Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области

 

Мастер-класс для педагогов

«Как научить ребёнка

читать стихи выразительно?»

 

Подготовила и провела:

М.Р. Головня, учитель-логопед

Белый Яр – 2022


 

Цель мастер-класса: использование методики выразительного чтения стихотворений с детьми дошкольного возраста.


Задачи мастер-класса:

1. познакомить педагогов с основными этапами реализации методики выразительного чтения стихотворений;

2. вовлечь педагогическую аудиторию в совместную деятельность по использованию практических приемов и средств выразительности речи при восприятии произведений художественной литературы;
3. развивать способности к целостному эмоциональному восприятию содержания, звучности, ритмичности стихотворения;
4. воспитывать поэтический вкус, способность понимать и чувствовать произведение.

 

Как по-разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.

Можно ли научить ребенка читать стихи выразительно? Да, можно. Под выразительным чтением мы подразумеваем соблюдение логического ударения, пауз, интонации.

Вот несколько этапов, которые помогут ребенку читать стихи с выражением.

 

1. Выбрать стихотворный текст  для выразительного чтения

Стихотворение должно быть доступным, близким и понятным детям по содержанию.

Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.

Стихотворение для дошкольников должно быть динамичным (в основном действия, без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом). Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.

Стихотворение должно соответствовать характеру       ребенка. Поэтому нужно постараться подобрать то стихотворение, которое будет ему интересно. Например, озорнику и непоседе будет легче выучить и воспроизвести веселые стихи, а мечтателю — более спокойные, плавные по звучанию.

Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, этических и нравственных понятий).

Важны произведения мастеров художественного слова, в том числе и современных поэтов. Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.

 

2. Прочитать стихотворение выразительно самим взрослым

Представьте, что вы выступаете со сцены, а ребёнок - ваш главный зритель и критик. Ребенок должен видеть и понимать, что значит читать выразительно. Поэтому нужно читать максимально эмоционально, правильно расставляя логические ударения, делать, где необходимо, паузы, как можно точнее придерживаясь ритма стихотворения.

 

3. Выяснить, всё ли понятно ребёнку в этом тексте

Спросите у ребенка, понравилось ли ему твое выступление, все ли слова он хорошо расслышал. Теперь прочитайте тот же стих, но быстро, тихо и невнятно. Спросите у ребенка, почувствовал ли он разницу, и какой вариант понравился ему больше. Объясните, что если  тараторить и плохо выговаривать слова, то зрители ничего не поймут, и такое выступление им не понравится.

На этом этапе главное, чтобы ребенок понимал, о чем стихотворение и для него не было бы непонятных слов.

В своей работе, часто использую упражнение - пересказ стихотворной формы прозой. Попробуем пересказать стихотворение Владимира Орлова «Дятел».

«Дятел,

Даже молодой, -

Вежливая птица:

Он всегда

Перед едой

К червячку

Стучится!»

Если ребенку трудно выполнить задание, задаем наводящие вопросы.

- О какой птице идет речь? (о дятле)

- Какой дятел? (молодой, вежливый)

- Почему дятел вежливый? (стучится к червячку) и т.д.

 

4. Определить настроение стихотворения.

Определите вместе с ребёнком какое настроение нужно передать слушателю, читая текст. Обратите внимание, например, что стихотворение веселое, озорное и оно поднимает настроение; или какое оно доброе и с какой теплотой автор относится к героям; или как красиво поэт описал природу.

Можно потренироваться, вместе с ребёнком читать с разным настроением: радостным, грустным, удивленным, сердитым.

На этом этапе работаем и над восприятием текста. Например, читаю стихотворение частями (по две строки), а вы определите, какое настроение я хочу передать.

 

«Киска»  (Игорь Жуков)

-Здравствуй, киска, как дела?

Что же ты от нас ушла? (ласково)

-Не могу я с вами жить,

Хвостик негде положить. (обиженно)

Ходите, зеваете,

На хвостик наступаете! (сердито)

 

А можно читать строку с вопросительной интонацией, а вы повторите её утвердительно («Снеговик»  Елена Бром)

- Лепит с самого утра?

- Лепит с самого утра.

- Детвора снеговика?

- Детвора снеговика.

- Снежные шары катает?

- Снежные шары катает.

- И смеясь, соединяет?

- И смеясь, соединяет.

 

5. Расставить логическое ударение.

Важно, научится определять главные по смыслу слова текста и выделять их голосом при чтении.

Для того чтобы выделить голосом какое-то слово нужно:

- прочитать его громче, чем другие;

- после прочтения этого слова, сделать короткую паузу (чуть-чуть помолчать).

Для того чтобы научиться выделять голосом главные слова,  предлагаю игру «Эхо».

Я читаю строку стихотворения (для того, чтобы дать образец чтения), а вы её в точности повторяете.

 

***         (Сергей Волков)

Что же это за цветок?

Серединка – как желток!

Лепестки – белее нет!

Собрала я их в букет,

А потом сказал мне Сашка:

- Это попросту ромашка!..

                                 

6. Выбрать нужный темп чтения, соблюдая паузы.

Важно, выбрать нужный темп чтения, соблюдая короткие и длинные паузы. Как правило, темп чтения зависит:

·       от содержания (грустные стихи, как правило, читаются медленнее, чем радостные);

·       от типа речи (повествование читается быстрее, чем описание или рассуждение).

Нужно тренироваться читать одно и то же предложение в трёх разных темпах (быстром, среднем, медленном). Если ребёнку трудно менять темп, можно дать образец чтения или читать вместе с ним.

Важно научится расставлять короткие и длинные паузы. Нужно объяснить ребёнку, что пауза – это остановка во время чтения. Паузы бывают короткие (молчим 1 секунду). Короткие паузы делают там, где стоит запятая или после главного слова. Паузы бывают длинные (молчим 3 секунды). Длинные паузы делают в конце предложения, в конце стихотворной строки.

            В некоторых стихах можно обыграть звучание слов. Например, шипящие звук ш-ш-ш может передать шелест листвы, травы, шум прибоя;  протяжные гласные, например, «у–у-у-у» - завывание ветра, вой волка.

Подумайте, какие звучащие слова есть в стихотворении  Г. Ладонщикова «Строитель»?

«Клювом, точно долотом,

Дятел строит новый дом…»

            Для передачи стука, нужно прочитать эти слова ритмично и сами слова станут более звучными, а стихотворение приобретет яркую окраску.

            Чтение вслух можно сопровождать мимикой и жестами. Они сделают выступление более интересным и эмоциональным.

Обязательно найдите, за что похвалить своего оратора. Очень важно, чтобы в процессе выразительного чтения ребенок чувствовал поддержку и любовь взрослого. Напоминайте ему, какой он молодец, какой он способный, какой у него приятный голос, какие правильные и точные интонации.  Это придаст ребенку дополнительную уверенность в собственных силах.

После того как стихотворение выучено нужно постараться сохранить интерес ребенка к нему. Выученное стихотворение можно дарить бабушке и дедушке на дни рождения, использовать в концертах. Можно рассказывать выученное стихотворение от лица своих любимых персонажей.

Так, следуя этим несложным рекомендациям, можно научить детей любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, формировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни.

 

Список литературы

 

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика работы с художественной литературой в детском саду // Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. - М., 1998.
2. Аксенов В. Н. Искусство художественного слова. М.: Просвещение, 2002. - 163 с.
3. Андросова В. Чтение произведений художественной литературы: Старшая группа // Дошкольное воспитание. - 1991. - №4.
4. И. И. Андрюшина,Е. Л. Лебедева. Выразительное чтение. Учебное пособие. Издательство «Прометей», 2012.
5. Астафьева О., Денисова А. Детская литература. Выразительное чтение М.: Академия, 2007. - 272 с.
6. Бабунова Т.М. Основы дошкольной педагогики: Учебно-методическое пособие. - Магнитогорск, 2002.
7. Брызгунова Е.А. Система интонационных средств. Современный русский язык. М.: Просвещение, 2007. - 145 с.
8. Горбушина Л. А. Выразительное чтение и рассказывание. – М., 1975.
9. Гуманитарные науки в творческом вузе: Сборник статей. Выпуск 1. – М., 2005.
10. Коренюк Л. Ю. О специальных занятиях по выразительному чтению. М.: Дело, 2007. - 140 с.
11. Корст Н. О. Выразительное чтение как активный метод анализа художественного произведения в единстве формы и содержания. М.: Академия, 2001. - 78 с.
12. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. - СПб., 2004.
13. Майман Р. Р., Дмитриева Е. Д., Найденов Б. С. Выразительное чтение лирических произведений. М.: Просвещение, 2000. - 125 с.
14. Найденов Б., Коренюк Л. Методика выразительного чтения. М.: Просвещение, 2007. - 176 с.
15. Оморокова М.И. Учимся читать выразительно. М.: Академия, 2001.с – 312
16. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2000 . - 564 с.
17. Соловьева Н. М. Практикум по выразительному чтению. М.: Дело, 2006. - 190 с.