МАЙ, 3 неделя

 

Тема: Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы.

 

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- учить ребенка рассматривать предметы окружающей действительности;

- формировать умение описывать предметы, выделяя характерные существенные и второстепенные признаки.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять  в подборе имен существительных к глаголам;

- закреплять знания о частях тела насекомых;

- активизировать и расширять словарь ребенка по теме.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у каждого ребенка умение слушать.

Оборудование: схема описания насекомых, предметные картинки с изображением бабочки и жука.

Предварительная работа: Чтение с последующим обсуждением: К. Бальмонт «Комарики-макарики», Л. Мадзалевский «Мотылек», Э. Мошковская «Кузнечик», А. Плещеев «Мой садик». Аппликация «Бабочка». Наблюдение за насекомыми.

 

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Подбери слово».

Порхает (кто?)…бабочка; жужжит (кто?)…, звенит, собирает мед, жалит, ползает.

 

2. Объявление темы.

- Назовите, у кого такие части тела: лапки, голова, усики, грудь, крылья, брюшко? (У насекомых.)

- А чтобы еще больше узнать о насекомых, мы будем учиться сочинять о них рассказы.

 

3. Рассматривание насекомого (бабочки).

Взрослый показывает картинку с изображением бабочки.

 

 

- Кто это?

- Какие части тела вы можете назвать?

- Что вы можете сказать о крыльях бабочки, какие они? (Большие, цветные, красивые, разноцветные.)

- Где чаще всего можно встретить бабочку? (На лугу, в поле, на клумбе.)

- Чем питается бабочка? Как она это делает?

- Как передвигается? (Летает, порхает.)

- Пользу или вред приносит окружающей среде?

 

4. Объяснение схемы описания.

Покажите ребёнку схему описания насекомых и подробно рассказывает о том, как нужно строить свой будущий рассказ.

 

 

 

- Сначала нужно назвать насекомое, а затем рассказать о его цвете, размере, назвать части тела (голова, лапки, крылья, брюшко и т.д.); чем питается (нектаром, листьями, корой деревьев); где оно живет (улей, муравейник, листья, трава); как передвигается (с помощью лап или крыльев); вред или пользу приносит окружающей среде.

 

5. Составление по схеме рассказа о бабочке.

Бабочка

Это бабочка. У нее есть голова, лапки, крылья, брюшко и усики. Бабочка это летающее насекомое с большими яркими крыльями. Чаще всего бабочку можно увидеть там, где много цветов. Ее усики улавливают запахи цветов. Питается бабочка нектаром, который она высасывает из цветка. Перелетая с цветка на цветок в поисках пищи, бабочка их опыляет.

 

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Я шагаю по лужайке

Сверху ясно мне видна

Вся зеленая страна.

Вот улитка добрый гномик

На себе таскает домик.

Вот стоит высотный дом

Муравьи хлопочут в нем.       Е. Серова

 

6. Составление по схеме рассказа о жуке.

 

Аналогичная работа проводится с картинкой, на которой изображен жук.

- Кто это? Какого он цвета? Для чего ему такая окраска? Какие части тела вы можете назвать?  Что вы можете сказать о панцире, какой он? (Твердый и крепкий.) Где чаще всего можно встретить жука? (На лугу, в поле, на деревьях.) Чем питается жук? Как он это делает? Как передвигается? Пользу или вред приносит окружающей среде?

 

Жук

Это жук. Он имеет зеленую окраску, которая помогает ему скрываться в траве от врагов.

У него есть голова, ноги, брюшко, крылья. Сверху его тело покрывает крепкий панцирь. А еще обычно у жуков сильные челюсти, с помощью которых они питаются.

Передвигаются жуки с помощью лап, но у некоторых есть и крылья. Некоторые жуки могут нанести большой вред природе, а другие пользу.

 

7. Итог занятия.

- О ком мы сегодня составляли рассказы на занятии? Какую пользу приносят насекомые? А каких насекомых-вредителей вы знаете? Назовите части тела насекомых.

 

 

 

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

ТЕМА  «НАСЕКОМЫЕ»

 

Насекомые

            У насекомых шесть ног. Их тело покрыто твердой оболочкой, которая называется наружным скелетом. Тело каждого насекомого можно разделить на три части: голова, грудь и брюшко. Большинство насекомых может летать. Обычно у них две пары крыльев. Одна пара крыльев только у мух.

            Яркая окраска многих насекомых предупреждает других животных о том, что они несъедобные. Многие насекомые пользуются цветом, чтобы скрываться от врагов.

 

            А вот и лесная полянка. Отгадай, кто здесь?

 

 

Игра «Отгадай» Взрослый читает любую загадку, ребенок находит картинку-отгадку.

 

Игра «Угадай, кто?»  Подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу.

Порхает (кто?) - …бабочка. Жужжит, звенит, собирает мед, жалит, ползает, прыгает.

 

Игра «Один - много».  Образование существительных в форме множественного числа.

- На нашей полянке очень мало насекомых. Давай, сделаем так, чтобы их стало много. Я буду называть одно насекомое, а ты – как будто их много.

Одна муха,…а много мух.

Один жук,…а много жуков.     И т.д.

             

Игра «Что делает, что делают?» Образование формы множественного числа глаголов.

Бабочка порхает, а бабочки …порхают.

Пчела мед собирает, а пчелы мед …собирают.

Оса жалит, а осы…жалят.

Жук жужжит, а жуки…жужжат.

Комар звенит, а комары… звенят.

Стрекоза стрекочет, а стрекозы… стрекочут.

Муха в дом залетает, а мухи… залетают.

Кузнечик прыгает, а кузнечики …прыгают.

Паук паутину ткет, а пауки…ткут.

Муравей муравейник строит, а муравьи… строят.

 

Игра «Подбери признак»

Бабочка (какая?) красивая, большая, разноцветная, полезная.

Комар (какой?) вредный, кровососущий, маленький.

Муравьи (какие?) полезные, трудолюбивые, маленькие.

Муха (какая?) назойливая, вредная, большая, маленькая, надоедливая.

Пчела (какая?) полезная, трудолюбивая, медоносная (мед носит).