Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Верхнекетский детский сад»
Верхнекетского района Томской области
Пернатые соседи
Познавательный, практико-ориентированный, среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста
Подготовили:
Воспитатель 1 кв. категории Т.В. Петелина,
учитель-логопед 1кв.категории М.Р. Головня
р.п. Белый Яр- 2018
Актуальность
Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Проблема нашего поколения состоит в том, что дети мало общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, поэтому мы поговорим о птицах. Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты из их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.
Цель:
Развивать интерес к жизни птиц.
Задачи:
1.Изучить особенности жизни, внешнего вида и среды обитания птиц.
2.Продолжать наблюдения за городскими птицами, развивать любознательность в процессе наблюдений.
3.Уточнить и систематизировать представления детей о способах гнездования птиц и выведения птенцов.
4.Активизировать познавательную и самостоятельную деятельность детей.
5.Продолжать активизировать словарь, пополнять словарный запас.
6.Воспитывать эмоционально-положительное отношение к пернатым.
Вид проекта: Познавательный, практико-ориентированный. среднесрочный групповой.
Участники проекта Педагоги, дети группы «Солнышко», родители воспитанников.
Этапы проекта I этап - подготовительный
II этап- основной
III этап- итоговый
Прогнозируемый результат:
· Дети больше узнали о птицах, представления и знания систематизировались
· Создание атмосферы общности интересов, партнерских отношений
· Интерес к энциклопедическим знаниям у детей
· Способность сравнивать, делать выводы, высказывать свои суждения
· Осознанное гуманное отношение к птицам.
Этап |
Наименование мероприятия |
Цель, задачи мероприятия |
I этап |
1.Обсуждение темы проекта с детьми. 2. Выявление заинтересованности детей темой методом трёх вопросов. (Что мы знаем про это? Что хотим узнать? Что надо сделать, чтобы это узнать?) 3.Разработка конспектов и вопросов для проведения бесед, ситуативных разговоров. 4.Сбор необходимой информации, подбор дидактического и наглядного материала, видеоматериалов и литературы. 5.Информирование родителей о предстоящем проекте. |
-создать условия для реализации проекта, исходя из поставленных задач
|
II этап |
1.Беседа «В некотором царстве»
2.Просмотр компьютерной презентации «Кто такие птицы?»
3.Рассказ воспитателя «Кого называют пернатыми?»
4.Литературная гостиная: -чтение пословиц, поговорок и примет о птицах -чтение с детьми сказок, в которых встречаются сказочные птицы «Конёк-горбунок», «Царевна-лебедь», «Финист-ясный сокол» и др.
-чтение рассказов: Н. Сладков «Клест и дятел», Н. Петрова «Птичья елка», Г. Снегирёв «Птицы наших лесов», В. Бианки «Синичкин календарь», чтение и обсуждение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой», А. Александрова «Столовая для птиц»
5.Художественное -эстетическое творчество: - рисование «Сказочная птица», «Совушка-Сова», «Снегирь» - лепка «Жар-птица» - аппликация «Синица» - мастер-класс с родителями (изготовление птиц из ниток)
6.Беседа с использованием компьютерной презентации «Кто такие птицы?» (продолжение)
7. Слушание голосов птиц ( кукушка, синица, соловей, свиристель, скворец и т. д.).
8.Занятие «Зиновий-синичник» русский народный праздник.
9.«Кормушки для зимующих птиц»
10.Составление рассказов детей и родителей на тему «Зимующие птицы»
11.Рассказ воспитателя с использованием иллюстраций «Значение птиц в природе и жизни человека»
12.Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная поликлиника»
13.Игровая деятельность: «Доскажи словечко», «Кормушка», «Зимующие и перелетные», «Прилетели птицы», «Сосчитай птиц», «Есть-нет», «Ворона и воробьи».
14. Разучивание сценки «Как сорока клеста судила»
|
-рассказать детям о классификации живых организмов на царства, виды; о том, что птицы относятся к Царству Животных.
-познакомить детей с типами развития птенцов птиц -способами гнездования -правилами поведения при нахождении птенца, выпавшего из гнезда
-познакомить детей с особенностями строения тела птицы, её перьевого покрова -с различными видами перьев и их значением -функцией перьев у водоплавающих птиц -выяснить опытным путём смысл поговорки "Как с гуся вода"
-познакомить детей с малыми народными фольклорными формами о птицах -обсудить смысл пословиц -рассказать, как возникают народные приметы - познакомить детей с произведениями российских писателей о птицах. -рассмотреть иллюстрации, найти отличия и сходства реальных и сказочных птиц
-познакомить с художественной литературой русских писателей.
-изображать сказочную птицу по замыслу -продолжать развивать дружеские отношения между детьми в процессе совместного творчества,
-рассказать детям о способах питания птиц (зерноядные, насекомоядные, хищники) -продолжать развивать диалогическую речь
-познакомить детей с голосами птиц
-дать детям представление о русском народном празднике «Зиновий-синичник» через заклички, поговорки, приметы, игры.
-учить детей рассматривать сюжетную картину; -учить составлять рассказ по картине; -упражнять в умении отвечать на вопросы воспитателя, используя в речи предложения.
-закрепить знания и представления по теме -учить давать развёрнутый ответ на вопрос -аргументировать свой ответ
-познакомить детей со значением птиц для сообщества леса -распространении семян -сельском хозяйстве -пищевой промышленности
-в процессе подготовки к игре познакомить детей с работой ветеринара -воспитывать сострадание к больным животным -продолжать развивать диалогическую речь
-актуализация словаря по теме «зимующие птицы» - развитие связной, диалогической речи -развитие творческого воображения.
|
III этап |
1.Викторина «Что ты знаешь о птицах?» 2. Изготовление с детьми корма для птиц. 3..Изготовление кормушек совместно с родителями, кормление птиц на улице.
|
-обобщить знания детей о птицах.
-воспитывать осознанное бережное отношение к пернатым. |
Занятие
1
Тема: Путешествие в сказку «Как сорока клеста судила»
Программное содержание: Актуализация словаря по теме «зимующие птицы». Развитие связной, диалогической речи. Развитие мышления, памяти. Развитие творческого воображения. Закрепить и углубить представления детей о зимующих птицах, их повадках, голосах, внешнем виде и питании зимой. Воспитывать гуманное отношение детей ко всему живому, чувство милосердия, закладывать основы экологической культуры личности.
Оборудование: иллюстрации к сказке, картинки с изображением птиц, кассета с классической музыкой Чайковского «Святки» (декабрь), из цикла «Времена года»,кассета с записями голосов птиц.
Предварительная работа: Беседы на занятиях, наблюдение на прогулке за поведением птиц. Слушание кассет с классической музыкой и голосами птиц. Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы (стихи, загадки, пословицы, поговорки). Знакомство со сказкой «Как сорока клеста судила».
Организационный момент:
Логопед читает стихотворение О. Высотской «Мастерица зима»:
Пришла зима, хлопочет:
Укутала в снега
Все кочки и пенечки,
Скамейки и стога.
Зима велела дубу накинуть пышный мех,
На ель надела шубу,
Тепло укрыла всех.
Краснеют свиристели
На веточках берез.
Они не улетели.
А выдержат мороз?
Ребята, а какие еще птицы выдержат мороз? Отгадайте загадки.
Эта птица-непоседа
Одного с березой цвета.
Кто это? (сорока)
Она маленькая птичка,
И зовут ее … (синичка)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Кто это? (снегирь)
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно ты будешь мой! (дятел)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит.
Голоском речистым, чистым
Клее-кле-кле – поет со свистом? (клест)
Ребята, на прошлом занятии я вам рассказывала сказку «Как сорока клеста судила», давайте вспомним ее.
На доску выставляется иллюстрация. Дети вспоминают сказку. На доску выставляется иллюстрация и картинки птиц. Затем логопед предлагает детям разыграть сценку из сказки, кто хочет быть сорокой, клестом, снегирем, свиристелем, синицей, дятлом, совой.
Сказка «Как сорока клеста судила».
Ведущий: В зимнем лесу тишина. Вдруг – шум, хлопанье крыльев, трескотня. Это сорока-белобока прилетела и села на ветку ели, стряхнула с неё снег и затрещала, застрекотала. Из-под тяжелой еловой лапы выглянул клест.
Клест: -Слушай, не шуми, не трещи! Не пугай моих птенцов!
Сорока: -Что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клест, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено весной выводить. Эй, птицы, слетайтесь все сюда! Клеста судить будем за нарушение лесных порядков.
Ведущий: -Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец-снегирь и уселся на ветку рябины.
Снегирь: -Что за шум? За что клеста судить? – спросил он.
Клест: - Да вот, сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.
Снегирь: - И холодов не боишься?
Клест: - Нет. Мы гнездо делаем очень толстое, из мелких веточек, утепляем его шерстью, перьями, прячем среди еловых веток. Туда и откладываем яйца.
Ведущий: -Тут рядом со снегирём приземлился свиристель.
Свиристель: - А вдруг даже в таком теплом гнезде яйца замерзнут?
Клест: - Нет, самка сидит на яйцах полмесяца , своим теплом согревает.
Синица: - А как же она питается?
Клест: - Я ей семена из еловых шишек ношу, почки елки и березы.
Дятел: - Молодцы, клесты! Не страшатся морозов. Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы! И питание у них правильное – так же любят еловые семена, как и я.
Сова: - Я хоть и плохо вижу днем, зато все хорошо слышу. Молодцы клесты! К весне их птенцы на крыло встанут. А знаете, сколько елок вырастет из семян, что они уронили?
Снегирь: - Не права ты, сорока.
Синица: - Трещишь без толку.
Дятел: - Не за что клеста судить
Ведущий: - Тут все птицы зашумели, загалдели. А сорока махнула на них крылом и улетела.
Вопросы к сказке.
Ребята, а как вы думаете, почему клесты выводят птенцов зимой? (Потому что они не боятся морозов, потому что у них скрещенный клюв, который помогает добывать корм.)
А чем питается клест? (Семенами из шишек, почками березы и ели.)
Динамическая пауза
Зимой птицам холодно и голодно, давайте мы с вами полетаем, чтобы согреться и поискать корм. Звучит классическая музыка П.И.Чайковского «Святки» (декабрь) из цикла «Времена года» (дети свободно двигаются «летают»).
Продолжает звучать музыка.
Воспитатель. Холодно птицам зимой, голодно. А чем мы с вами можем помочь нашим пернатым друзьям? (Устроить для них кормушку.) Мы для птиц сделаем птичью столовую, положим в нее корм и определим какие птицы прилетят. (На фланелеграф выставляется рисунок кормушки с картинками корма, кладутся картинки с изображением зимующих птиц.) Дети определяют название корма и птиц, которые им питаются. Картинки с птицами выставляются в «столовую».
Итог: если птицы сыты, то им не страшны морозы, птицы будут активны и весело щебетать свои песенки.
Игра «Определи птицу по ее пению».
Дети слушают кассету с записями голосов птиц, дают названия птицам. (Воробей, ворона, синица, сова, дятел, галка, сорока, свиристель, снегирь, клест.)
Игра «Найди ошибку художника»
Детям предлагаются рисунки, на которых художник допустил ошибки в изображении или окрашивании птиц, для исправления допущенных ошибок.
Итог занятия.
Птицы – наши друзья. Они делают нашу жизнь красивее и богаче; приносят огромную пользу, уничтожая вредителей, распространяя семена растений и деревьев. Будем же и мы к ним милосердны, заботясь о них, когда им нужна наша помощь.