«Приемы работы над усвоением и различением букв»

 

Особенностью предлагаемых ниже упражнений на данном этапе является то, что практически все они проводятся устно, без записи ребенком проблемных  букв, что не случайно. Во-первых, переход к письму возможен лишь после четкого уяснения ребенком различий между смешиваемыми им буквами. Поэтому прежде, чем писать, нужно точно знать, как именно пишется каждая из букв. А во-вторых, применение устных упражнений, в частности для детей со зрительной патологией, позволяет ограничить нагрузку на зрительный анализатор.

 

Упражнения, способствующие развитию пространственной ориентировки и представлений:

 

«Найди различия». При дифференциации оптически сходных букв сравнить их по ширине, длине, высоте, например:

- какая буква шире: т или п;

- какая буква длиннее: и или у;

- какая буква выше: б или д и т.д.

 

«Куда смотрит буква?». Предложить ребенку назвать, показать (написать) буквы, которые смотрят прямо; смотрят влево; смотрят вправо.

 

«Указания». Ребенку предлагается сесть напротив взрослого так, чтобы не видеть, что он пишет. Взрослый пишет конкретную букву и дает словесные указания ребенку, как ее воспроизвести, используя слова типа влево, вправо, закругление, прямо, вверх, вниз и т.п. Затем рисунки сравниваются. Потом взрослый и ребенок меняются местами. Упражнение хорошо выполнять и в парах.

 

«Найди букву». Ребенка предлагается закреплять умения ориентироваться на листе бумаги, используя для этого изображение алфавита. Данное упражнение способствует освоению понятий «строка», «столбец», закреплению пространственной лексики и т.д.

·         Перечислить буквы слева направо (справа налево) в названной по счету строке;

·         перечислить буквы сверху вниз (снизу вверх) в названном по счету столбце;

·         назови букву, стоящую правее…, левее…, справа от…и слева от…;

·         назови букву, стоящую выше…, ниже…, над…и под…, между и т.д.

·         покажи букву, самую правую (левую) в строке; самую верхнюю (нижнюю) в столбце;

·         сколько букв находится выше (ниже), правее (левее) указанной буквы и т.д.

·         «Муха». Ребенок перемещается в указанном направлении взрослого (вправо, влево, вверх, вниз, вправо вверх и т.д.) по алфавитному листу сначала в наглядно-действенном, а потом в умственном плане. Взрослому необходимо указать букву - «начало пути», а ребенку букву - «окончание пути».

Подобные вопросы и задания могут задавать дети друг другу, выполняя упражнение в парах.

 

Упражнения, способствующие развитию межполушарного взаимодействия; тактильных и кинестетических процессов:

 

«Телесные буквы». Придумать вместе с ребенком, как можно изобразить пальцами рук, а также всем телом буквы. Обязательно проиграть все варианты перед зеркалом. В этой игре могут участвовать несколько человек, когда «телесные» буквы будут составляться всеми детьми одновременно.

 

«Буквы на спине и ладонях». Нарисовать пальцем на спине ребенка одну из букв и попросить его назвать ее. Потом попросить изобразить ее на стене или на листе бумаги. То же самое проделать сначала на его правой, а потом на левой руке, рисуя на обеих сторонах кисти. Упражнение хорошо выполнять в парах.

 

«Ощупывание букв, различных по форме и размеру». Взять объемные буквы (из магнитной азбуки) или вырезать их из наждачной или бархатной бумаги различной величины (большие и маленькие). Нарисовать такие же буквы на листе бумаги. Попросить ребенка:

·         на ощупь опознать буквы и, не глядя, найти такую же среди других фигурок этой же, затем другой рукой; затем сменить руки;

·         с закрытыми глазами ощупать букву, а затем, открыв глаза, указать ее в ряду нарисованных букв;

·         одной рукой ощупать букву, а затем нарисовать ее в воздухе или на листе бумаги сначала той же, а потом другой рукой.

 

«Распознай буквы». На листе бумаги иглой «выбиты» контуры букв. Предложить ребенку с закрытыми глазами исследовать кончиками пальцев «выбитые» буквы и назвать (написать) их. Более сложным является вариант, когда буквы предъявляются на отдельных листах в последовательном или порядке: их нужно опознать, запомнить и «прочитать» слово.

 

Упражнения, направленные на развитие кинетических процессов, мелкой моторики.

«Зеркальное рисование». Положить на стол чистый лист бумаги. Дать ребенку в обе руки по карандашу. Предложите ему рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения заметно расслабляются глаза и руки, синхронизируется деятельность обоих полушарий, увеличивается эффективность работы всего мозга (Семенович А.В.)

 

«Письмо в воздухе». Прописывание ребенком в воздухе отдельных букв, слов сначала последовательно каждой рукой, затем двумя руками одновременно и снова каждой рукой. При этом глаза ребенка неотрывно следят за траекторией движения ладони (ладоней). Размер буквы меняется от маленького (двигается только запястье) до среднего (двигается вся рука) и  большого (в движение вовлекается все тело) и обратно: от большого до маленького.

 

«Сотри букву». Попросить ребенка написать мелом на доске нужную букву и тут же пальцем стереть по контуру несколько раз подряд.

 

«Выложи букву». Ребенку дается лист картона, разделенный на две части. В левой половине дана геометрическая фигура определенного размера. Ребенок должен из различных семян (гречихи, гороха, фасоли, риса…) собрать на чистой половине листа нужную букву, но, например:

больше (или меньше), чем данная геометрическая фигура;

шире (или уже), чем фигура; чтобы она была выше (ниже), чем фигура и т.д.

 

«Сделай букву». Ребенку дается лист картона, в центре которого дано изображение любого предмета (можно в зависимости от темы занятия). Предложить ему по инструкции взрослого выложить из бусинок, сложить из шнурка, толстой нитки, проволоки, слепить из пластилина и т.п. изучаемую букву и расположить ее, например:

·         справа от предмета;

·         выше предмета;

·         в правом нижнем углу и т.п.

Выполняя упражнение желательно проговаривать свои действия, пользуясь пространственной лексикой.

 

Упражнения, способствующие развитию зрительного (буквенного) восприятия:

 

«Найди все буквы». Найти и показать все буквы в алфавитном порядке (варианты предъявления букв различны: печатные и письменные, различной величины.

 

«Фотограф». Найти нужную букву среди ряда других (отличающихся, похожих) после длительного или кратковременного ее предъявления.

«Что здесь изображено?».

·         Узнавание «зашумленных» (наложенных, перечеркнутых) букв, одинаковых и различных по величине, форме, цвету. Варианты этого задания предъявлять в зависимости от возможностей ребенка.

·         Узнавание недописанных (в различных вариантах) букв, слов. Ребенок может выполнить самопроверку этого задания, если части букв (слов) прикрыть согнутой частью листа.

·         Узнавание букв, различно расположенных в пространстве (перевернутые, зеркальные и др.) Буквы можно изготовить из клеенки, которые намочив, можно по-разному расположить на поверхности доски. Ребенок должен узнать букву и придать ей правильное положение.

·          

«Прочитай слово». Предложить ребенка распознать слово, состоящее из букв различного стиля.

 

«Буквы спрятались». В предъявленных ребенку контурных изображениях, геометрических фигурах найти «спрятавшиеся» буквы; прочитать слово.

 

«Лабиринт». Ребенку предлагается пройти лабиринт, «собирая» буквы, расположенные в нем, а затем прочитать слово, которое получилось.

 

«Письмо в воздухе». Взрослый в воздухе перед ребенком рисует различные буквы, которые он должен опознать и назвать.

 

 

 

«На что похожа буква?». Для закрепления зрительного образа буквы, ребенку требуется соотнести ее с каким-либо (желательно придуманным им самим) сходным по форме предметом, например: О – с обручем, З – со змеей, Ж – с жуком, П – с перекладиной и т.д.

Можно использовать стихотворения о буквах различных авторов:

Буква А

1. «А», как лесенка, стоит перед входом в алфавит.

2. Вот буква вроде шалаша, не правда ль буква хороша!

Буква Б

1. Буква «Б» с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.

2. На траве лежит коса, рядом с нею брюква.

Это просто чудеса: получилась буква.

Буква В

В букве «В», наверно, вата, оттого и толстовата.

Буква Г

«Г» узнаешь без труда: очень горбится всегда.

Буква Д

Мой теленок встал на ножки, вышла буква по дорожке.

Буква Е

1. «Е» на грядке пригодилась – вместо грабель потрудилась.

2. Ева гребнем причесалась, в нем три зубчика осталось.

3. Эта буква хороша: этак «Е», а этак – «Ш».

Буква Ё

1. Посмотри на букву «Ш»: буква очень хороша,

Потому что из неё можно сделать «Е» и «Ё».

2. Только «Е» передохнула, как тотчас же на нее

Пара птенчиков вспорхнула – получилась буква «Ё».

Буква Ж

Это – «Ж», а это – «К», целый жук и полжука.

Буква З

«З» - простая завитушка. Везде найдешь ты букву «З» -

В заре, в земле, в морозе, в алмазе, в розе, в бирюзе.

Буква И

1. «И» надела поясок, поясок наискосок.

2. Молоток я раздобыл, из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек – «три», а какая буква – «И».

Буква Й

«И» глядит укладкою на сестрицу краткую.

Ей понравился берет, у нее такого нет.

Буква Л

«Л» - немножко инвалид: ножка левая болит.

Буква М

1. Взялись за руки друзья и сказали: «Ты да я»

Между тем, получилась буква «М»

2. Вот качели – буква «М»! Здесь качаться можно всем!

3. Мама, глянь-ка! Две горы, словно две родных сестры.

4. Хорошо известно всем, где метро – там буква «М».

Буква О

«О» - как обруч. Захочу – по дороге покачу.

Буква П

1. Букву «П» в спортивном зале перекладиной назвали.

2. Подходящие ворота, проходи, кому охота.

3. Влез на букву озорник: он решил, что «П» - турник.

4. На хоккее, на футболе буква «П» - ворота в поле.

Буква Р

«Р» согнула ручку: с кем пройти под ручку?

Буква С

1. Шел конь, подковами звеня, как буква «С», следы коня.

2. Села мышка в уголок, съела бублика кусок.

Буква У, Ы

Буква «У» - два длинных ушка,

А бедняжка буква «Ы» ходит с палочкой, увы.

Буква Ф

И сейчас же, точно лев, стала фыркать буква «Ф»

Буква Х

Буква «Х» все ходит, ходит – места, что ли не находит?

Буква Ч

Буква «Ч» сказала: «Есть!», отдала кому-то честь.

Буквы Щ и Ц

Вот какие «Щ» и «Ц» - с коготочком на конце,

Коготок-царапка, как кошачья лапка.

Буква Ъ

1. Молчаливый твердый знак не произносится никак!

Его учить придется вам:

Хотите – не хотите, стоит он в алфавите.

2. Мягкий знак живет беспечно, он без кепки ходит вечно.

А упрямый твердый знак кепку носит только так!

Буква Ь

Он очень вежлив, мягкий знак. Не любит споров он и драк.

Он всем старается помочь. Он в слове «мать», и в слове «дочь»,

И в тихом лунном слове «ночь».

Буква Ю

Чтобы «О» не укатилось, крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось: получилась буква «Ю».

Буква Я

«Я» бродила с рюкзаком, путешествуя пешком.

 

Упражнения, направленные

на развитие зрительного (буквенного) анализа и синтеза:

 

«Сложи букву». Ребенку предлагается сложить (сконструировать) нужную букву из палочек, спичек, карандашей, а также из отдельных элементов (например, вырезанных из картона, выполненных на прозрачном материале путем наложения).

 

 

«Переделай букву». Ребенку предлагается реконструировать букву из одной в другую. Сначала это выполняется ребенком в наглядно-действенном плане, а затем в умственном.

Ы – Ь – Ъ – Б – В – З; Т – Г – П – Н – И; Ж – Х – К; А – Д – Л – М;

т – п – р – г; и – ш – ц – щ; д – в – о – а – б.

 

«Исправь ошибку». Перед ребенком вывешивается (выкладывается) лист с изображением всех элементов, из которых могут состоять буквы, и раздаются наборы этих элементов, вырезанные из картона. Взрослый показывает ребенку карточку, на которой изображена фигурка из определенных элементов букв (элементы должны быть те же, что и у буквы, изучаемой на данном занятии, но неверно расположенные). Ребенок должен показать элементы, составляющие эту фигуру, и из набора элементов сложить правильную букву.

 

«Составь букву». Ребенку дается карточка, которая разделена на квадраты. В каждом квадрате находится существующий или похожий на него элемент букв. Взрослый называет одну из изучаемых букв и дает задание ребенку зачеркнуть карандашом все элементы, которые составляют эту букву.

 

«Что лишнее?». Ребенку предлагаются карточки, на которых написаны изучаемые буквы с пририсованными слева, справа, сверху или снизу определенными элементами. Ребенок должен узнать «зашифрованные» буквы и сказать, с какой стороны какой элемент лишний.

 

«Строение букв». Ребенку предлагается определить количество элементов в конкретной букве и поднять соответствующую цифру.

 

«Сравни буквы». Ребенку должен в дифференцируемых буквах найти общий элемент (элементы) и показать (нарисовать) его.

 

«Что случилось?». Из приведенного ниже стихотворения, назвать буквы, с которыми произошли изменения. Рассмотреть элементы, из которых они состоят. Записать эти буквы в измененном и правильном виде:

Что случилось? Что случилось?

С печки азбука свалилась.

Больно вывихнула ножку прописная буква М,

Т ударилась немножко, Ж рассыпалась совсем!

Потеряла буква Ю перекладину свою!

Очутилась на полу, поломала хвостик У.

Ф бедняжку так раздуло, не прочесть ее никак!

Букву Р перевернуло – превратило в мягкий знак!

Буква С совсем сомкнулась, превратилась в букву О.

Буква А, когда очнулась, не узнала никого! (С. Михалков)

На заключительном этапе работы можно перейти к письменным упражнениям. Перед записью каждой буквы, слога, слова и т.д. ребенок должен сказать, какую из «сомнительных» букв он собирается написать и как. Такие  предварительные «отчеты» очень важны для предупреждения ошибочного написания букв, без чего невозможна выработка правильных и устойчивых зрительно-двигательных стереотипов слов. Основной принцип всех письменных упражнений состоит в том, чтобы в процессе их выполнения вообще не допускать ошибок, а не исправлять уже сделанные.

 

М. Р. Головня,

учитель-логопед высшей кв. категории

МАДОУ «Верхнекетский детский сад»

 

Верхнекетского района Томской области.