Открытое логопедического занятия « ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ»

 

Задачи:

- закреплять навык дифференцирования звуков, понятия «буква», «слог», «слово», «предложение», навык деления слова на слоги, счета слогов в слове, умение составлять предложение по схеме;

- развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, наблюдательность, мелкую моторику рук, координацию движений;

- воспитывать коммуникативные качества личности: взаимовыручку, сплоченность, взаимоуважение.

Методы и приемы: игротерапия; музыкотерапия; элементы телесной терапии.

Оборудование: декорации (драпировка, пальмы, папоротники), ширма; макет книги (формат А1), силуэты фигурок динозавриков с написанными на них слогами: по, мо, ги, те; раздаточные пособия «Волшебные фонарики»; мягкие игрушки крокодила, динозаврика; дидактическое пособие «Исчезающие буквы»; фонарь, макет озера; дидактическое пособие «Пропущенная буква»: разноцветные пластилиновые рыбки с металлическими носиками и написанными на них словами с пропущенной буквой, удочка с магнитом из природного материала, мягкие модули со схемами слов, макет скалы с наскальными надписями; дидактическое пособие «Звук заблудился», заготовки для изготовления букв методом обрывания; аудиозапись танцевальной музыки (по выбору).

                                                 Ход занятия

1.      Организационный момент.

Составление слова из слогов.

Логопед вместе с детьми заходят в зал, видят перед собой огромную распахнутую книгу. На одной из страниц беспорядочно расположены фигурки динозавриков с написанными на них слогами: по, мо, ги, те.

Логопед: Какая-то книга… что это? Посмотрите, динозаврики отличаются друг  друга. Чем? Как вы думаете, какой динозаврик должен быть первым? (Расположив фигурки в порядке увеличения числа деталей, получаем слово «помогите».) Кому-то нужна наша помощь! (На следующей странице – «дверь».) Интересно, куда ведет эта дверь? (Ответы детей.) Войдем в дверь и узнаем! Встанем на цыпочки, возьмемся за руки. Все готовы? В путь! (звучит песня «В гостях у сказки»)

2.      Сюрпризный момент: появление героя.

Дети видят дикаря, «высекающего» что-то на «камне» (в роли дикаря кто-либо из детей).

Логопед: Кто это? (Дикарь, древний человек.)

Дикарь (пугается): Здравствуйте!

Дети: Мы – ребята из группы «Воробушки», а ты кто?

Дикарь: Тутука!

Дети: А что ты здесь делаешь, Тутука?

Дикарь: Тутука заблудился, Тутука забыл, где пещера! Тутука боится, вокруг много опасностей!

Дети: Пойдем с нами, Тутука.

3.      Развитие фонематического слуха.

Дифференциация гласных, твердых и мягких согласных звуков (дидактическое пособие «Волшебные фонарики»).

Логопед: А у меня есть «волшебные фонарики», которые помогут нам в пути! Что вам напоминают цвета «волшебных фонариков»?

Дети: Напоминают цвета, которыми обозначаются звуки: гласные, твердые и мягкие согласные.

Логопед: Правильно, ребята. А работают наши фонарики так: я называю слово, вы определяете первый звук и «зажигаете» фонарик соответствующего цвета (зебра, слон, верблюд, носорог, лемур, буйвол, лев, леопард, крокодил).

В каких странах живут эти животные? (В жарких странах).

             4. Деление слов на слоги.

Чтобы продолжить свой путь нам нужно слова разделить на слоги.

Дети считают слоги с помощью хлопков.

            5. Проведение физкультминутки.

Тутука проводит физкультминутку с музыкальным сопровождением: показывает танцевальные движения, дети повторяют. (минусовка «Чунга-чанга»)

Повторяем за Тутукой слова и движения:

-О, алле!

-О, кикирис бамба!

-О, саласа бимба!

-О, бананы ем, ем!

-Флео, флау, фло!

-Атен, дотен!

-Битен, бибилли!

-Политен, билли!

-Пшшшш, тумба!

             6. Игра «Помоги рыбкам» (дидактическое пособие «Исчезающие буквы»).

Логопед. Отправляемся дальше! Море на пути! Ребята, беда, был шторм и рыб выбросило на берег. Надо им помочь. (Пособие «Допиши букву») Дописываем букву и отпускаем их в море.

Дети по очереди берут «рыбку», затем дописывают недостающую букву на каждой «рыбке» и отпускают в море.

             7. Составление предложений по схеме.

Слышен писк.

Логопед: Вы слышите писк в норе? Кто же там? (Из «норы» сначала достает «бревнышко» со схемой предложения, а затем маленького динозаврика.) Вот кто там пищал! Кто может составить предложение по этой схеме? (Составление предложений по предложенным схемам.) Иди, динозаврик, и будь аккуратнее. Идемте дальше! Вот и пришли!

             8. Отгадывание ребусов.

Логопед: Но что это за наскальные надписи? (Около входа в «пещеру» – камень, на котором «наскальные» надписи – рисунки.) Сейчас мы живем в современном мире мы можем пользоваться компьютером,на котором можно распечатать вот такие ребусы. Ребята, давайте научим Тутуку разгадывать ребусы.

            9. Дидактическая логопедическая игра «Доскажи словечко».

Логопед: Послушайте, что означают эти рисунки, исправьте ошибки в предложениях, которые услышите:

- На островок налетел ураган,

На пальме остался последний баран! (Банан)

 - Мы собрали васильки,

На головах у нас щенки! (Венки)

- Тает снег. Течет ручей,

На ветвях полно врачей. (Грачей)

Логопед (освобождая вход в пещеру): Тутука, наконец-то мы дома! Что ты опять загрустил?

Тутука: Мне бы хотелось, как вы, ребята, выучить все буквы и научиться читать.

Логопед: Что же делать? Можем ли мы сделать буквы для Тутуки?

Дети дают свои ответы.

Дети изготавливают буквы и дарят их Тутуке.

Логопед: Нам пора возвращаться!

                 10. Итог занятия.

Логопед: Вам понравилось путешествие в прошлое? Что нового вы узнали? Вы молодцы, потому что помогли декарю и подарили ему чудесные буквы! Теперь он тоже научится читать.

Дети выходят из зала (звучит «Песенка друзей»)