ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА

Цель: Способствовать созданию единого образовательного пространства по  использованию сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии детей.

Задачи:

- Привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе,

- Обобщить знания детей о сказках, воспитывать доброжелательность, умение работать в команде, совершенствовать коммуникативные функции речи, активизировать творческий потенциал детей и взрослых.

- Показать навыки детей, формы и методы работы со сказкой.

- Создать положительный эмоциональный настрой всех участников.

- Формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при восприятии сказок, так и в процессе творчества;

- Развивать такие формы воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа; развивать индивидуальные литературные предпочтения, прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора;

 

Вступительное слово:

— Добрый вечер, уважаемые взрослые и дети!

Мы рады вас приветствовать на викторине «Любимые сказки». Все знают, что в нашем детском саду — самые умные, добрые, сообразительные дети и самые эрудированные родители.

А вы – болельщики, тоже будьте внимательны, потому что и для вас будут задания. Для начала я хочу узнать, какие русские народные сказки вам знакомы? (Ответы детей). Молодцы!

А теперь послушайте, какие необходимо выполнять правила во время игры – викторины:

·         вопросы надо слушать внимательно;

·         ответить на задание может любая команда, которая знает ответ и хочет ответить, для этого нужно посовещаться и капитану поднять эмблему своей команды и таким образом получить право на ответ;

·         за правильный ответ будет вручаться жетон, но если команда ответит не правильно, тогда право ответа переходит  второй команде.

·         победительницей в игре будет та команда, у которой будет больше жетонов.

 

Ход  викторины

Дети  и взрослые делятся на команды с помощью цветных жетонов и рассаживаются за столы, обозначенные соответствующим жетонам

(Команды: участники викторины получают  символы – «Умная  сова» и  «Кот ученый»)

№ 1 конверт желтый: «О какой сказке идёт речь?»

1.В дом хозяева вошли — беспорядок там нашли.(Три медведя)

2.Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ.(Репка)

3.Лечит разных малышей, лечит птичек и зверей.(Доктор Айболит)

4.Помогла нам яблонька, помогла нам печка…(Гуси –лебеди)

6.Сяду на пенёк, съем пирожок.(Маша и медведь)

7.Колотил, колотил по тарелке носом.(Журавль и лисица)

8.Приходите, тараканы, я вас чаем угощу.(Муха-Цокотуха)

9.Свет мой, зеркальце, скажи…(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

10.Не пей из копытца, козлёночком станешь.(Аленушка и братец Иванушка)

11.Ещё пуще злится злая старуха…(Сказка о рыбаке и рыбки)

12.Он ударил в медный таз и вскричал: «Карабарас!»(Мойдодыр)

13.Дёрни за верёвочку, дверь и откроется.(Красная шапочка)

14. Не ходите, дети в Африку гулять.(Айболит)

 

№2 конверт красный: «Салат из сказок»

Ведущий читает придуманные сказки, где присутствуют персонажи из разных русских народных сказок, а игрокам нужно отгадать , из каких сказок эти персонажи?

1.         “... Сидит Волк у проруби и приговаривает: “По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая”.Потяжелел хвост,стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка – внучку, внучка – Жучку...”. (“Лисичка – сестричка и Серый волк”, “По щучьему велению”, “Репка”)

2.         “... Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит : “Не плачь, Алёнушка, а помоги мне лучше влезть в левое ухо, а вылезти из правого и я снова стану братцем...”. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Крошечка – хаврошечка”)

3.         “... Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. А перед избушкой сидит Иванушка, золотыми яблочками играет. Постучал Колобок и спрашивает: “Тук, тук, тук! Кто в тереме живёт?”. “Я – мышка – норушка, я - лягушка – квакушка...”. (“Колобок”, “Гуси – лебеди”, “Теремок”).

4.         Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них  из окна глядят да про свое горе думают. «А что, старуха, - говорит старик,- давай мы себе из снега дочку сделаем». А старуха отвечает: «Не тужи, Иван – царевич! Ложись – ка спать – почевать, утро вечера мудренее! («Снегурочка», «Царевна-лягушка»)

 

 

 

№ 3 конверт оранжевый: «Песенки сказочных героев»

Участникам команды необходимо вспомнить песенки которые исполняются в сказках.

- песня Красной шапочки

-песня Золушки

-песня колобка

-песня буратино

-песня бременских музыкантов

-песня Козы и козлят

 

№ 4 конверт синего цвета: Надо дополнить имя литературного героя. Например, я говорю слово «баба», а вы должны закончить — «Яга», я говорю «папа», а ваш ответ — «Карло». И так далее -понятно условие игры? Тогда начнем. За каждый верный ответ вы будете получать поощрительную карточку. (Поочередно называет слова, к которым ребята должны назвать недостающую литературную «пару»).

•          Муха (цокотуха, горюха),

•          конек (горбунок),

•          сивка (бурка),

•          Иванушка (братец, дурачок),

•          дядя (Федор, Степа),

•          крокодил (Гена),

•          акула (каракула),

•          разбойник (Бармалей, Соловей),

•          Карабас (Барабас),

•          царь (Салтан, Горох, Дадон),

•          Али (Баба),

•          Илья (Муромец),

•          Железный (Дровосек),

•          питон (Каа),

•          пантера (Багира),

•          Кощей (Бессмертный).

 

Предлагаем вам двойные (шуточные)  загадки.

Он пиявок добывал,

Карабасу продавал.

Весь пропах болотной тиной.

Его звали... (Буратино — Дуремар)


В Простоквашино он жил

И с Матроскиным дружил.

Простоват он был немножко.

Звали песика... (Тотошка — Шарик)


Он гулял по лесу смело.

Но лиса героя съела.

На прощанье спел бедняжка.

Его звали... (Чебурашка — Колобок)


Бедных кукол бьет и мучит,

Ищет он волшебный ключик.

У него ужасный вид.

Это доктор... (Айболит — Карабас)


Много дней он был в пути,

Чтоб жену свою найти,

А помог ему клубок.

Его звали... (Колобок — Иван-Царевич)


И красива, и мила.

Только очень уж мала!

Стройная фигурочка,

А зовут... (Снегурочка — Дюймовочка)


Жил в бутылке сотни лет.

Наконец, увидел свет.

Бородою он оброс,

Этот добрый... (Дед Мороз — Старик Хоттабыч)


С голубыми волосами

И огромными глазами.

Эта куколка — актриса,

И зовут ее... (Алиса — Мальвина)


Потерял он как-то хвостик,

Но его вернули гости.

Он ворчлив, как старичок.

Этот грустный... (Пятачок — Ослик Иа)


Он большой шалун и комик,

У него на крыше домик.

Хвастунишка и зазнайка,

А зовут его... (Незнайка — Карлсон)

 

№ 5 конверт розовый: «Продолжи сказку»

Жили – были в детской комнате игрушки: кукла Маша, весёлый клоун, мышка Малышка и косолапый мишка. Надоело им сидеть на одном месте, и решили они отправиться в путешествие. Долго ли, коротко ли шли наши игрушки, и наконец попали они в сказочный лес….

(с помощью наводящих вопросов продолжить сказку по очереди)

- Какой сказочный лес?

- Что увидели игрушки в сказочном лесу?

- Кого они встретили?

- Игрушки заблудились, кто им помог?

- Кому игрушки помогли?

- Как игрушки вернулись домой?

 

№ 6 конверт зеленый: Конкурс для родителей

1.Кто являлся сторожем царя Дадона? (Петушок)

2.Как звали жениха мертвой царевны? (Королевич Елисей)

3.Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (33 года)

4.К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты? (К солнцу, к месяцу, к ветру).

5.Какими словами начинается “Сказка о попе и работнике его Балде”? (Жил-был поп, толоконный лоб).

6.За какую плату согласился служить Балда попу? (за 3 щелчка по лбу)

7.Какими словами бранила старуха своего старика? (Дурачина ты..)

8.Назовите место встречи Балды с попом. (базар)

9.Сколько богатырей было у дядьки Черномора? (33)

10.Какую песню поет белочка в “Сказке о царе Салтане”? (Во саду ли…)

11.О каком времени года идет речь в “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”? (о зиме)

12.Какое было 1 желание старухи из “Сказки о рыбаке и рыбке”? (корыто)

 

№ 7 конверт фиолетовый:  «Место жительства» - угадайте, где жили герои разных книг:

•          Карлсон (на крыше),

•          Винни-Пух (на Пуховой опушке),

•          дядя Федор (в деревне Простоквашино),

•          Незнайка (в Цветочном городе),

•          Муми-тролли (в долине Муми-троллей),

•          Маугли (в джунглях),

•          волшебник Гудвин (в Изумрудном городе),

•          девочка по имени Яло (в Королевстве Кривых зеркал),

•          Маленький Принц (на звезде),

•          Белый кролик и Чеширский кот (в стране Чудес).

 

№ 8 конкурс «Начало книжки».

Угадайте название книги по ее началу. Вам надо выслушать начальную фразу из книги и вспомнить ее название.

            «Было семь часов знойного вечера в Сионийских горах, когда Отец Волк проснулся после дневного отдыха» (Р. Киплинг, «Маугли»).

            «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон». (А. Линдгрен, «Малыш и Карлсон»).

            «За горами, за лесами, За широкими морями,

Не на небе, на земле Жил старик в одном селе». (П. Ершов, «Конек-горбунок».).

            «Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли». (А. Волков, «Волшебник Изумрудного города»).

            «Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Сизый Нос». (А. Толстой, «Золотой ключик, или приключения Буратино».).

            «В одном сказочном городе жили коротышки». (Н. Носов, «Приключения Незнайки и его друзей»).

            «У одних родителей мальчик был. Звали его дядя Федор». (Э.Успенский, «Дядя Федор, пес и кот»).

            «Три девицы под окном пряли поздно вечерком». (А. С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могущественном богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

            «Жил-был доктор. Он был добрый». (К Чуковский, «Доктор Айболит»),

            «Жил-был поп Толоконный лоб». (А. С. Пушкин, «Сказка о попе и о работнике его Балде»).

            «Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их зовут?» (С. Маршак, «Двенадцать месяцев»).

            «Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя». (П. Бажов, «Серебряное копытце»).

            «Жил старик со своею старухой У самого синего моря». (А. С. Пушкин, «Сказка о золотой рыбке»).

            «Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков». (Г.-X. Андерсен, «Стойкий оловянный солдатик»).

 

№ 8 Семейное творчество (родитель и ребенок)

 

 

Рисование сюжета любимой сказки (Выставка рисунков)