Мастер-класс для педагогов «Автоматизация звуков речи дошкольников с помощью настольных логопедических игр»

 

Цель мастер-класса:  Познакомить воспитателей с игровым материалом, для       активизации речи и познавательных процессов дошкольников.

Помочь воспитателям обогатить логопедические занятия общеразвивающим комплексно-игровым материалом для активизации речи и познавательных процессов дошкольников.

1.Введение.

У детей с общим недоразвитием речи нарушены сразу несколько сторон речи: лексика, грамматика, слоговая структура слова, фонематический слух, связная речь и так далее. Но, как показывает практика, взрослые чаще всего обращают внимание именно на недостатки звукопроизносительной стороны речи.

Сегодня мы поговорим о коррекции звукопроизношения.

Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя три этапа:

- подготовительный этап

- этап постановки звука

- автоматизация звука

Что же такое «автоматизация»?

Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Если ребёнок только начал выговаривать изолированно тот или иной звук, то не следует просить его произносить в словах и предложениях. Работа по автоматизации звука ведётся под контролем учителя – логопеда.

Этап автоматизации звука, как правило, самый длительный из процессов коррекции звукопроизношения.

Автоматизация любого звука включает в себя:

- автоматизацию изолированного звука;

- автоматизацию звука в слогах;

- автоматизацию звука в словах;

- автоматизацию звука в словосочетаниях;

- автоматизацию звука в предложениях;

- автоматизацию звука в связной речи;

Обычно это происходит следующим образом: логопед прорабатывает необходимый речевой материал на своих занятиях и даёт родителям и воспитателям рекомендации для работы с ребёнком. Зачастую такие рекомендации содержат исключительно речевой материал, проговаривание которого обычно быстро надоедает детям. Для повышения эффективности коррекционной работы и интереса детей к занятиям хорошо использовать различные игровые приёмы.

К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой.

Использование логопедических игр и наглядных пособий позволяет решить сразу несколько задач:

- снизить утомляемость;

- повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка;

- побудить в ребенке стремление к правильному произношению звуков;

- повысить работоспособность детей;

- активизировать психические процессы: концентрацию внимания, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление;

- вызвать позитивное отношение к процессу обучения;

- быстрее добиваться положительных результатов в исправлении недостатков звукопроизношения;

Игровые наглядные пособия могут использоваться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях на определенном этапе постановки и автоматизации звуков.

Проанализировав существующие пособия по автоматизации правильного звукопроизношения, можно сделать вывод, что практически во всех пособиях преобладает текстовой материал, который доступен только взрослому, умеющему читать. А чтобы успешно работать с детьми дошкольного возраста, логопеду нужно много картинного материала. Как отмечал К. Д. Ушинский, когда ребёнок видит картинку, ему сразу хочется заговорить. Поэтому речевые упражнения всегда сопровождают иллюстрации.

В арсенале педагога должно быть достаточно большое количество игравого материала для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Результативность этой работы можно достичь лишь в том случае, если она будет эмоционально приятной для ребёнка. Если он не просто шаблонно будет рассматривать и называть картинки, а будет играть.

 

2. Практическая часть.

Игровые приемы для автоматизации звука в речи ребенка.

Что же поможет нам разнообразить скучные занятия и сделать эту работу более увлекательной?

Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми приёмами автоматизации поставленных звуков в речь. Все предложенные приёмы можно использовать на разных этапах автоматизации звука, меняя речевой материал.

Попробуйте показать детям следующие упражнения, они веселые и не требуют никакого дополнительного оборудования.

«Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог, слово. Можно выбрать знакомую мелодию, например: «Маленькой елочке холодно зимой»

«Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1- 4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.

«Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. 

Для упражнений «Колечки», «Пианино» можно предложить и следующее задание: ребёнку предлагается слово с заданным звуком, например, со звуком [л] – «ласковый», и на каждое соединение пальцев ребёнок придумывает словосочетание с этим словом. Ласковый голос, ласковая мама, ласковый котёнок и т. д. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.

Эти приёмы способствуют не только повышению интереса ребёнка к занятиям, но и развивают дополнительные процессы: мелкую моторику, внимание. Необходимо помнить, что самое главное при выполнении всех этих упражнений – следить за правильным произнесением автоматизируемого звука.

 

Игра «Звукоежка или Слогоежка».

Цель : развивать умение детей правильно называть слова на определенный звук или слог, в начале, середине и конце слова. Развивать память, мышление, внимание.

В комплект игры входят «Звукоежка» (теннисный мячик в шапочке, с глазками, прорезанный рот), цветные шарики.

Ход игры: Ребенок называет слово на заданный звук, если слово названо правильно, в прорезь «Звукоежке» кладется цветной шарик.

Настольные логопедические игры на автоматизацию звуков.

Играть всегда весело и интересно. Хочу вас познакомить с развивающими настольными играми, которые помогут ребенку автоматизировать поставленные звуки в речи, а также развить память и воображение ребенка.

ИГРА «Ёжик»

Цель: Автоматизация звуков С - Ш

Игровое поле, на нем изобразите большого ежа без иголок. После произношения слога, слова ребенок подрисовывает ёжику иголочки.

Правила игры. Однажды ежик заболел: у него осыпались все иголочки. Сидит ёжик и плачет. Давай вылечим ёжика и вернем ему его иголочки. А для этого нужно вспомнить и произнести слова со звуком Ш, тогда у нашего ёжика вырастут новые иголки. Если вам нужно дифференцировать звуки, например, звук -С- и -Ш-, то можно произносить слова с этими звуками, а ребенок пусть только повторяет слова со звуком Ш, а потом наоборот. После того, как малыш произнес четко и правильно слово, попросите его дорисовать иголочку ёжику.

Примеры слов для автоматизации звука -Ш -:

шапка, рубашка, мишка, ромашка, ландыш, малыш, крошка, бабушка и другие.

Примеры слов для дифференциации звуков С :

миска-мишка, каска-кашка, башня-басня, крыса - крыша, сила - шило.

Настольно - дидактическая игра «Вороненок».

Цель: закреплять правильное произношение звука [Р] в начале, середине, конце слова, в словосочетаниях, предложениях.

В комплект входят: игрушка на палец вороненок, 24 фишки, 108 карточек с предметными картинками.

Ход игры: Каждый игрок получает по 4 фишки. Перемешайте выбранные карточки на столе. В каждом раунде один из игроков (на палец надет вороненок) тайно берет один из предметов. Все игроки стараются понять, какой предмет отсутствует. Тот, кто первым назовет отсутствующий предмет, может отдать свою фишку. Побеждает тот игрок, который быстрее всех избавился от своих фишек.

Правила игры могут меняться.

 

Настольная дидактическая игра «Лупа».

Цель : закреплять правильное произношение звука [Л] в начале, середине, конце слова, в словосочетаниях, предложениях. Развитие внимания, наблюдательности.

В комплект 7 таблиц (на каждой 12 предметных картинок), 84 карточки с уменьшенным изображением предметов, лупа.

Ход игры: Ребенок берет картинку с уменьшенным изображением предмета, рассматривает через лупу, называет слово, находит такой же предмет на игровом поле и накладывает картинку.

 

Настольная игра «Большая стирка».

Цель : Развитие речи, внимания, логического мышления, наблюдательности. Обобщать понятия «Одежда. Головной убор».

Ход игры:  На заранее приготовленную веревку крепятся прищепками, вырезанные из фетра или декоративной пенки одежда и головные уборы.

Ведущий говорит : «Вдруг подул ветер и унес что-то из вещей», ребенок угадывает и проговаривает название одежды или головного убора.