Мастер-класс
«Профилактика и коррекция нарушений речи
посредством использования «Речевого фитнеса»
Организационная часть.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Сегодня пойдет речь о здоровьесберегающей технологии «Речевой фитнес», которую я активно использую в коррекционно-логопедической работе с детьми 3 – 7 лет.
«Речевой фитнес» - это профилактика и коррекция нарушений речи через специально организованные игровые упражнения, основанные на тесной связи слова, движения и музыки.
Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально - двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма.
Практическая часть.
1. Игровое упражнение «Комарики»
Цель: развитие мелкой моторики рук с элементами самомассажа.
Дарики, дарики, Руки складываем щепотью, описываем круги.
Ай, да комарики!
Вились, кружились,
В щечки вцепились!
Кусь-кусь-кусь-кусь! Легкое пощипывание.
В носик вцепились!
В ушки вцепились!
Дарики, дарики,
Закусали нас комарики.
Ай, да комарики! Кыш! Отмахнуться.
2.Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.
Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать интеллектуальную деятельность и координацию движений.
«Веселый язычок»
Язычок знаком нам, дети,
Мы его улыбкой встретим.
Это язычок пришел.
Вправо он сейчас пошел.
Все что, нужно, увидал
И налево зашагал.
Погулял совсем немножко,
Широко открыл окошко.
Он окно не закрывает,
Вверху кончик поднимает.
Он окно не закрывает,
внизу кончик опускает.
Он окно не закрывает,
А лошадок приглашает.
Поиграл наш язычок,
Лег поспать он и молчок.
3. Комплекс фонопедических упражнений «В лесу» по методу В.В. Емельянова.
Цель: Развитие голосовых возможностей.
Скрипит старое дерево. |
«А-а-а», штро-бас на связках
|
Воет ветер в кронах деревьев.
|
«У-у-у», от низкого до высокого регистра |
Шумят листочки на деревьях. |
Руки вверх, глубокий вдох носом и на продолжительном выдохе «ш-ш-ш» |
Падают на землю острые иголки с ёлок. |
Короткие «а-а-а» в разных регистрах с показом высоты звука рукой |
Зудят комары. |
«З-з-з.», делая глиссандо вверх-вниз |
Страшным голосом ухает филин. |
Произносят на выдохе «у-ух!» 1-й слог низким голосом, а 2-й – высоким |
Квакают на лесном болоте лягушки. |
«Ква-а-а» в низком регистре |
4. Упражнение «Говоруша»
Цель: развитие длительного речевого выдоха
Чтобы наша речь была красивой, плавной, речевой выдох должен быть долгим. Потренируемся: произнесем скороговорку на одном выдохе. Как только набранный воздух кончается, хлопни в ладоши.
«Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:
Раз Егорка, два Егорка…»
5. Упражнение «Погремушка».
Цель: развитие чувства ритма и слухового внимания.
- Встаньте в круг. У каждого в правой руке погремушка. Хором пропеваем:
«Погремушку другу передай!
Погремушку другу передай!
Погремушку, погремушку, погремушку передай!
Погремушку, погремушку, погремушку передай!»
- На слог «дай» погремушку передаем соседу справа. После нескольких повторов, меняем направление (влево).
- Спасибо за внимание и будьте здоровы!
ЛИТЕРАТУРА:
1. Горлова, Н.А., Горлова, О.А. Речевой фитнес. Программа коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста. – Баласс, 2014.
2. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М., Сфера, 2005.
3. Костылева, Н.Ю. Покажи и расскажи. - М.: Творческий Центр Сфера, 2007.
4. Микляева, Н.В. Полозова о.А., Радионова Ю.Н., Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов.- 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005.
5. Чистякова, М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, - 1995.