МАЙ, 3 неделя

 

Развитие лексико-грамматической стороны речи

 

«СКОРО В ШКОЛУ!»

ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Ручка, резинка, мяч, пенал.

Ответ: Здесь лишний мяч, потому что это спортивная принадлежность, а все остальное – школьные принадлежности.

Портфель, тетрадь, учебник, яблоко.

Ответ: Здесь лишнее яблоко, потому что это фрукт, а все остальное – школьные принадлежности.

 

 ИГРА «ИСПРАВЬ ОШИБКУ В ПРЕДЛОЖЕНИИ»

ВЗРОСЛЫЙ

РЕБЕНОК

У МЕНЯ ЕСТЬ ПОРТФЕЛЯ.

У МЕНЯ ЕСТЬ ПОРТФЕЛЬ.

У МЕНЯ НЕТ ТЕТРАДКА.

У МЕНЯ НЕТ ТЕТРАДКИ.

Я ЗАБЫЛ ДОМА ЛИНЕЙКОЙ.

Я ЗАБЫЛ ДОМА ЛИНЕЙКУ.

Я ПИШУ РУЧКИ.

Я ПИШУ РУЧКОЙ.

Я РИСУЮ В АЛЬБОМ.

Я РИСУЮ В АЛЬБОМЕ.

 

 РАБОТА С РАССКАЗОМ

Чтение текста взрослым

Вася пришел из школы и сел играть на компьютере. Когда стемнело, он вспомнил, что не сделал уроки. Вася разложил книги, тетради и стал выполнять домашнее задание. Он очень устал, и у него не осталось сил сложить все в портфель.

Беседа по вопросам.

- Как зовут мальчика? (Мальчика зовут Вася)

- Откуда пришел Вася? (Вася пришел из школы?)

- Что он стал делать? (Он сел играть за компьютер.)

- Когда он вспомнил, что не сделал уроки? (Когда совсем стемнело, он вспомнил, что не сделаны уроки.)

- Почему он не сложил портфель? (Он сделал уроки и у него не осталось сил, чтобы собрать портфель.)

Придумай окончание рассказа.

Например: Утром Вася долго искал нужные вещи. Когда он пришел в школу, дети сидели за партами и шел урок. Васе стало стыдно, что он опоздал. Он дал себе слово, что больше так поступать не будет.

 

 ПОСЛУШАЙ ПОСЛОВИЦУ. КАК ТЫ ЕЕ ОБЪЯСНИШЬ?

БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА.

ОТВЕТ: Хотите ли вы нарисовать красивый рисунок, правильно исполнить музыкальную пьесу, аккуратно написать буквы или решить трудную задачу по математике – везде и всюду надо потрудиться.

«ПОСМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНО». 

Объясни разницу между: ручкой и карандашом, тетрадью и альбомом, ранцем и рюкзаком.

 

УПРАЖНЕНИЕ «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО».

Ваня ходит в детский сад. Он .... (Дошкольник.) 

Таня ходит в школу. Она .... (Школьница.)

 

УПРАЖНЕНИЕ «НАЗОВИ ЛАСКОВО». 

Назови каждый школьный предмет ласково. Образец: пенал — пенальчик.

 

ИГРА «ЖАДИНА». 

Представь, что это твои школьные принадлежности.

Это чей портфель? (мой портфель)

Это чья тетрадь? (моя тетрадь)

Это чьи ножницы? (мои ножницы)

 

УПРАЖНЕНИЕ «ИЗ ЧЕГО КАКОЙ?» Закончи предложения по образцу.
Образец: Каран­даш из дерева (какой?) — деревянный.

Ножницы из металла (какие?) — ....                 

Линейка из пластмассы (какая?) — ....

Портфель из кожи (какой?) — ....                     

Ластик из резины (какой?) — ....

 

 

 

Звуковая культура речи

ЗВУКИ Щ – Ть

 

Цели:

коррекционно-образовательные:

—       учить ребенка различать звуки Щ — Ть на материале слогов, слов и предложений;

—       формировать словарь;

 коррекиионно-развивающие:

—       развивать у ребенка умение согласовывать местоимения и существительные;

—       учить дифференцировать ротовой и носовой выдох;

—       развивать звонкость голоса;

—       развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза;

—       учить координации речи с движениями;

коррекционно-воспитательные:

—       воспитывать у ребенка любознательность;

—       воспитывать интерес к школьным занятиям.

 

Ход занятия

I.Организационный момент.

- Назови предметы в комнате для занятий «огромным» словом (стол - столище; тетрадь - тетрадище и т.д.).

II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1.      Общее расслабление. Движения по тексту.

Будто мы лежим на травке...

На зеленой мягкой травке...

Греет солнышко сейчас...

Руки теплые у нас...

Напряженье улетело...

И расслаблено все тело...

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать.

2.      Развитие общей моторики. Выполнение действий по тексту.

День стоял веселый —

Осень на дворе.

Мы шагали в школу

Утром в сентябре.

Прямо и направо,

А потом назад.

А потом обратно,

А потом кругом,

А потом вприпрыжку,

А потом бегом.                         (С. Маршак)

3.      Развитие мелкой моторики.

Мы писали, мы писали,          Ритмично сжимают и раз­жимают кулачки.

Наши пальчики устали.           Пальчики «скачут» по столу.

Вы скачите пальчики,              Указательный и средний пальцы вытянуть вверх,

Как солнечные зайчики.           а осталь­ные сжаты.

 

4.      Развитие мимических мышц.

Проснулся первого сентября Витя и испугался.

Испуг.

На улице светло: «Я опоздал в школу».

Огорчение.

Но видит — все еще спят.

Удивление.

«Никуда я не опоздал» — обрадовался Витя.

Радость.

 

5.      Развитие артикуляционной моторики. Упражне­ния:

- для челюсти: открыть широко рот и удержать под счет до десяти;

- для губ: «улыбка» — «рупор» («бублик»);

- для языка: «Мы прижмем язык зубами (тя-тя-тя); мы похлопаем губами (пя-пя-пя)»; «чашечка».

6.      Работа по развитию дыхания и голоса.

Вдох через нос — выдох через нос;

вдох через нос — выдох через рот;

вдох через рот — выдох через рот;

вдох через рот — выдох через нос.

  1. Голосовые упражнения: звуком А спеть один куплет знакомой песни.

 

III. Упражнения по развитию произношения и обу­чению грамоте.

 

  1. Объявление темы

 

- Кто это?

Выделение начальных звуков в словах щенок и теленок.

- Эти два звука — Щ и Ть — гости нашего занятия, и мы будем учиться их различать.

 

  1. Акустико-артикуляционный образ звуков

Щ – согласный, мягкий, глухой, обозначаем зеленым цветом.

Ть – согласный, мягкий, глухой, обозначаем зеленым цветом.

  1. Развитие фонематического слуха.

- Выбери из данных слов самое короткое:

Овощи, клещи, лещ, трещина;

Теленок, тир, телевизор, тени.

  1. Связь звуков и букв.

Щ       Т

Напечатайте на листе разные буквы в том числе Щ и Т. Пусть ребенок найдет сначала все Щ, А затем все Т. (буквы можно обвести цветным карандашом)

 

  1. Дифференциация звуков в слогах, словах, пред­ложениях и текстах.

- Воспроизведение слоговых рядов: ащ-ащ-ать- ащ; тю-щу-щу-тю и т.д.

- Деление слов на слоги: игра «Телеграф» — «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).

- Составить предложения со словами щука, птица. Выполнить анализ данных предложе­ний. Составь схему предложения.

- Произнесение чистоговорок.

Ща-ща-ща — увидали мы леща.

Ещ-ещ-ещ — хвостиком махнул нам лещ.

Ать-ать-ать — надо бы его догнать.

Ща-ща-ща — будет супчик из леща.

 

Физкультминутка.

Каждым утром перед школой

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать, весело шагать,

Руки поднимать, руки опускать,

Приседать и вставать, приседать и вставать.

Прыгать и скакать, прыгать и скакать.

 

IV. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. 

Игра «Четвертый лишний». Выделение четвертого лишнего с объяснением.

Учебник, яблоко, тетрадь, пенал. — Яблоко.

Ручка, карандаш, мячик, резинка. — Мячик.

 

Игра «Мой, моя, мои».

Взрослый  просит назвать предметы (на тему:«Школьные принадлежности»), о которых  можно сказать:

- «Это мой»: ранец, пенал, учитель, класс.

- «Это моя»: школа, тетрадь, ручка, линейка, кисточка.

- «Это мои»: карандаши, краски, учебники, рисун­ки.

 

V.Итог занятия и оценка работы ребенка.

- Какие звуки мы сегодня учились различать?

- Дайте характеристику этим звукам.

- Назовите обоб­щающее понятие: учебник, тетрадь, портфель, пенал – это… (школьные принадлежности.)

 

Для закрепления полученных знаний выполните занятия 63 (альбом 3, с. 28), 64 (альбом 3, с. 29—30).