МАЙ, 2 неделя
Звуковая культура речи
ЗВУКИ З-Ж
Цели занятия:
Коррекционно-образовательная:
- учить ребенка характеризовать звуки З-Ж по акустическим и артикуляционным признакам.
Коррекционно-развивающие:
- упражнять детей в различении звуков З и Ж на материале слогов, слов, предложений;
- развивать умение составлять и анализировать предложения;
- развивать общую и мелкую моторику и артикуляционную моторику.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у ребёнка умение отвечать распространенными предложениями.
Ход занятия
1. Объявление темы занятия
Однажды комар и жук устроили соревнования: кто произнесет звук красивее?
- Я буду петь песенку жука, а ты песенку комара.
1. Акустико-артикуляционный образ звука.
Производится сравнительная характеристика звуков З и Ж. Взрослый делает акцент на том, что при произнесении звука Ж язык «чашечкой» поднят к верхним зубам, а при произнесении З – упирается в нижние зубы.
- Чем эти звуки похожи? (согласные, твердые, звонкие)
- А чем они отличаются? (данные звуки обозначаются разными буквами)
2. Связь звука и буквы.
Ребенок рассматривает буквы З и Ж, а затем придумывает, на что они похожи.
Ж З
3. Развитие фонематического слуха.
- Выдели лишнее слово из произнесенного ряда. Обращай внимание на первый звук в словах (пусть ребенок обоснует свой ответ):
жаба, жук, зуб, жадина;
заяц, зоопарк, журнал, забор и т.д.
Физминутка.
Выполнение движений по тексту стихотворения (прыжки, подскоки).
Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами вместе. (А. Барто)
4. Закрепление звука в слогах.
Игра «Скажи наоборот».
Взрослый: Я буду произносить слоги со звуком З, а ты попробуй заменить его звуком Ж.
За-за-за - …
Зу-зу-зу - … и т.д.
Взрослый: А теперь я буду произносить слоги со звуком Ж, а ты попробуй заменить его звуком З.
Жи-жи-жи - …
Жо-жо-жо - … и т.д.
5. Закрепление звука в словах.
Игра «Четвертый лишний»
По наличию (отсутствию) звуков Ж и З в словах выделить «лишнюю» картинку.
жаба, мороженое, жираф, зонт;
коза, зуб, жук, змеи.
- Поделите слова на слоги.
1. Закрепление звука в предложениях.
Работа над деформированной фразой.
В, живёт, Африке, жираф.
Растёт, в, кудрявая, поле берёза.
Запись графической схемы предложения. Указание заданных слов на схеме.
2. Закрепление звука в тексте.
Повторение чистоговорок вслед за взрослым.
За-за-за – у Маши зелёные глаза.
Жу-жу-жу – я на солнышко гляжу.
Зу-зу-зу – едет Ваня на возу.
Жа-жа-жа – сто иголок у ежа.
3. Итог занятия.
_Произнеси звук жука. А теперь звук большого комара. Чем эти звуки похожи? А чем они отличаются?
- Молодец! (не забывайте ребёнка хвалить)
Для закрепления полученных знаний выполните занятие 31 (альбом 2, с. 26-27)
Развитие лексико-грамматической стороны речи
ЧЕЛОВЕК
Человек
Взрослые и дети, мальчики и девочки, – это люди. Все мы разные, но при этом очень похожи по строению тела.
Тело человека напоминает мудрый механизм, который способен выполнять множество различных задач. С его помощью мы можем смеяться, плакать, говорить, бегать, думать, работать и играть.
Человеческое тело состоит из различных частей. Внутри тела человека разные органы, постоянно занятые работой. Органы человеческого организма взаимодействуют друг с другом, как детали машины. Но каждый орган при этом имеет свои обязанности и выполняет их. Например, легкие помогают человеку дышать, мозг – думать, говорить и видеть; желудок переваривает пищу, а сердце отвечает за правильную работу всех органов.
Если все части тела человека и внутренние органы работают правильно, человек здоров.
Игра «Назови ласково» Образование уменьшительно-ласкательных существительных.
Нос – носик, живот – животик, горло – горлышко… и т.д.
Игра «Что делает, а что сделал (сделала)?» Образование глаголов в форме прошедшего времени.
Мыла – вымыла, рисует – нарисовал, наливает – налил, ест - съел… и т.д.
Игра «Расскажи о себе». Образование глаголов в форме первого лица настоящего времени.
Девочка купается, а я купаюсь… и т.д.
Игра «Скажи наоборот» Подбор антонимов к именам прилагательным и глаголам.
Добрый – злой, большой – маленький, высокий – низкий, толстый – худой, больной – здоровый, старый – молодой…;
трудиться – лениться, входить – выходить, залезает – слезает, подниматься – спускаться…
Игра «Подбери предмет (часть тела)». Закрепление знаний ребенка о частях тела человека.
Видят… глаза, нюхает… нос, машут… руки, жуют… зубы… и т.д
Игра «Два, две» Закрепление знаний ребенка о частях тела, согласование имен существительных с числительными два, две.
- Что у человека бывает по паре (два или две)?
Две брови, два уха, две губы, два локтя, … и т.д.