ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА
Цель: Способствовать созданию единого образовательного пространства по использованию сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии детей.
Задачи:
- Привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе,
- Обобщить знания детей о сказках, воспитывать доброжелательность, умение работать в команде, совершенствовать коммуникативные функции речи, активизировать творческий потенциал детей и взрослых.
- Показать навыки детей, формы и методы работы со сказкой.
- Создать положительный эмоциональный настрой всех участников.
- Формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при восприятии сказок, так и в процессе творчества;
- Развивать такие формы воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа; развивать индивидуальные литературные предпочтения, прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора;
Вступительное слово:
— Добрый вечер, уважаемые взрослые и дети!
Мы рады вас приветствовать на викторине «Любимые сказки». Все знают, что в нашем детском саду — самые умные, добрые, сообразительные дети и самые эрудированные родители.
А вы – болельщики, тоже будьте внимательны, потому что и для вас будут задания. Для начала я хочу узнать, какие русские народные сказки вам знакомы? (Ответы детей). Молодцы!
А теперь послушайте, какие необходимо выполнять правила во время игры – викторины:
· вопросы надо слушать внимательно;
· ответить на задание может любая команда, которая знает ответ и хочет ответить, для этого нужно посовещаться и капитану поднять эмблему своей команды и таким образом получить право на ответ;
· за правильный ответ будет вручаться жетон, но если команда ответит не правильно, тогда право ответа переходит второй команде.
· победительницей в игре будет та команда, у которой будет больше жетонов.
Ход викторины
Дети и взрослые делятся на команды с помощью цветных жетонов и рассаживаются за столы, обозначенные соответствующим жетонам
(Команды: участники викторины получают символы – «Умная сова» и «Кот ученый»)
№ 1 конверт желтый: «О какой сказке идёт речь?»
1.В дом хозяева вошли — беспорядок там нашли.(Три медведя)
2.Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ.(Репка)
3.Лечит разных малышей, лечит птичек и зверей.(Доктор Айболит)
4.Помогла нам яблонька, помогла нам печка…(Гуси –лебеди)
6.Сяду на пенёк, съем пирожок.(Маша и медведь)
7.Колотил, колотил по тарелке носом.(Журавль и лисица)
8.Приходите, тараканы, я вас чаем угощу.(Муха-Цокотуха)
9.Свет мой, зеркальце, скажи…(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)
10.Не пей из копытца, козлёночком станешь.(Аленушка и братец Иванушка)
11.Ещё пуще злится злая старуха…(Сказка о рыбаке и рыбки)
12.Он ударил в медный таз и вскричал: «Карабарас!»(Мойдодыр)
13.Дёрни за верёвочку, дверь и откроется.(Красная шапочка)
14. Не ходите, дети в Африку гулять.(Айболит)
№2 конверт красный: «Салат из сказок»
Ведущий читает придуманные сказки, где присутствуют персонажи из разных русских народных сказок, а игрокам нужно отгадать , из каких сказок эти персонажи?
1. “... Сидит Волк у проруби и приговаривает: “По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая”.Потяжелел хвост,стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка – внучку, внучка – Жучку...”. (“Лисичка – сестричка и Серый волк”, “По щучьему велению”, “Репка”)
2. “... Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит : “Не плачь, Алёнушка, а помоги мне лучше влезть в левое ухо, а вылезти из правого и я снова стану братцем...”. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Крошечка – хаврошечка”)
3. “... Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. А перед избушкой сидит Иванушка, золотыми яблочками играет. Постучал Колобок и спрашивает: “Тук, тук, тук! Кто в тереме живёт?”. “Я – мышка – норушка, я - лягушка – квакушка...”. (“Колобок”, “Гуси – лебеди”, “Теремок”).
4. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают. «А что, старуха, - говорит старик,- давай мы себе из снега дочку сделаем». А старуха отвечает: «Не тужи, Иван – царевич! Ложись – ка спать – почевать, утро вечера мудренее! («Снегурочка», «Царевна-лягушка»)
№ 3 конверт оранжевый: «Песенки сказочных героев»
Участникам команды необходимо вспомнить песенки которые исполняются в сказках.
- песня Красной шапочки
-песня Золушки
-песня колобка
-песня буратино
-песня бременских музыкантов
-песня Козы и козлят
№ 4 конверт синего цвета: Надо дополнить имя литературного героя. Например, я говорю слово «баба», а вы должны закончить — «Яга», я говорю «папа», а ваш ответ — «Карло». И так далее -понятно условие игры? Тогда начнем. За каждый верный ответ вы будете получать поощрительную карточку. (Поочередно называет слова, к которым ребята должны назвать недостающую литературную «пару»).
• Муха (цокотуха, горюха),
• конек (горбунок),
• сивка (бурка),
• Иванушка (братец, дурачок),
• дядя (Федор, Степа),
• крокодил (Гена),
• акула (каракула),
• разбойник (Бармалей, Соловей),
• Карабас (Барабас),
• царь (Салтан, Горох, Дадон),
• Али (Баба),
• Илья (Муромец),
• Железный (Дровосек),
• питон (Каа),
• пантера (Багира),
• Кощей (Бессмертный).
Предлагаем вам двойные (шуточные) загадки.
Он пиявок добывал,
Карабасу продавал.
Весь пропах болотной тиной.
Его звали... (Буратино — Дуремар)
В Простоквашино он жил
И с Матроскиным дружил.
Простоват он был немножко.
Звали песика... (Тотошка — Шарик)
Он гулял по лесу смело.
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка.
Его звали... (Чебурашка — Колобок)
Бедных кукол бьет и мучит,
Ищет он волшебный ключик.
У него ужасный вид.
Это доктор... (Айболит — Карабас)
Много дней он был в пути,
Чтоб жену свою найти,
А помог ему клубок.
Его звали... (Колобок — Иван-Царевич)
И красива, и мила.
Только очень уж мала!
Стройная фигурочка,
А зовут... (Снегурочка — Дюймовочка)
Жил в бутылке сотни лет.
Наконец, увидел свет.
Бородою он оброс,
Этот добрый... (Дед Мороз — Старик Хоттабыч)
С голубыми волосами
И огромными глазами.
Эта куколка — актриса,
И зовут ее... (Алиса — Мальвина)
Потерял он как-то хвостик,
Но его вернули гости.
Он ворчлив, как старичок.
Этот грустный... (Пятачок — Ослик Иа)
Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его... (Незнайка — Карлсон)
№ 5 конверт розовый: «Продолжи сказку»
Жили – были в детской комнате игрушки: кукла Маша, весёлый клоун, мышка Малышка и косолапый мишка. Надоело им сидеть на одном месте, и решили они отправиться в путешествие. Долго ли, коротко ли шли наши игрушки, и наконец попали они в сказочный лес….
(с помощью наводящих вопросов продолжить сказку по очереди)
- Какой сказочный лес?
- Что увидели игрушки в сказочном лесу?
- Кого они встретили?
- Игрушки заблудились, кто им помог?
- Кому игрушки помогли?
- Как игрушки вернулись домой?
№ 6 конверт зеленый: Конкурс для родителей
1.Кто являлся сторожем царя Дадона? (Петушок)
2.Как звали жениха мертвой царевны? (Королевич Елисей)
3.Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (33 года)
4.К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты? (К солнцу, к месяцу, к ветру).
5.Какими словами начинается “Сказка о попе и работнике его Балде”? (Жил-был поп, толоконный лоб).
6.За какую плату согласился служить Балда попу? (за 3 щелчка по лбу)
7.Какими словами бранила старуха своего старика? (Дурачина ты..)
8.Назовите место встречи Балды с попом. (базар)
9.Сколько богатырей было у дядьки Черномора? (33)
10.Какую песню поет белочка в “Сказке о царе Салтане”? (Во саду ли…)
11.О каком времени года идет речь в “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”? (о зиме)
12.Какое было 1 желание старухи из “Сказки о рыбаке и рыбке”? (корыто)
№ 7 конверт фиолетовый: «Место жительства» - угадайте, где жили герои разных книг:
• Карлсон (на крыше),
• Винни-Пух (на Пуховой опушке),
• дядя Федор (в деревне Простоквашино),
• Незнайка (в Цветочном городе),
• Муми-тролли (в долине Муми-троллей),
• Маугли (в джунглях),
• волшебник Гудвин (в Изумрудном городе),
• девочка по имени Яло (в Королевстве Кривых зеркал),
• Маленький Принц (на звезде),
• Белый кролик и Чеширский кот (в стране Чудес).
№ 8 конкурс «Начало книжки».
Угадайте название книги по ее началу. Вам надо выслушать начальную фразу из книги и вспомнить ее название.
«Было семь часов знойного вечера в Сионийских горах, когда Отец Волк проснулся после дневного отдыха» (Р. Киплинг, «Маугли»).
«В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон». (А. Линдгрен, «Малыш и Карлсон»).
«За горами, за лесами, За широкими морями,
Не на небе, на земле Жил старик в одном селе». (П. Ершов, «Конек-горбунок».).
«Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли». (А. Волков, «Волшебник Изумрудного города»).
«Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Сизый Нос». (А. Толстой, «Золотой ключик, или приключения Буратино».).
«В одном сказочном городе жили коротышки». (Н. Носов, «Приключения Незнайки и его друзей»).
«У одних родителей мальчик был. Звали его дядя Федор». (Э.Успенский, «Дядя Федор, пес и кот»).
«Три девицы под окном пряли поздно вечерком». (А. С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могущественном богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
«Жил-был доктор. Он был добрый». (К Чуковский, «Доктор Айболит»),
«Жил-был поп Толоконный лоб». (А. С. Пушкин, «Сказка о попе и о работнике его Балде»).
«Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их зовут?» (С. Маршак, «Двенадцать месяцев»).
«Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя». (П. Бажов, «Серебряное копытце»).
«Жил старик со своею старухой У самого синего моря». (А. С. Пушкин, «Сказка о золотой рыбке»).
«Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков». (Г.-X. Андерсен, «Стойкий оловянный солдатик»).
№ 8 Семейное творчество (родитель и ребенок)
Рисование сюжета любимой сказки (Выставка рисунков)