Открытое логопедического занятия « ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ»
Задачи:
- закреплять навык дифференцирования звуков, понятия «буква», «слог», «слово», «предложение», навык деления слова на слоги, счета слогов в слове, умение составлять предложение по схеме;
- развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, наблюдательность, мелкую моторику рук, координацию движений;
- воспитывать коммуникативные качества личности: взаимовыручку, сплоченность, взаимоуважение.
Методы и приемы: игротерапия; музыкотерапия; элементы телесной терапии.
Оборудование: декорации (драпировка, пальмы, папоротники), ширма; макет книги (формат А1), силуэты фигурок динозавриков с написанными на них слогами: по, мо, ги, те; раздаточные пособия «Волшебные фонарики»; мягкие игрушки крокодила, динозаврика; дидактическое пособие «Исчезающие буквы»; фонарь, макет озера; дидактическое пособие «Пропущенная буква»: разноцветные пластилиновые рыбки с металлическими носиками и написанными на них словами с пропущенной буквой, удочка с магнитом из природного материала, мягкие модули со схемами слов, макет скалы с наскальными надписями; дидактическое пособие «Звук заблудился», заготовки для изготовления букв методом обрывания; аудиозапись танцевальной музыки (по выбору).
Ход занятия
1. Организационный момент.
Составление слова из слогов.
Логопед вместе с детьми заходят в зал, видят перед собой огромную распахнутую книгу. На одной из страниц беспорядочно расположены фигурки динозавриков с написанными на них слогами: по, мо, ги, те.
Логопед: Какая-то книга… что это? Посмотрите, динозаврики отличаются друг друга. Чем? Как вы думаете, какой динозаврик должен быть первым? (Расположив фигурки в порядке увеличения числа деталей, получаем слово «помогите».) Кому-то нужна наша помощь! (На следующей странице – «дверь».) Интересно, куда ведет эта дверь? (Ответы детей.) Войдем в дверь и узнаем! Встанем на цыпочки, возьмемся за руки. Все готовы? В путь! (звучит песня «В гостях у сказки»)
2. Сюрпризный момент: появление героя.
Дети видят дикаря, «высекающего» что-то на «камне» (в роли дикаря кто-либо из детей).
Логопед: Кто это? (Дикарь, древний человек.)
Дикарь (пугается): Здравствуйте!
Дети: Мы – ребята из группы «Воробушки», а ты кто?
Дикарь: Тутука!
Дети: А что ты здесь делаешь, Тутука?
Дикарь: Тутука заблудился, Тутука забыл, где пещера! Тутука боится, вокруг много опасностей!
Дети: Пойдем с нами, Тутука.
3. Развитие фонематического слуха.
Дифференциация гласных, твердых и мягких согласных звуков (дидактическое пособие «Волшебные фонарики»).
Логопед: А у меня есть «волшебные фонарики», которые помогут нам в пути! Что вам напоминают цвета «волшебных фонариков»?
Дети: Напоминают цвета, которыми обозначаются звуки: гласные, твердые и мягкие согласные.
Логопед: Правильно, ребята. А работают наши фонарики так: я называю слово, вы определяете первый звук и «зажигаете» фонарик соответствующего цвета (зебра, слон, верблюд, носорог, лемур, буйвол, лев, леопард, крокодил).
В каких странах живут эти животные? (В жарких странах).
4. Деление слов на слоги.
Чтобы продолжить свой путь нам нужно слова разделить на слоги.
Дети считают слоги с помощью хлопков.
5. Проведение физкультминутки.
Тутука проводит физкультминутку с музыкальным сопровождением: показывает танцевальные движения, дети повторяют. (минусовка «Чунга-чанга»)
Повторяем за Тутукой слова и движения:
-О, алле!
-О, кикирис бамба!
-О, саласа бимба!
-О, бананы ем, ем!
-Флео, флау, фло!
-Атен, дотен!
-Битен, бибилли!
-Политен, билли!
-Пшшшш, тумба!
6. Игра «Помоги рыбкам» (дидактическое пособие «Исчезающие буквы»).
Логопед. Отправляемся дальше! Море на пути! Ребята, беда, был шторм и рыб выбросило на берег. Надо им помочь. (Пособие «Допиши букву») Дописываем букву и отпускаем их в море.
Дети по очереди берут «рыбку», затем дописывают недостающую букву на каждой «рыбке» и отпускают в море.
7. Составление предложений по схеме.
Слышен писк.
Логопед: Вы слышите писк в норе? Кто же там? (Из «норы» сначала достает «бревнышко» со схемой предложения, а затем маленького динозаврика.) Вот кто там пищал! Кто может составить предложение по этой схеме? (Составление предложений по предложенным схемам.) Иди, динозаврик, и будь аккуратнее. Идемте дальше! Вот и пришли!
8. Отгадывание ребусов.
Логопед: Но что это за наскальные надписи? (Около входа в «пещеру» – камень, на котором «наскальные» надписи – рисунки.) Сейчас мы живем в современном мире мы можем пользоваться компьютером,на котором можно распечатать вот такие ребусы. Ребята, давайте научим Тутуку разгадывать ребусы.
9. Дидактическая логопедическая игра «Доскажи словечко».
Логопед: Послушайте, что означают эти рисунки, исправьте ошибки в предложениях, которые услышите:
- На островок налетел ураган,
На пальме остался последний баран! (Банан)
- Мы собрали васильки,
На головах у нас щенки! (Венки)
- Тает снег. Течет ручей,
На ветвях полно врачей. (Грачей)
Логопед (освобождая вход в пещеру): Тутука, наконец-то мы дома! Что ты опять загрустил?
Тутука: Мне бы хотелось, как вы, ребята, выучить все буквы и научиться читать.
Логопед: Что же делать? Можем ли мы сделать буквы для Тутуки?
Дети дают свои ответы.
Дети изготавливают буквы и дарят их Тутуке.
Логопед: Нам пора возвращаться!
10. Итог занятия.
Логопед: Вам понравилось путешествие в прошлое? Что нового вы узнали? Вы молодцы, потому что помогли декарю и подарили ему чудесные буквы! Теперь он тоже научится читать.
Дети выходят из зала (звучит «Песенка друзей»)