Мастер-класс

 

«Профилактика и коррекция нарушений речи

посредством использования «Речевого фитнеса»

 

Организационная часть.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Сегодня пойдет речь о здоровьесберегающей технологии «Речевой фитнес», которую я активно использую в коррекционно-логопедической работе с детьми 3 – 7 лет.

«Речевой фитнес» - это  профилактика и коррекция нарушений речи через специально организованные игровые упражнения, основанные на тесной связи слова, движения и музыки.

Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально - двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма.

 

Практическая часть.

1.     Игровое упражнение «Комарики»

Цель:  развитие мелкой моторики рук с элементами самомассажа.

Дарики, дарики,             Руки складываем щепотью, описываем круги.

Ай, да комарики!

Вились, кружились,

В щечки вцепились!

Кусь-кусь-кусь-кусь!       Легкое пощипывание.

В носик вцепились!

В ушки вцепились!

Дарики, дарики,

Закусали нас комарики.

Ай, да комарики! Кыш!  Отмахнуться.

2.Артикуляционная гимнастика  с элементами биоэнергопластики.

      Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать  интеллектуальную деятельность и координацию движений.

      «Веселый язычок»

Язычок знаком нам, дети,

Мы его улыбкой встретим.

Это язычок пришел.

Вправо он сейчас пошел.

Все что, нужно, увидал

И налево зашагал.

Погулял совсем немножко,

Широко открыл окошко.

Он окно не закрывает,

Вверху кончик поднимает.

Он окно не закрывает,

внизу кончик опускает.

Он окно не закрывает,

А лошадок приглашает.

Поиграл наш язычок,

Лег поспать он и молчок.

 

3.     Комплекс фонопедических упражнений «В лесу» по методу В.В. Емельянова.

Цель: Развитие голосовых возможностей.

Скрипит старое дерево.

«А-а-а», штро-бас на связках

 

Воет ветер в кронах деревьев.

 

«У-у-у», от низкого до высокого регистра

Шумят листочки на деревьях.

Руки вверх, глубокий вдох носом и на продолжительном выдохе «ш-ш-ш»

Падают на землю острые иголки с ёлок.

Короткие «а-а-а» в разных регистрах с показом высоты звука рукой

Зудят комары.

«З-з-з.», делая глиссандо вверх-вниз

Страшным голосом ухает филин.

Произносят на выдохе «у-ух!» 1-й слог низким голосом, а 2-й – высоким

Квакают на лесном болоте лягушки.

«Ква-а-а» в низком регистре

 

4.     Упражнение  «Говоруша»

Цель:  развитие длительного речевого выдоха 

      Чтобы наша речь была красивой, плавной, речевой выдох должен быть долгим. Потренируемся: произнесем скороговорку на одном выдохе. Как только набранный воздух кончается, хлопни в ладоши.

 

«Как на горке, на пригорке

Стоят тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка…»

 

5.     Упражнение  «Погремушка».

Цель: развитие чувства ритма и слухового внимания.

- Встаньте в круг. У каждого в правой руке погремушка. Хором пропеваем:

«Погремушку другу передай!

Погремушку другу передай!

Погремушку, погремушку, погремушку передай!

Погремушку, погремушку, погремушку передай!»

- На слог «дай» погремушку передаем соседу справа. После нескольких повторов, меняем направление (влево).

 

- Спасибо за внимание и будьте здоровы!

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Горлова, Н.А., Горлова, О.А. Речевой фитнес. Программа коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста. – Баласс, 2014.

2. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М., Сфера, 2005.

3. Костылева,  Н.Ю.  Покажи  и  расскажи. - М.:  Творческий  Центр Сфера, 2007.

4. Микляева, Н.В. Полозова о.А., Радионова Ю.Н., Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов.- 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005.

5. Чистякова, М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, - 1995.