МАЙ, 2 неделя

 

Звуковая культура речи

ЗВУКИ З-Ж

 

Цели занятия:

            Коррекционно-образовательная:

- учить ребенка характеризовать звуки З-Ж по акустическим и артикуляционным признакам.

            Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в различении звуков З и Ж на материале слогов, слов, предложений;

- развивать умение составлять и анализировать предложения;

- развивать общую и мелкую моторику и артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у ребёнка умение отвечать распространенными предложениями.

 

Ход занятия

1.      Объявление темы занятия

Однажды комар и жук устроили соревнования: кто произнесет звук красивее?

 

- Я буду петь песенку жука, а ты песенку комара.

1.      Акустико-артикуляционный образ звука.

Производится сравнительная характеристика звуков З и Ж. Взрослый делает акцент на том, что при произнесении звука Ж язык «чашечкой» поднят к верхним зубам, а при произнесении З – упирается в нижние зубы.

- Чем эти звуки похожи? (согласные, твердые, звонкие)

- А чем они отличаются? (данные звуки обозначаются разными буквами)

 

2.      Связь звука и буквы.

Ребенок рассматривает буквы З и Ж, а затем придумывает, на что они похожи.

 

   Ж          З

 

3.      Развитие фонематического слуха.

- Выдели лишнее слово из произнесенного ряда. Обращай внимание на первый звук в словах (пусть ребенок обоснует свой ответ):

жаба, жук, зуб, жадина;

заяц, зоопарк, журнал, забор и т.д.

 

Физминутка.

Выполнение движений по тексту стихотворения (прыжки, подскоки).

      Я и прямо,

      Я и боком,

С поворотом

      И с прискоком,

      И с разбега,

      И на месте,

      И двумя ногами вместе.     (А. Барто)

 

4.      Закрепление звука в слогах.

Игра «Скажи наоборот».

Взрослый: Я буду произносить слоги со звуком З, а ты попробуй заменить его звуком Ж.

За-за-за - …

Зу-зу-зу - … и т.д.

Взрослый: А теперь я буду произносить слоги со звуком Ж, а ты попробуй заменить его звуком З.

Жи-жи-жи - …

Жо-жо-жо - … и т.д.

 

5.      Закрепление звука в словах.

Игра «Четвертый лишний»

По наличию (отсутствию) звуков Ж и З в словах выделить «лишнюю» картинку.

 

жаба, мороженое, жираф, зонт;

коза, зуб, жук, змеи.

- Поделите слова на слоги.

 

1.      Закрепление звука в предложениях.

Работа над деформированной фразой.

В, живёт, Африке, жираф.

Растёт, в, кудрявая, поле берёза.

Запись графической схемы предложения. Указание заданных слов на схеме.

 

2.      Закрепление звука в тексте.

Повторение чистоговорок вслед за взрослым.

      За-за-за – у Маши зелёные глаза.

      Жу-жу-жу – я на солнышко гляжу.

      Зу-зу-зу – едет Ваня на возу.

      Жа-жа-жа – сто иголок у ежа.

 

3.      Итог занятия.

_Произнеси звук жука. А теперь звук большого комара. Чем эти звуки похожи? А чем они отличаются?

- Молодец! (не забывайте ребёнка хвалить)

 

    Для закрепления полученных знаний выполните занятие 31 (альбом 2, с. 26-27)

 

 

 

Развитие лексико-грамматической стороны речи

ЧЕЛОВЕК

 

Человек

            Взрослые и дети, мальчики и девочки, – это люди. Все мы разные, но при этом очень похожи по строению тела.

            Тело человека напоминает мудрый механизм, который способен выполнять множество различных задач. С его помощью мы можем смеяться, плакать, говорить, бегать, думать, работать и играть.

            Человеческое тело состоит из различных частей. Внутри тела человека разные органы, постоянно занятые работой. Органы человеческого организма взаимодействуют друг с другом, как детали машины. Но каждый орган при этом имеет свои обязанности и выполняет их. Например, легкие помогают человеку дышать, мозг – думать, говорить и видеть; желудок переваривает пищу, а сердце отвечает за правильную работу всех органов.

 

            Если все части тела человека и внутренние органы работают правильно, человек здоров.

Игра «Назови ласково» Образование уменьшительно-ласкательных существительных.

Нос – носик, живот – животик, горло – горлышко… и т.д.

 

Игра «Что делает, а что сделал (сделала)?» Образование глаголов в форме прошедшего времени.

Мыла – вымыла, рисует – нарисовал, наливает – налил, ест - съел… и т.д.

 

Игра «Расскажи о себе».  Образование глаголов в форме первого лица настоящего времени.

Девочка купается, а я купаюсь… и т.д.

                                                                                                 

Игра «Скажи наоборот» Подбор антонимов к именам прилагательным и глаголам.

Добрый – злой, большой – маленький, высокий – низкий, толстый – худой, больной – здоровый, старый – молодой…;

трудиться – лениться, входить – выходить, залезает – слезает, подниматься – спускаться…

 

Игра «Подбери предмет (часть тела)».  Закрепление знаний ребенка о частях тела человека.

Видят… глаза, нюхает… нос, машут… руки, жуют… зубы… и т.д

 

Игра «Два, две» Закрепление знаний ребенка о частях тела, согласование имен существительных с числительными два, две.

- Что у человека бывает по паре (два или две)?

Две брови, два уха, две губы, два локтя, … и т.д.