Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Верхнекетский детский сад»

Верхнекетского района Томской области

 

 

 

Мастер-класс

«Использование логопедических лабиринтов

 

для развития пространственного мышления старших дошкольников»

 

 

 

Головня Марина Романовна,

учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

Белый Яр, 2024

Огромное значение для детей в возрасте 5-7 лет приобретает образное мышление. Одной из важной разновидностью образного мышления является пространственное мышление. В структуре психики человека оно отвечает за ориентацию в пространстве, создание в сознании человека образов пространства и использование их в процессе решения разнообразных задач.
Отличительной особенностью пространственного мышления является тот факт, что его единицей измерения служит образ, который заключает в себе специфические характеристики пространства: размер, форма, взаимоотношения между его частями, местонахождение в пространстве и т.п.
         Важность пространственного интеллекта в развитии и становлении дошкольников невозможно переоценить – это значимая сторона человеческого сознания, которая служит залогом успешного обучения детей в школе, а конкретно, успешного обучения процессам письма и чтения.

Основными условиями овладения навыками письма и чтения являются:

- Сформированность  звуковой стороны речи - правильное произношение всех групп звуков.

- Сформированность фонетико – фонематической стороны речи – умение выделять заданный звук из ряда звуков, на фоне слова (определение наличия звука в слове), выделение ударного гласного звука  в слове, определение места звука в слове.

- Сформированность пространственных представлений. Если у ребенка своевременно не будут развиты пространственные представления, это может привести, например, к нарушению считывания текста с листа при обучении в школе. Такой ученик будет пытаться читать строчки текста и решать математические примеры не слева направо и сверху вниз, а наоборот - справа налево и снизу вверх (зеркалить). Такое нарушение восприятия информации затруднит понятийное понимание текста и правильное решение задачи. Кроме того, возникнут трудности с изучением геометрии, физики, литературы, предметов, которые требуют хорошо развитых пространственных представлений.

- Сформированность зрительных функций. Моторика глаз - неотъемлемый компонент всех  видов   познавательной   деятельности. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия. Зрительное восприятие - необходимое условие успешного обучения, правильного считывания информации с листа, развития пространственного мышления.

- Сформированность мелкой моторики.    Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи и успешного овладения письмом.

Ни одно из данных условий не выполняется, если не развивать пространственное мышление детей. Работа по данным разделам должна проводиться на протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду  с соответствующим усложнением по возрастам.

Сегодня я расскажу об уникальном пособии Ларисы Анатольевны Комаровой «Автоматизация звука в игровых упражнениях», которое состоит из 10 альбомов. Работа по данному пособию способствует автоматизации звука в речи, развитию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, развитию мелкой моторики. Как я использую данный материал для развития пространственного мышления старших дошкольников.

Развивать пространственное мышление ребенка лучше с помощью повседневных задач, занимательных заданий и в играх. Один из вариантов таких игр – лабиринты. Лабиринт – это не просто увлекательная игра, это прекрасный развивающий материал.  Логопедические лабиринты Комаровой состоят из 9 картинок, расположенные квадратом 3 Х 3, картинка со звездочкой – начало пути, и стрелки, которые указывают направление движения.

Логопедический лабиринт – это плоскость. Наша задача: научить ребенка ориентироваться на плоскости, на листе бумаги. Для того чтобы сделать процесс увлекательным и эффективным, предлагается использование в работе мелких объёмных (например, от киндер-сюрпризов, камушки, пуговицы) или плоских игрушек. Этот приём также помогает активизировать внимание ребенка и максимально поддерживает его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, доставляя радость самовыражения и, безусловно, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринужденную обстановку на занятии, освобождает ребёнка от скованности, побуждает его к общению, способствует быстрому контакту со взрослым.

Практическая часть

Лабиринт, для развития дыхания и автоматизации изолированного звука. Например, упражнение «Змейка». Помоги змейке добраться до своего домика. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Ш-Ш-Ш... (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Форма языка напоминает чашечку.)

 

Освоения пространства листа. Лабиринт из 9 картинок для автоматизации звука в словах.

Важно, чтобы ответы были полными!

- Что изображено наверху, внизу, слева, справа.

Тут же даю понятие столбец, строка.

- Что изображено в нижней строке? Какие картинки расположены в левом столбце, в среднем столбце?

Определяем углы плоскости и центр.

- Назови картинку в правом верхнем углу,  в правом нижнем, в левом нижнем, в левом верхнем. Что изображено в центре?          При этом важно отвечать полным ответом.

         

«Пройди лабиринт»

Чётко произносим изучаемый звук, называя слова в заданном порядке, перемещая по ним выбранную игрушку. Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. Если слово назы­вается неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет на­звано верно.

 

«Лабиринт с проговариванием»

При дви­жении по лабиринту нужно не только назвать картинки, но и указывать направление следующе­го хода. Например, шапка — направо, шахта — направо, шайба — вниз...».

 

«Лабиринт с пропуском хода»

Игра проводится в два этапа. Сначала ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмечен­ной звёздочкой, — через одну.

«Лабиринт наоборот»

Сначала прогова­риваем все слова — названия картинок лабиринта. Затем ставит игрушку на последнюю картинку ла­биринта и двигается в обратном направлении, на­зывая слова.

         

Упражнение «Назови соседей»

1 вариант. Найти заданный предмет и определить что находится справа, слева, снизу, сверху.

2 вариант. Найти заданный предмет и назвать «соседей» самостоятельно.

 

Употребление в речи предлогов и сложных речевых конструкций

- Что находиться над, под, между, рядом, возле, выше, ниже, справа от, слева от?

Где находится шмель относительно шлема? (Шмель находится слева от шлема).

 

Упражнение «Чего не стало?» (развитие пространственного мышления, памяти)

Закрыть одну из картинок.

- Вспомни чего не стало?

 

Упражнение «Я вижу» (зашумленные картинки)

Закрываю картинку шаблоном с прорезями, нужно распознать  предмет по его частям.

 

«Назови по памяти»

Назвать по памяти картинки лабиринта в заданной последовательности.

 

Игры-лабиринты помогают:

- Развивать пространственную ориентацию детей, способность планировать действия и возможный результат;

- Развивать речевые навыки. Ребенок осваивает правильное использование предлогов, сложных речевых конструкций.

- Развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику рук, подобные задания можно выполнять, проводя по «дорожкам» пальцем, прорисовывая карандашом или фломастером, выкладывая различные пуговицы, камни, передвигая мелкие игрушки.

- Воспитывать волевые качества ребенка. Выполнение подобных заданий требует от ребенка концентрации внимания, усидчивости.

 

Литература:

1. Барташникова И.А. Учись играя: Тренировка интеллекта: Игры и тесты для детей 5-7 лет / И.А.

Барташникова, А.А. Барташников. – Харьков: Фолио, 1997. – 412 с.

2. Бурачевская, О. В. Формирование пространственных представлений и пространственного мышления у

дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская // Проблемы и перспективы развития

образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар :

Новация, 2016. — С. 202-205. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9747/ (дата обращения:

02.02.2022).

3. Строева Т.С. Особенности пространственной ориентировки старших дошкольников с тяжелыми

нарушениями речи / Т.С. Строева, Е.Ю. Медведева // Проблемы современного педагогического

 

образования. 2021. №71-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-prostranstvennoy-orientirovkistarshih-doshkolnikov-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi (дата обращения: 01.02.2022).