Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Верхнекетский детский сад»

Верхнекетского района Томской области

 

 

 

Семинар - практикум

«Система альтернативной коммуникации

с помощью карточек PEСS»

 

 

 

 

            Головня М.Р., учитель –логопед I кв. категории

     Петелина Т. В., воспитатель I кв. категории

 

 

 

 

 

 

Белый Яр – 2017

Что такое общение? На ум сразу приходит следующая картина: два человека сидят рядом и беседуют.

Однако общение — это не просто беседа, а обмен информацией. В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов. А что делать, если способ­ность выражать свои чувства и желания при помощи слов недоступна? Если ваш ребёнок не совсем обычный, если он имеет особенности в развитии, как помочь ему сказать всё, что ему так хочется выразить?

РЕСS-система, которая позволяет ребёнку с нарушениями речи общать­ся при помощи карточек.

Данная система коммуникации была разработана Лори Фрост (Lori Frost) и Энди Бонди (Andy Bondy) в 1985 году. Система ПЕКС описана в книге Лори Фрост и Энди Бонди «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS).

Цель данной методики —  дать детям с ограниченными речевыми способностями возможность выражать свои желания, быть услы­шанными своими близкими и обществом, а их родителям — ключик к лучше­му пониманию потребностей своих детей. Согласитесь, что аутичные дети далеко не всегда умеют это делать. Иногда ребенок может кружиться по комнате и кричать, иногда  самостоятельно  пытается добраться до желаемого предмета, вместо того, чтобы попросить. Иногда  просит, но взрослый его не понимает, т.к. у ребенка плохая артикуляция.

Можно привести еще много разных примеров, но суть одна - как неговорящие, так и малоговорящие дети должны изначально приобрести базисные навыки коммуникации для того, что бы общаться. И данные навыки можно получить с помощью системы РЕСS-система графических символов.

Обучение использованию  системы PEKS — это чаще всего сложная, долгая и упорная работа, которая требует по­стоянного обучения семьи и персонала, работающего с ребёнком, постоян­ной поддержки мотивации и заинтересованности.

Роль помощника при освоении системы символов.

При освоении системы графических символов необходим помощник. Он должен помогать ребёнку, указывая на объект его рукой. Нужно быть очень внимательным к малейшим сигналам ребёнка (взгляд, движение головы) и научиться их читать, а потом уже помогать ему, обозначать их на картинке указательным жестом.

Важно, чтобы ребёнок понял, что картинка может изображать  желаемый предмет или действие, что с помощью ее можно потребовать, ответить на вопрос, рассказать о себе и своих желаниях, а также выразить эмоции.

Подготовка к обучению использованию системы карточек РЕСS.

Перед началом обучения ребёнка с помощью карточек РЕСS следует основательно подготовиться.  Желательно определить круг его интересов и те предметы и действия, которыми он обычно пользуется.

Это можно сделать несколькими способами:

-Наблюдение за ребёнком и запись данных в таблицу; Можно понаблю­дать, чем любит заниматься ребёнок в свободное время, что он любит есть, пить, с кем любит проводить время, а также чего особенно не любит.

-Систематическое тестирование мотивационных стимулов.

Мож­но собрать все любимые предметы ребёнка вместе и дать ему выбрать один. Можно также обратить внимание, какие стимулы или предметы ребёнок выбирает чаще, какие — реже, с какими ему сложно расставаться, а какие он отдаёт без со­жаления.

После того как мотивационные стимулы определены, изготавливаем карточки PECS.

Для этого нужно:

-Фотокарточки всех любимых мотивационных стимулов и занятий (пред­почтительный размер 5x5 см).

-Липучки.

-Папку и бумажные разделители, на которые можно будет прикрепить фотокарточки на липучках. Для будущего использования: картонную полоску с липучкой, на кото­рую можно прикреплять несколько карточек в определённом порядке — для построения предложений.

-По мере расширения словарного запаса нужно готовить дополнительные карточки и создавать альбом.

Требования к символам:

-картинки должны быть яркими, привлекательными,  удобными для манипуляций (приклеивать-отклеивать, опускать в ящик и доставать).

-Лица и предметы, изображённые на фотографиях, должны быть знако­мы ребёнку.

-Слово должно быть написано специальным простым шрифтом.

 

 

Этапы обучения использования системы карточек PECS:

Первый этап обучения - формирование навыка подавать карточку с изображённым предметом или действием для выражения просьбы партнёру по общению.

На данном этапе  присутствуют двое взрослых. Один из взрос­лых - коммуникативный партнёр,  сидит напротив ребёнка и держит в руках предмет, который ребёнок хочет получить. Второй взрослый – помощник, сидит позади ребёнка и физически (своей рукой) направляет руку ребёнка к картинке, помогает ему взять её и протянуть коммуникативному партнёру.

Чтобы не подавить инициативу ребёнка, ни один из взрослых не должен обращаться к ребёнку с вопросом: «Что ты хочешь?» или с инструкциями: «Если хочешь конфетку, то дай картинку!» Важно, чтобы оба взрослых молчали. Коммуникативный партнёр может приблизить желаемый предмет к ре­бёнку, для того, чтобы побудить его инициативу, но без слов. Второй взрос­лый (помощник) должен внимательно следить за движениями ребёнка, и как только ребёнок начинает тянуть руку к предмету — направить его руку к кар­точке и протянуть ее партнёру. Коммуникативный партнёр произносит наименование данного предмета и даёт его ребёнку, тем самым он озвучивает просьбу ребёнка.

На первом этапе целью является само действие подачи карточки, а не вы­бор предметов и не разнообразие просьб. Поэтому используется только один предмет и только одна карточка.

Ко второму этапу можно перейти, если ребёнок научился подавать от 10 до 24 карточек и делает это самостоятельно, без физической подсказки по­мощника.

Второй этап обучения — закрепление и обобщение навыка, получен­ного на первом этапе — подачи карточки. На втором этапе, как и на первом, отсутствует выбор. То есть перед ре­бёнком всего одна карточка и всего один предмет и не используются словесные подсказки.

Если на первом этапе от ребёнка требовалось всего лишь подать кар­точку, то на втором этапе от него требуется более сложная реакция. На­пример: Ребенок уви­дел, что взрослый держит в руках желаемый предмет, идёт к столу, берёт карточку и с ней подходит к взрослому. Задачи помощника здесь — физически направлять ребёнка к карточке или к партнёру, если он затрудняется сделать это самостоятельно.

Третий этап обучения — научить ребёнка различать те символы, которые он использует для коммуникации. Ребёнок должен научиться выбирать карточку желаемого предмета из всех карточек, которые находятся в его коммуника­тивной книге или на доске.

Третий этап начинается с выбора между двух карточек: карточки желаемого предмета и карточки предмета, который ребёнок не хо­чет получить. Выбрал правильно — получил то, что хотел. Выбрал неправильно — получил то, чего не хотел. Как и при обучении на предыдущих этапах, важно не использовать сло­весных подсказок.

Четвёртый этап обучения — выбор между двумя желаемыми пред­метами: перед ребёнком поднос с двумя предметами, для получения которых у него высокая мотивация и доска, на которой две соответствующие карточки. Ребёнок протягивает одну из карточек и получает право выбора данного предмета. Как только ребёнок дотрагивается до правильного предмета, следует сразу же его похвалить и позволить взять этот предмет. Если ребёнок пытается взять несоответствующий предмет, следует блокировать неправильную реакцию (остановить руку ребёнка) и применить процедуру коррекции ошибки.

Пятый этап обучения. Окончательным этапом  является обучение ребёнка выбирать необходимую карточку из коммуникационной книги, постепенно убирая физическую подсказку.

С помощью карточек можно составить визуальное расписание. Оно помогает ребёнку понять структуру занятия, организовывает, развивает логическое и абстрактное мышление.

В начале занятия на панель прикрепляются карточки с изображением запланированной деятельности. По мере выполнения заданий карточки снимаются и откладываются в специальный ящичек.

Расписание – строится по принципу «сначала-потом», располагается сверху вниз или слева направо, выполняет цепочку последовательных действий.

Визуальное расписание помогает ребёнку увидеть и оценить объём проделанной и оставшейся работы.

По данному принципу можно составить режим дня, алгоритм посещения туалетной комнаты и т.д. с указанием последовательности действий, а также в игре.

Взрослый читает стихотворение, а ребёнок заканчивает последнюю строчку, указывая на картинку с изображе­нием данного предмета.

Тили-бом, тили- бом, загорелся кошкин …(дом)

Бежит …(курица) с ведром, заливает кошкин …(дом).