Дидактические игры

для обогащения словаря по лексическим темам

 

Игра «Что на ладошке?» (развитие тактильных ощущений).

Дидактическая задача: совершенствовать восприятие окружающего мира, воображение, фантазию, умение выражать словами свои ощущения.

Игровое правило: в цветной коробке брать одну дощечку, назвать, что это и какое домашнее животное или птицу напоминает.

Игровое действие: определение предмета на ощупь.

Например:

1. Это наждачная бумага. Она напоминает мне кошачий язык, он такой же шершавый, как наждачная бумага.

2. Это капельки от свечки. Они напоминают мне кошачьи лапки, подушечки без когтей.

3. Это шерсть. Она напоминает мне гриву и хвост лошади. Кошку, собаку, потому что шерсть.

4. Это сено, сухая трава. Сено напоминает мне корову, козу, овечку, потому что они любят траву.

5. Это кедровые орешки. Они напоминают клюв курицы, петуха, рога коровы, потому что орехи крепкие и гладкие.

6. Это веревочка. Она напоминает мне собаку, ее можно водить на ней. Овечью шерсть….

7. Это губка. Она напоминает мне подушечку для кошки…

8. Это чешуйки сосновой шишки: напоминают копыта лошади, еловой шишки- крылья петуха.

Дидактическая игра «Хитрые вопросы».

Дидактическая задача: развивать речевую активность, быстроту мышления, слуховое внимание, умение логически обосновывать свой ответ.

Игровое правило: дети передают камешек другому ребенку после ответа на вопрос.

Игровое действие: передача камешка.

Я задаю вопрос, и кому передам камешек - отвечает.

1. Когда жеребенку исполнится 7 лет, что будет дальше. (Я думаю, что пойдет восьмой год).

2. Почему скачет конь? (Конь скачет по дороге, по полю).

3. У собачки Лады родились 3 котенка: 2 белых, 1 черный. «Я думаю, что у собаки не бывает котят».

4. Кто громче мычит петух или корова? (Я точно знаю, что петух не мычит).

5. Где можно увидеть овечку в полосочку? (Я думаю, что овечек в полоску не бывает).

6. Что едят кошки, когда плавают в воде? (Я думаю, что кошки в воде не плавают и не едят в воде, это же не рыбы).

7. Любит кошка на обед виноград и винегрет. Это правда или нет?

Игра «Исправь ошибку».

Цель: составление предложений, исправление деформированного текста.

1. Сено съело всю лошадь.

2. Дед ведет лошадь в санях.

3. Дом охраняют собакой.

4. Пятки щиплют гусей.

5. Трава клювом клюет курицу.

6. Молоко языком лакает кошку.

7. Тапок уволок щенка.

8. Из сливочного масла делают молоко.

9. Шерстью связали рукавицы.

10. Трава жует теленка.

- Молодцы, дети, хорошо вы отвечали и ошибки замечали.

Игра «Вставь пропущенную букву» (За столом).

Цель: профилактика дисграфии.

Игровое правило: вставить пропущенную букву, прочитать слово.

Игровое действие: дети получают карточку с пропущенной буквой:

 

Ко _ ка (кошка), _ ошадка (лошадка), пету_ (петух)…