Мастер-класс

 

Тема: «Театрализованная деятельность как одно из средств социально – коммуникативного развития дошкольников ».

Ход мастер-класса:

       Уважаемые коллеги!  У нас  появилась возможность поделиться своим педагогическим опытом в области развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Наблюдая изо дня в день как общаются дети в детском саду,  пришли к выводу, что дети у которых наблюдается зажатость речевого аппарата, невыразительность, монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывания начала и конца слов, стесняются  общаться со сверстниками и не всегда принимаются ими в игре. А это может привести к резкому понижению самооценки  и замкнутости. Важно вовремя уделить этим проблемам пристальное внимание и помочь ребенку наладить отношения с окружающим, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи,  касающиеся формирования социально-коммуникативных навыков ребенка.  И, кроме того, положительно влияет на интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие. К тому же, участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.

Цель педагогической работы в данном направлении: создание условий для формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников в процессе театрализованной деятельности.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

- формировать навыки общения дошкольников;

- развивать выразительность речи детей; 

- развивать творческие способности воспитанников;

- воспитывать инициативность, самостоятельность, сообразительность.

 

  Работа по  театрализованной деятельности с детьми включает в себя много методов и приемов. Сегодня мы рассмотрим лишь некоторые из них. Один из методов, который мы используем на театрализованных занятиях - метод моделирования игровой ситуации с помощью карточек.

Приглашаем на сцену 6 помощников.

1. «Петин день рождения»

        Предлагаю  немного поиграть.

- Каждый ребенок с детства знает, что у всех есть день рождения. А что делают в этот праздник? (приглашают гостей, дарят подарки, готовят угощения и развлечения).

- Итак, вот наш именинник Петя. Пофантазируем и все вместе придумаем  свою историю про Петин  день рождения.

Я начинаю нашу историю и не завершив её передаю волшебную палочку следующему участнику. Он продолжает рассказ, используя карточку – подсказку, и передает палочку дальше. И так далее по кругу.

       1 – именинник (Кто празднует день рождения?)

       2 – гости (Кто приглашен в гости?)

       3 – подарки (Какие подарки принесут гости?)

       4 – угощение (Какое будет приготовлено угощение?)

       5 – развлечение (В какие игры все будут играть?)

       6 - ? (Неожиданные ситуации : упал торт, нежданный гость)

       7 - Веселый смайлик  (счастливое завершение дня рождения, ведь каждый хочет, чтобы день рождения заканчивалось всегда весельем и радостью)

- Петя проснулся очень рано. Сегодня самый счастливый день его жизни – день рождения, который он очень долго ждал. И вот он наступил!!!

           (Идет игра)

В результате общих  усилий получился настоящий рассказ про мальчика Петю, и ее день рождения. После придумывания,  дети выбирают роли и обыгрывают историю.

      Данный прием можно использовать не только при моделировании ситуаций из жизни, так же  моделировать сказки и др. произведения, при этом дети быстрее запоминают сюжет и его последовательность.

           (Идет игра)

В результате общих  усилий получился настоящий рассказ про девочку Катю, и ее день рождения. После придумывания,  дети выбирают роли и обыгрывают историю.

      Данный прием можно использовать не только при моделировании ситуаций из жизни, так же  моделировать сказки и др. произведения, при этом дети быстрее запоминают сюжет и последовательность.

2.  Сказка-Экспромт «Котенок»

      Следующий прием, который я вам хочу показать сегодня, называется пантомимика (это такой вид искусства, когда актер не использует слов, а все свои мысли и чувства выражает действиями).  Пантомимика способствует развитию  выразительности движений, жестов, поз, мимики.

       Прежде чем приступить к работе мы как настоящие актеры должны провести разминку:

Покажите:

-как ваши плечи говорят: «Я горжусь»;

- как ваша спина говорит: «Я старый больной человек»;

- как ваша  голова говорит: «Нет»;

- как твоё ухо говорит: «Я слышу птичку»;

- как твой нос говорит: «Мне что- то не нравится»,  

- как твои глаза скажут, что «Мне страшно».

А теперь попробуем разыграть сказку. Герои сказки не скажут ни слова, все исполнят молча, используя только движения.

Посмотрите на картинки, подумайте, кем бы вы хотели быть? (Участники выбирают героя)

Действующие лица: котенок, сороки - 2, бумажка,  ветер, солнце, петух, куры – 2, щенок.

КОТЁНОК.

Сегодня Котенок впервые вышел из дому. Было теплое летнее утро, Солнце раскидывало свои лучи во все стороны. Котенок уселся на Крылечко и стал щуриться на Солнце.

Вдруг его внимание привлекли две Сороки, которые прилетели и сели на Забор. Котенок медленно сполз с крылечка и стал подкрадываться к птицам. Сороки стрекотали не умолкая. Котенок высоко подпрыгнул, но Сороки улетели. Ничего не вышло. Котенок стал оглядываться по сторонам в поисках новых приключений.

Дул легкий Ветерок и гнал по земле Бумажку. Бумажка громко шуршала. Котенок схватил ее, поцарапал немного, покусал и, не найдя в ней ничего интересного, отпустил. Бумажка улетела, подгоняемая Ветром.

И тут Котенок увидел Петуха. Высоко поднимая ноги, тот важно шел по двору. Затем остановился, захлопал крыльями и пропел свою звонкую песню. Со всех сторон к Петуху бросились Куры. Недолго думая, Котенок бросился в стаю и схватил одну Курицу за хвост. Но та так больно клюнула Котенка, что он заорал истошным криком и побежал обратно на Крыльцо.

Тут его поджидала новая опасность. Соседский Щенок, припадая на передние лапы, громко залаял на Котенка, а потом попытался его укусить. Котенок в ответ громко зашипел, выпустил когти и ударил собаку по носу. Щенок убежал, жалобно поскуливая.

Котенок почувствовал себя победителем. Он начал зализывать рану, нанесенную Курицей. Потом он почесал задней лапой за ухом, растянулся на Крылечке во весь свой рост и заснул. Что ему снилось, мы не знаем, но он почему-то все время дергал лапой и шевелил усами во сне. Так закончилось первое знакомство Котенка с улицей.

       Данный прием можно использовать в проигрывании целой сказки, либо в проигрывании отдельных персонажей, как воодушевленных, так и неодушевленных. Причем у каждого ребенка может быть своя роль, либо у всех детей одна, либо дети могут разделиться на группы по ролям.

         Подводя итог, нашего  выступления  хочется обратить ваше  внимание на то, что театрализованная игра должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций. Не следует бояться неудачи - эти ситуации закаляют характер ребенка, учат переживать свой проигрыш, воспитывают способность уступать другому.

 

 

 

Приложение