов, близких по звуковому составу

С этого этапа начинаются упражнения, направленные именно на развитие фонематического слуха.

«Выбери нужное»

Подготовьте картинки со сходными по звучанию словами:

  • крыша – крыса;
  • тачка – точка;
  • удочка – уточка;
  • коза – коса;
  • ком – дом;
  • лак  – рак;
  • ложки – рожки;
  • мука – рука;
  • тень – день;
  • башня – пашня и так далее.

Вы называете предмет, а ребенок выбирает нужную картинку.

 

«Хлопни, когда верно»

Вам понадобятся карточки с картинками (можно использовать карточки для предыдущей игры). Вы показываете ребенку картинку и называете предмет, заменяя первую букву (грыша, дрыша, чрыша, крыша, мрыша, урыша и  так далее). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда вы назовете правильный вариант.

 

 

«Исправь ошибки»

Попросите ребенка помочь навести порядок в буквах – исправить ошибки. Море веселья вам обеспечено. Примеры взяты из книги А.Х. Бубновой «Развитие речи». Малыш, который еще не говорит, заметит странность и рассмеется.

  • К нам в окно залетел Лук (правильно – жук).
  • У дедушки на груди педаль (медаль)
  • Мальчик в конце письма поставил бочку (точку)
  • На асфальт упала лень (тень)
  • Из трубы идет дом (дым)
  • В океане живет кит (кот)
  • Спит на заборе кит (кот)
  • Дедушка с пасеки принес  лед (мед)
  • Над чайником шар (пар)
  • Любит кушать шубу соль (моль)
  • Моряки зашли в торт (порт)
  • У слона вместо носа робот (хобот)
  • Наступил новый пень (день)
  • В лесу течет печка (речка)
  • Жучка доедает будку (булку)
  • Орехи в дупло несет булка (белка)
  • Папа в трамвае взял жилет (билет)
  • На пальме растут бараны (бананы)

4. Различение слогов

«Хлопаем слова»

Расскажите ребенку, что есть короткие и длинные слова. Произносите слова и отхлопывайте слоги: ма–ма, хлеб, мо–ло–ко и так далее. Побуждайте ребенка проговаривать и отхлопывать слова вместе с вами. Потом он сам сможет отхлопывать слоги в слове.

 

«Стоп–слоги»

Договоритесь с ребенком, что вы будете произносить одинаковые слоги, а если ошибетесь, он скажет «стоп» или хлопнет в ладоши. Например, «бу – бу – бу– му – бу–бу…».

 

5. Различаем звуки

«Создаем звуки»

Расскажите ребенку о том, что слова состоят из звуков. Когда мы говорим, мы создаем звуки. Но звуки могут издавать не только люди, но и животные, и даже предметы. Изобразите жука («жжж») , тигра («ррр»), сильный ветер («ууу»), пулемет («ддд») и так далее. Придумайте, кто или что может издавать такие звуки: «ннн», «кккк», «иии» и так далее.

«Ищем звук»

Выберите букву. Называйте слова, у которых эта буква первая (в середине или последняя), вперемешку с другими словами. Пусть ребенок хлопает, когда услышит звук. Например, для буквы М: муха, молоко, масло; рама, домра, румба; дом, ком, лом и так далее.

 

6. Звуковой анализ

Звуковой анализ для дошкольника предполагает умение выделить звуки в слове, посчитать их количество, слышать их мягкость или твердость, а также умение подбирать слова, начинающиеся или заканчивающиеся на заданный звук. Эти навыки очень пригодятся ребенку в школе.

«Чей домик?»

Расскажите ребенку историю о том, как звери (уж, сом, кот, лиса, волк, крот, кабан, мышка и так далее) заблудились. Попросите ребенка помочь отыскать зверям свои домики: сколько звуков в слове, столько окошек в домике. Если ребенок еще не пишет, запишите звуки в подходящие домики под его диктовку.

 

«Непослушные звуки»

Попросите ребенка отгадать слова, из которых сбежала буква. Например, буква М: _ыло, _уха, _олоко, _асло и так далее.

 

 

Запомните! Самое важное - это регулярность занятий с ребёнком.