МАЙ, 4 неделя

 

Звуковая культура речи

ЗВУКИ Ф–Фь. Буква Ф.

 

Цели занятия:

            Коррекционно-образовательная:

- познакомить ребенка со звуками Ф и Фь, научить различать их по акустическим и артикуляционным признакам.

            Коррекционно-развивающие:

- развивать у ребенка фонематические процессы: Звуковой анализ слогов, слов;

- упражнять в составлении предложений и делении их на слова;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать самоконтроль за вновь поставленными звуками.

 

Ход занятия

  1. Объявление темы занятия

 

- Однажды Незнайка отправился в путешествие на воздушном шаре, засмотрелся на облака и не заметил, как из шара стал выходить воздух: ф-ф-ф. А Федя в это время играл в футбол и в мяче образовалась маленькая дырочка. Федя услышал такой звук: фь-фь-фь. Звуки Ф и Фь мы будем учиться различать на сегодняшнем занятии. 

  1. Акустико-артикуляционный образ звука.

Произнесение Звуков Ф – Фь с наблюдением за положением артикуляции в зеркале и при тактильно-вибрационном контроле (ладонь на горлышке).  Характеристика сначала звука Ф, затем Фь.

- Звук Ф – согласный, твердый, глухой, обозначаем синим цветом.

- Звук Фь - согласный, мягкий, глухой, обозначаем зеленым цветом.

- Чем эти звуки похожи, чем отличаются?

 

  1. Связь звука и буквы.

- Звуки Ф и Фь обозначаются одной буквой.

Ребенок рассматривает букву Ф, взрослый говорит:

Федя ходит руки в боки.

Значит, выучил уроки.      (Г. Виеру)

   Ф        

  1. Развитие фонематического слуха.

- Подними руки вверх, когда услышишь правильное слово.

Милин, пилин, филин, килин.

Мутбол, кутбол, дутбол, футбол.

Мея, фея, пея, тея.

Монарь, коварь, фонарь, топарь.

 

Физминутка.

Выполнение движений по тексту стихотворения (прыжки, подскоки).

 

Чтобы было всё в порядке,
Делай каждый день зарядку:
Руки вверх поднимай,
Их опускать не забывай.
На носочки становись
И до неба дотянись.

 

4.      Закрепление звука в слогах.

Игра «Доскажи словечко». 

 

- Прибавляй нужный слог ФА или ФЕ  и называй каждое слово полностью и покажи соответствующую картинку: со... (фа), ко... (фе), дро... (фа), ка... (фе). 

 

6. Закрепление звука в словах.

 

Игра «Подарки для Феди и Фаины». Взрослый произносит слова, а ребенок определяет какой звук есть в слове Ф или Фь и решает для кого это слово.: со звуком Ф – для Фаины, со звуком Фь – для Феди: фазан, жираф, финики, туфли, фокусник, фикус, кофейник.

 

Деление слов на слоги, определение количества слогов.

 

 

- Сделай звуковой анализ слова ФЕН. Выложи схему слова.

7.      Закрепление звука в предложениях.

- Составь предложения со словами фейерверк, светофор.

Запись графической схемы предложений. Указание заданных слов на схеме.

 

  1. Закрепление звука в тексте.

Выделение из текста слов со звуком Ф, Фь.

Взрослый читает стихотворение, а ребенок слушает, а затем называет слова из стихотворения сначала со звук Ф, потом со звуком Фь.

Фокусник во фрак одет,

Факел превратил в букет.

Фея выскочит оттуда.

Фокус это или чудо?    (В. Берестов)

 

  1. Итог занятия.

- С какими звуками сегодня познакомились?

- Чем отличаются эти звуки друг от друга?

 - Молодец! (не забывайте ребёнка хвалить)

 

    Для закрепления полученных знаний выполните занятие 33 (альбом 2, с. 30-31)

 

 

 

 

 

Развитие лексико-грамматической стороны речи

ЛЕТО

 

Игра «О чем можно сказать?».  Летний — ... (день, дождь.) Солнечное — ... (небо, настроение.) Веселые — ... (ребята, птички, люди.) Зеленые — ... (листья, деревья, насекомые.) Вкусная — ... (малина, черника, вишня.)

     

- Какое время года наступает после вес­ны? Сегодня на занятии мы по­говорим о лете и узнаем, почему это время года так любят дети и взрослые.

Лето

Вот и пришло долгожданное лето. Наступили долгие, теплые, солнечные дни. В жаркие летние дни часто бывают грозы с сильными теплыми лив­нями. Перед дождем в садах сильно пахнет цвета­ми, во дворе поют петухи. А после ливня на небе сияет в солнечных лучах разноцветная радуга.

В начале лета густые, сочные травы украшены цветами. Зелень на деревьях и кустах свежая, ярко-зеленая. Листья раскрылись, окрепли. Цветет ря­бина, малина, благоухает жасмин, розовые и алые цветы появились на колючих кустах шиповника.

В середине лета много сладких ягод и душистых медовых трав. Яркие цветы украшают луга и поля: цветут ромашки, колокольчики и васильки.

В августе красное лето идет на убыль. Это самый щедрый, богатый летний месяц. В садах созрева­ют яблоки, груши, сливы, в огородах — морковь, свекла, лук. В полях наливаются спелостью коло­сья ржи и пшеницы, а в лесах много грибов, ягод и орехов.

Постепенно дни становятся короче, а солнышко уже только ласкает нас своими лучами.

 

- Если ты правильно закончишь мои пред­ложения, то узнаешь, чем лето отличается от весны.

 

Игра «Еще лучше». Образование формы сравни­тельной степени имен прилагательных. Весной солнце светит ярко, а летом еще... (ярче.)

Весной птицы поют звонко, а летом еще... (звонче.)

Весной цветов много, а летом еще... (больше.)

Весной воздух теплый, а летом еще... (теплее.)

Весной детям весело, а летом еще... (веселее.)

Весной деревья зеленые, а летом еще... (зеленее.)

Весной день длинный, а летом еще... (длиннее.)

 

- А какие еще слова ты знаете о лете и о том, что происходит летом в природе?

 

Игра «Назови признак». Подбор имен прилага­тельных, подходящих по смыслу к имени суще­ствительному.

Лето (какое?) теплое, яркое, разноцветное, радостное, жаркое.

Солнце летом (какое?) желтое, жаркое, яр­кое, теплое.

Трава летом (какая?) зеленая, душистая, вы­сокая, низкая, мягкая.

Вода летом (какая?) теплая, прохладная, приятная, освежающая.

Дождь летом (какой?) — теплый, долгождан­ный, проливной, короткий, затяжной.

Дети летом (какие?) веселые, радостные, за­бавные, шумные.

Небо летом (какое?) голубое, яркое, светлое, безоблачное, грозовое.

Облака летом (какие?) высокие, белые, голу­бые, грозовые, дождевые.

 

- Послушай о том, что происходит ле­том. Расскажи об этих действиях так, как будто они происходили вчера.

 

Игра «А что вчера?». Образование глаголов в форме прошедшего времени.

Сегодня фрукты созревают, а вчера... (созревали.)

Сегодня дети загорают, а вчера... (загорали.)

Сегодня птицы поют, а вчера... (пели.)

Сегодня облака плывут по небу, а вчера... (плыли.)

Сегодня дождь идет, а вчера... (шел.)

Сегодня молния сверкает, а вчера... (сверкала.)

Сегодня гром гремит, а вчера... (гремел.)

Сегодня ребята купаются, а вчера... (купались.)

 

Игра «Скажи иначе». Подбор слов-антонимов к именам прилагательным.

Не грустные дети, а... веселые.

 Не холодная вода, а... теплая.

 Не долгий дождь, а... короткий.

 Не темное небо, а... светлое.

 Не дождливое небо, а... солнечное.

 Не горькая малина, а ... сладкая.

 Не низкая трава, а... высокая.

 

Игра «Дополни предложения».

Летом ходят в лес (за чем?)...

Подосиновик растет (где?)...

Ягоды и грибы собирают (куда?)...

Яблоки спеют (где?)...

Васильки растут (где?)...

Ребята купаются (где?)...

Летом будущие школьники готовятся (к чему?)...

 

Игра «Подбери действие» (или «Узнай по описанию»).

Солнце (что делает?) — светит, греет, припека­ет, нагревает, сушит.

Облака — стоят, плывут, надвигаются.

Трава — пахнет, зеленеет, сохнет, растет, лежит.

Цветы — растут, цветут, пахнут, радуют, укра­шают.

Фрукты — растут, созревают, опадают, налива­ются.

Птицы — летают, поют, щебечут, радуются, вы­водят, учат (птенцов), заботятся (о птенцах). Дети — загорают, купаются, греются, играют, прыгают, веселятся, радуются.