«Приемы работы над усвоением и различением букв»
Особенностью предлагаемых ниже упражнений на данном этапе является то, что практически все они проводятся устно, без записи ребенком проблемных букв, что не случайно. Во-первых, переход к письму возможен лишь после четкого уяснения ребенком различий между смешиваемыми им буквами. Поэтому прежде, чем писать, нужно точно знать, как именно пишется каждая из букв. А во-вторых, применение устных упражнений, в частности для детей со зрительной патологией, позволяет ограничить нагрузку на зрительный анализатор.
Упражнения, способствующие развитию пространственной ориентировки и представлений:
«Найди различия». При дифференциации оптически сходных букв сравнить их по ширине, длине, высоте, например:
- какая буква шире: т или п;
- какая буква длиннее: и или у;
- какая буква выше: б или д и т.д.
«Куда смотрит буква?». Предложить ребенку назвать, показать (написать) буквы, которые смотрят прямо; смотрят влево; смотрят вправо.
«Указания». Ребенку предлагается сесть напротив взрослого так, чтобы не видеть, что он пишет. Взрослый пишет конкретную букву и дает словесные указания ребенку, как ее воспроизвести, используя слова типа влево, вправо, закругление, прямо, вверх, вниз и т.п. Затем рисунки сравниваются. Потом взрослый и ребенок меняются местами. Упражнение хорошо выполнять и в парах.
«Найди букву». Ребенка предлагается закреплять умения ориентироваться на листе бумаги, используя для этого изображение алфавита. Данное упражнение способствует освоению понятий «строка», «столбец», закреплению пространственной лексики и т.д.
· Перечислить буквы слева направо (справа налево) в названной по счету строке;
· перечислить буквы сверху вниз (снизу вверх) в названном по счету столбце;
· назови букву, стоящую правее…, левее…, справа от…и слева от…;
· назови букву, стоящую выше…, ниже…, над…и под…, между и т.д.
· покажи букву, самую правую (левую) в строке; самую верхнюю (нижнюю) в столбце;
· сколько букв находится выше (ниже), правее (левее) указанной буквы и т.д.
· «Муха». Ребенок перемещается в указанном направлении взрослого (вправо, влево, вверх, вниз, вправо вверх и т.д.) по алфавитному листу сначала в наглядно-действенном, а потом в умственном плане. Взрослому необходимо указать букву - «начало пути», а ребенку букву - «окончание пути».
Подобные вопросы и задания могут задавать дети друг другу, выполняя упражнение в парах.
Упражнения, способствующие развитию межполушарного взаимодействия; тактильных и кинестетических процессов:
«Телесные буквы». Придумать вместе с ребенком, как можно изобразить пальцами рук, а также всем телом буквы. Обязательно проиграть все варианты перед зеркалом. В этой игре могут участвовать несколько человек, когда «телесные» буквы будут составляться всеми детьми одновременно.
«Буквы на спине и ладонях». Нарисовать пальцем на спине ребенка одну из букв и попросить его назвать ее. Потом попросить изобразить ее на стене или на листе бумаги. То же самое проделать сначала на его правой, а потом на левой руке, рисуя на обеих сторонах кисти. Упражнение хорошо выполнять в парах.
«Ощупывание букв, различных по форме и размеру». Взять объемные буквы (из магнитной азбуки) или вырезать их из наждачной или бархатной бумаги различной величины (большие и маленькие). Нарисовать такие же буквы на листе бумаги. Попросить ребенка:
· на ощупь опознать буквы и, не глядя, найти такую же среди других фигурок этой же, затем другой рукой; затем сменить руки;
· с закрытыми глазами ощупать букву, а затем, открыв глаза, указать ее в ряду нарисованных букв;
· одной рукой ощупать букву, а затем нарисовать ее в воздухе или на листе бумаги сначала той же, а потом другой рукой.
«Распознай буквы». На листе бумаги иглой «выбиты» контуры букв. Предложить ребенку с закрытыми глазами исследовать кончиками пальцев «выбитые» буквы и назвать (написать) их. Более сложным является вариант, когда буквы предъявляются на отдельных листах в последовательном или порядке: их нужно опознать, запомнить и «прочитать» слово.
Упражнения, направленные на развитие кинетических процессов, мелкой моторики.
«Зеркальное рисование». Положить на стол чистый лист бумаги. Дать ребенку в обе руки по карандашу. Предложите ему рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения заметно расслабляются глаза и руки, синхронизируется деятельность обоих полушарий, увеличивается эффективность работы всего мозга (Семенович А.В.)
«Письмо в воздухе». Прописывание ребенком в воздухе отдельных букв, слов сначала последовательно каждой рукой, затем двумя руками одновременно и снова каждой рукой. При этом глаза ребенка неотрывно следят за траекторией движения ладони (ладоней). Размер буквы меняется от маленького (двигается только запястье) до среднего (двигается вся рука) и большого (в движение вовлекается все тело) и обратно: от большого до маленького.
«Сотри букву». Попросить ребенка написать мелом на доске нужную букву и тут же пальцем стереть по контуру несколько раз подряд.
«Выложи букву». Ребенку дается лист картона, разделенный на две части. В левой половине дана геометрическая фигура определенного размера. Ребенок должен из различных семян (гречихи, гороха, фасоли, риса…) собрать на чистой половине листа нужную букву, но, например:
больше (или меньше), чем данная геометрическая фигура;
шире (или уже), чем фигура; чтобы она была выше (ниже), чем фигура и т.д.
«Сделай букву». Ребенку дается лист картона, в центре которого дано изображение любого предмета (можно в зависимости от темы занятия). Предложить ему по инструкции взрослого выложить из бусинок, сложить из шнурка, толстой нитки, проволоки, слепить из пластилина и т.п. изучаемую букву и расположить ее, например:
· справа от предмета;
· выше предмета;
· в правом нижнем углу и т.п.
Выполняя упражнение желательно проговаривать свои действия, пользуясь пространственной лексикой.
Упражнения, способствующие развитию зрительного (буквенного) восприятия:
«Найди все буквы». Найти и показать все буквы в алфавитном порядке (варианты предъявления букв различны: печатные и письменные, различной величины.
«Фотограф». Найти нужную букву среди ряда других (отличающихся, похожих) после длительного или кратковременного ее предъявления.
«Что здесь изображено?».
· Узнавание «зашумленных» (наложенных, перечеркнутых) букв, одинаковых и различных по величине, форме, цвету. Варианты этого задания предъявлять в зависимости от возможностей ребенка.
· Узнавание недописанных (в различных вариантах) букв, слов. Ребенок может выполнить самопроверку этого задания, если части букв (слов) прикрыть согнутой частью листа.
· Узнавание букв, различно расположенных в пространстве (перевернутые, зеркальные и др.) Буквы можно изготовить из клеенки, которые намочив, можно по-разному расположить на поверхности доски. Ребенок должен узнать букву и придать ей правильное положение.
·
«Прочитай слово». Предложить ребенка распознать слово, состоящее из букв различного стиля.
«Буквы спрятались». В предъявленных ребенку контурных изображениях, геометрических фигурах найти «спрятавшиеся» буквы; прочитать слово.
«Лабиринт». Ребенку предлагается пройти лабиринт, «собирая» буквы, расположенные в нем, а затем прочитать слово, которое получилось.
«Письмо в воздухе». Взрослый в воздухе перед ребенком рисует различные буквы, которые он должен опознать и назвать.
«На что похожа буква?». Для закрепления зрительного образа буквы, ребенку требуется соотнести ее с каким-либо (желательно придуманным им самим) сходным по форме предметом, например: О – с обручем, З – со змеей, Ж – с жуком, П – с перекладиной и т.д.
Можно использовать стихотворения о буквах различных авторов:
Буква А
1. «А», как лесенка, стоит перед входом в алфавит.
2. Вот буква вроде шалаша, не правда ль буква хороша!
Буква Б
1. Буква «Б» с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.
2. На траве лежит коса, рядом с нею брюква.
Это просто чудеса: получилась буква.
Буква В
В букве «В», наверно, вата, оттого и толстовата.
Буква Г
«Г» узнаешь без труда: очень горбится всегда.
Буква Д
Мой теленок встал на ножки, вышла буква по дорожке.
Буква Е
1. «Е» на грядке пригодилась – вместо грабель потрудилась.
2. Ева гребнем причесалась, в нем три зубчика осталось.
3. Эта буква хороша: этак «Е», а этак – «Ш».
Буква Ё
1. Посмотри на букву «Ш»: буква очень хороша,
Потому что из неё можно сделать «Е» и «Ё».
2. Только «Е» передохнула, как тотчас же на нее
Пара птенчиков вспорхнула – получилась буква «Ё».
Буква Ж
Это – «Ж», а это – «К», целый жук и полжука.
Буква З
«З» - простая завитушка. Везде найдешь ты букву «З» -
В заре, в земле, в морозе, в алмазе, в розе, в бирюзе.
Буква И
1. «И» надела поясок, поясок наискосок.
2. Молоток я раздобыл, из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек – «три», а какая буква – «И».
Буква Й
«И» глядит укладкою на сестрицу краткую.
Ей понравился берет, у нее такого нет.
Буква Л
«Л» - немножко инвалид: ножка левая болит.
Буква М
1. Взялись за руки друзья и сказали: «Ты да я»
Между тем, получилась буква «М»
2. Вот качели – буква «М»! Здесь качаться можно всем!
3. Мама, глянь-ка! Две горы, словно две родных сестры.
4. Хорошо известно всем, где метро – там буква «М».
Буква О
«О» - как обруч. Захочу – по дороге покачу.
Буква П
1. Букву «П» в спортивном зале перекладиной назвали.
2. Подходящие ворота, проходи, кому охота.
3. Влез на букву озорник: он решил, что «П» - турник.
4. На хоккее, на футболе буква «П» - ворота в поле.
Буква Р
«Р» согнула ручку: с кем пройти под ручку?
Буква С
1. Шел конь, подковами звеня, как буква «С», следы коня.
2. Села мышка в уголок, съела бублика кусок.
Буква У, Ы
Буква «У» - два длинных ушка,
А бедняжка буква «Ы» ходит с палочкой, увы.
Буква Ф
И сейчас же, точно лев, стала фыркать буква «Ф»
Буква Х
Буква «Х» все ходит, ходит – места, что ли не находит?
Буква Ч
Буква «Ч» сказала: «Есть!», отдала кому-то честь.
Буквы Щ и Ц
Вот какие «Щ» и «Ц» - с коготочком на конце,
Коготок-царапка, как кошачья лапка.
Буква Ъ
1. Молчаливый твердый знак не произносится никак!
Его учить придется вам:
Хотите – не хотите, стоит он в алфавите.
2. Мягкий знак живет беспечно, он без кепки ходит вечно.
А упрямый твердый знак кепку носит только так!
Буква Ь
Он очень вежлив, мягкий знак. Не любит споров он и драк.
Он всем старается помочь. Он в слове «мать», и в слове «дочь»,
И в тихом лунном слове «ночь».
Буква Ю
Чтобы «О» не укатилось, крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось: получилась буква «Ю».
Буква Я
«Я» бродила с рюкзаком, путешествуя пешком.
Упражнения, направленные
на развитие зрительного (буквенного) анализа и синтеза:
«Сложи букву». Ребенку предлагается сложить (сконструировать) нужную букву из палочек, спичек, карандашей, а также из отдельных элементов (например, вырезанных из картона, выполненных на прозрачном материале путем наложения).
«Переделай букву». Ребенку предлагается реконструировать букву из одной в другую. Сначала это выполняется ребенком в наглядно-действенном плане, а затем в умственном.
Ы – Ь – Ъ – Б – В – З; Т – Г – П – Н – И; Ж – Х – К; А – Д – Л – М;
т – п – р – г; и – ш – ц – щ; д – в – о – а – б.
«Исправь ошибку». Перед ребенком вывешивается (выкладывается) лист с изображением всех элементов, из которых могут состоять буквы, и раздаются наборы этих элементов, вырезанные из картона. Взрослый показывает ребенку карточку, на которой изображена фигурка из определенных элементов букв (элементы должны быть те же, что и у буквы, изучаемой на данном занятии, но неверно расположенные). Ребенок должен показать элементы, составляющие эту фигуру, и из набора элементов сложить правильную букву.
«Составь букву». Ребенку дается карточка, которая разделена на квадраты. В каждом квадрате находится существующий или похожий на него элемент букв. Взрослый называет одну из изучаемых букв и дает задание ребенку зачеркнуть карандашом все элементы, которые составляют эту букву.
«Что лишнее?». Ребенку предлагаются карточки, на которых написаны изучаемые буквы с пририсованными слева, справа, сверху или снизу определенными элементами. Ребенок должен узнать «зашифрованные» буквы и сказать, с какой стороны какой элемент лишний.
«Строение букв». Ребенку предлагается определить количество элементов в конкретной букве и поднять соответствующую цифру.
«Сравни буквы». Ребенку должен в дифференцируемых буквах найти общий элемент (элементы) и показать (нарисовать) его.
«Что случилось?». Из приведенного ниже стихотворения, назвать буквы, с которыми произошли изменения. Рассмотреть элементы, из которых они состоят. Записать эти буквы в измененном и правильном виде:
Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась.
Больно вывихнула ножку прописная буква М,
Т ударилась немножко, Ж рассыпалась совсем!
Потеряла буква Ю перекладину свою!
Очутилась на полу, поломала хвостик У.
Ф бедняжку так раздуло, не прочесть ее никак!
Букву Р перевернуло – превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулась, превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась, не узнала никого! (С. Михалков)
На заключительном этапе работы можно перейти к письменным упражнениям. Перед записью каждой буквы, слога, слова и т.д. ребенок должен сказать, какую из «сомнительных» букв он собирается написать и как. Такие предварительные «отчеты» очень важны для предупреждения ошибочного написания букв, без чего невозможна выработка правильных и устойчивых зрительно-двигательных стереотипов слов. Основной принцип всех письменных упражнений состоит в том, чтобы в процессе их выполнения вообще не допускать ошибок, а не исправлять уже сделанные.
М. Р. Головня,
учитель-логопед высшей кв. категории
МАДОУ «Верхнекетский детский сад»
Верхнекетского района Томской области.