Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Верхнекетский детский сад»

Верхнекетского района Томской области

 

Консультация для педагогов

 «Биоэнергопластика — здоровьесберегающая

технология в ДОУ»

 

 

Учитель – логопед:

Головня М. Р.

 

 

Белый Яр – 2017

 

Биоэнергопластика — здоровьесберегающая технология в ДОУ.

 

Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка!

В. А. Сухомлинский

Что такое биоэнергопластика?

Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:

«био» — человек как биологический объект;

«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;

«пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А. А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.

Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

 

Этапы работы с применением биоэнергопластики:

*Диагностический (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики)

*Эмоциональный (создание положительного настроя)

*Основной (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки, а затем и второй руки).

 

Особенности работы с применением биоэнергопластики:

Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.

К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.

Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.

Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.

С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж  («Волшебные перчатки»обезьянка, лягушка, Каркуша), счёт, музыка, стихи.

Преимущества биоэнергопластики:

* оптимизирует психологическую базу речи;

* улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;

* способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;

* синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность;

* позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

 

Предложенное направление может использоваться воспитателями при проведении мероприятий в образовательной области "Коммуникация".

Использование биоэнергопластики в ДОУ способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе образовательной деятельности.

 

Примеры артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики.

*Все упражнения можно делать сидя или стоя.

*Основное исходное положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.

*Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.

*Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.

Фонарики. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения ртом, открывая и закрывая рот.

Лодочка. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. «Лодочка плывёт», одновременно язычок скользит по губам из одного уголка губы в другой.

Пароход. Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены – это «труба», одновременно двигая руками в стороны, как бы слегка покачивая, прищёлкивать губами.

Речка и рыбка. Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону «от себя». Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движение рыбки хвостом, при этом язычок упирается то в одну, то в другую щёку.

Деревья. Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Язычок упирается в верхнюю губу. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук, поболтать языком.

Птичка пьёт водичку. Пальцы сложить «щепотью» - это клюв. Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать клювом при этом губы сделать трубочкой и пошевелить ими.