Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Верхнекетский детский сад»

Верхнекетского района Томской области

 

 

 

Пернатые соседи

Познавательный, практико-ориентированный, среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста

 

 

Подготовили:

Воспитатель 1 кв. категории Т.В. Петелина,

учитель-логопед 1кв.категории М.Р. Головня

 

 

 

р.п. Белый Яр- 2018

 

 

Актуальность

Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Проблема нашего поколения состоит в том, что дети мало общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, поэтому мы поговорим о птицах. Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты из их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.

Цель:        

Развивать интерес к жизни птиц.

Задачи:

1.Изучить особенности жизни, внешнего вида и среды обитания птиц.

2.Продолжать  наблюдения за городскими птицами, развивать любознательность в процессе наблюдений.

3.Уточнить и систематизировать представления детей о способах гнездования птиц и выведения птенцов.

4.Активизировать познавательную и самостоятельную деятельность детей.

5.Продолжать активизировать словарь, пополнять словарный запас.

6.Воспитывать эмоционально-положительное отношение к пернатым.

Вид проекта: Познавательный, практико-ориентированный.   среднесрочный  групповой.

Участники проекта  Педагоги,  дети группы «Солнышко»,  родители воспитанников.

Этапы проекта I этап - подготовительный  

                             II этап- основной 

                             III этап- итоговый 

Прогнозируемый результат:

·         Дети больше узнали о птицах, представления и знания систематизировались

·         Создание атмосферы общности интересов, партнерских отношений

·         Интерес  к энциклопедическим знаниям  у детей

·         Способность сравнивать, делать выводы, высказывать свои суждения

 

·         Осознанное гуманное  отношение к птицам.

  • Этап

    Наименование мероприятия

    Цель, задачи мероприятия

    I  этап

    1.Обсуждение темы проекта с детьми.

    2. Выявление заинтересованности детей темой методом трёх вопросов. (Что мы знаем про это? Что хотим узнать?

    Что надо сделать, чтобы это узнать?)

    3.Разработка конспектов и вопросов   

    для  проведения бесед, ситуативных разговоров.

    4.Сбор необходимой информации, подбор дидактического и наглядного материала, видеоматериалов и литературы.

    5.Информирование родителей о предстоящем проекте.

    -создать условия для  реализации проекта, исходя из поставленных задач

     

    II этап

    1.Беседа

    «В некотором царстве»

     

     

     

     

     

    2.Просмотр компьютерной презентации «Кто такие птицы?»

     

     

     

     

     

    3.Рассказ воспитателя

    «Кого называют пернатыми?»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4.Литературная гостиная:

    -чтение пословиц, поговорок и примет о птицах

    -чтение с детьми сказок, в которых встречаются сказочные птицы «Конёк-горбунок», «Царевна-лебедь», «Финист-ясный сокол» и др.

     

     

     

     

     

    -чтение рассказов: Н. Сладков «Клест и дятел», Н. Петрова «Птичья елка», Г. Снегирёв «Птицы наших лесов»,

    В. Бианки «Синичкин календарь»,

    чтение и обсуждение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»,

    А. Александрова «Столовая для птиц»

     

     

    5.Художественное -эстетическое творчество:

    - рисование «Сказочная птица», «Совушка-Сова», «Снегирь»

    - лепка «Жар-птица»

    - аппликация  «Синица»

    - мастер-класс с родителями (изготовление птиц из ниток)

     

    6.Беседа  с использованием компьютерной презентации

    «Кто такие птицы?» (продолжение)

     

     

     

    7. Слушание  голосов птиц  ( кукушка, синица, соловей, свиристель, скворец

     и т. д.).

     

     

    8.Занятие «Зиновий-синичник» русский народный праздник.

     

     

     

    9.«Кормушки для зимующих птиц»

     

     

     

     

     

     

     

    10.Составление рассказов детей и родителей на тему «Зимующие птицы»

     

     

     

     

     

    11.Рассказ воспитателя с использованием иллюстраций «Значение птиц в природе и жизни человека»

     

     

     

    12.Сюжетно-ролевая игра

    «Ветеринарная поликлиника»

     

     

     

     

     

     

    13.Игровая деятельность: «Доскажи словечко», «Кормушка», «Зимующие и перелетные», «Прилетели птицы», «Сосчитай птиц», «Есть-нет»,

    «Ворона и воробьи».

     

    14. Разучивание сценки «Как сорока клеста судила»

     

    -рассказать детям о классификации живых организмов на царства, виды; о том, что птицы относятся к Царству Животных.

     

     

     

    -познакомить детей с типами развития птенцов птиц

    -способами гнездования

    -правилами поведения при нахождении птенца, выпавшего из гнезда

     

    -познакомить детей с особенностями строения тела птицы, её перьевого покрова

    -с различными видами перьев и их значением

    -функцией перьев у водоплавающих птиц

    -выяснить опытным путём смысл поговорки "Как с гуся вода"

     

     

    -познакомить детей с малыми народными фольклорными формами о птицах

    -обсудить смысл пословиц

    -рассказать, как возникают народные приметы

    - познакомить детей с произведениями российских писателей о птицах.

    -рассмотреть иллюстрации, найти отличия и сходства реальных и сказочных птиц

     

    -познакомить с художественной литературой русских писателей.

     

     

     

     

     

     

     

    -изображать сказочную птицу по замыслу

    -продолжать развивать дружеские отношения между детьми в процессе совместного творчества,

     

     

     

     

    -рассказать детям о способах питания птиц (зерноядные, насекомоядные, хищники)

    -продолжать развивать диалогическую речь

     

    -познакомить детей с голосами птиц

     

     

     

     

    -дать детям представление о русском народном празднике «Зиновий-синичник» через заклички, поговорки, приметы, игры.

     

    -учить детей рассматривать сюжетную картину;

    -учить составлять рассказ по картине;

    -упражнять в умении отвечать на вопросы воспитателя, используя в речи  предложения.

     

     

    -закрепить знания и представления по теме

    -учить давать развёрнутый ответ на вопрос

    -аргументировать свой ответ

     

     

    -познакомить детей со значением птиц для сообщества леса

    -распространении семян

    -сельском хозяйстве

    -пищевой промышленности

     

    -в процессе подготовки к игре познакомить детей с работой ветеринара

    -воспитывать сострадание к больным животным

    -продолжать развивать диалогическую речь

     

     

     

     

     

     

     

    -актуализация словаря по теме «зимующие птицы»

    - развитие связной, диалогической речи

    -развитие творческого воображения.

     

    III этап

     

    1.Викторина

    «Что ты знаешь о птицах?»

    2. Изготовление с детьми корма для птиц.

    3..Изготовление кормушек совместно с родителями, кормление птиц на улице.

     

     

    -обобщить знания детей о птицах.

     

    -воспитывать осознанное бережное отношение к пернатым.

 
Занятие 1

Тема: Путешествие в сказку «Как сорока клеста судила»

 

Программное содержание: Актуализация словаря по теме «зимующие птицы». Развитие связной, диалогической речи. Развитие мышления, памяти. Развитие творческого воображения. Закрепить и углубить представления детей о зимующих птицах, их повадках, голосах, внешнем виде и питании зимой. Воспитывать гуманное отношение детей ко всему живому, чувство милосердия, закладывать основы экологической культуры личности.

 

Оборудование: иллюстрации к сказке, картинки с изображением птиц, кассета с классической музыкой Чайковского «Святки» (декабрь), из цикла «Времена года»,кассета с записями голосов птиц.

 

Предварительная работа: Беседы на занятиях, наблюдение на прогулке за поведением птиц. Слушание кассет с классической музыкой и голосами птиц. Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы (стихи, загадки, пословицы, поговорки). Знакомство со сказкой «Как сорока клеста судила».

 

Организационный момент:

Логопед читает стихотворение О. Высотской «Мастерица зима»:

Пришла зима, хлопочет:

Укутала в снега

Все кочки и пенечки,

Скамейки и стога.

Зима велела дубу накинуть пышный мех,

На ель надела шубу,

Тепло укрыла всех.

Краснеют свиристели

На веточках берез.

Они не улетели.

А выдержат мороз?

 

Ребята, а какие еще птицы выдержат мороз? Отгадайте загадки.

Эта птица-непоседа

Одного с березой цвета.

Кто это? (сорока)

 

Она маленькая птичка,

И зовут ее … (синичка)

 

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

Кто это? (снегирь)

 

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно ты будешь мой! (дятел)

 

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит.

Голоском речистым, чистым

Клее-кле-кле – поет со свистом? (клест)

 

Ребята, на прошлом занятии я вам рассказывала сказку «Как сорока клеста судила», давайте вспомним ее.

На доску выставляется иллюстрация. Дети вспоминают сказку. На доску выставляется иллюстрация и картинки птиц. Затем логопед предлагает детям разыграть сценку из сказки, кто хочет быть сорокой, клестом, снегирем, свиристелем, синицей, дятлом, совой.

 

Сказка «Как сорока клеста судила».

Ведущий: В зимнем лесу тишина. Вдруг – шум, хлопанье крыльев, трескотня. Это сорока-белобока прилетела и села на ветку ели, стряхнула с неё снег и затрещала, застрекотала. Из-под тяжелой еловой лапы выглянул клест.

Клест: -Слушай, не шуми, не трещи! Не пугай моих птенцов!

Сорока: -Что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клест, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено весной выводить. Эй, птицы, слетайтесь все сюда! Клеста судить будем за нарушение лесных порядков.

Ведущий: -Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец-снегирь и уселся на ветку рябины.

Снегирь: -Что за шум? За что клеста судить? – спросил он.

Клест: - Да вот, сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.

Снегирь: - И холодов не боишься?

Клест: - Нет. Мы гнездо делаем очень толстое, из мелких веточек, утепляем его шерстью, перьями, прячем среди еловых веток. Туда и откладываем яйца.

Ведущий: -Тут рядом со снегирём приземлился свиристель.

Свиристель: - А вдруг даже в таком теплом гнезде яйца замерзнут?

Клест: - Нет, самка сидит на яйцах полмесяца , своим теплом согревает.

Синица: - А как же она питается?

Клест: - Я ей семена из еловых шишек ношу, почки елки и березы.

Дятел: - Молодцы, клесты! Не страшатся морозов. Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы! И питание у них правильное – так же любят еловые семена, как и я.

Сова: - Я хоть и плохо вижу днем, зато все хорошо слышу. Молодцы клесты! К весне их птенцы на крыло встанут. А знаете, сколько елок вырастет из семян, что они уронили?

Снегирь: - Не права ты, сорока.

Синица: - Трещишь без толку.

Дятел: - Не за что клеста судить

Ведущий: - Тут все птицы зашумели, загалдели. А сорока махнула на них крылом и улетела.

Вопросы к сказке.

Ребята, а как вы думаете, почему клесты выводят птенцов зимой? (Потому что они не боятся морозов, потому что у них скрещенный клюв, который помогает добывать корм.)

А чем питается клест? (Семенами из шишек, почками березы и ели.)

 

Динамическая пауза

Зимой птицам холодно и голодно, давайте мы с вами полетаем, чтобы согреться и поискать корм. Звучит классическая музыка П.И.Чайковского «Святки» (декабрь) из цикла «Времена года» (дети свободно двигаются «летают»).

 

Продолжает звучать музыка.

Воспитатель. Холодно птицам зимой, голодно. А чем мы с вами можем помочь нашим пернатым друзьям? (Устроить для них кормушку.) Мы для птиц сделаем птичью столовую, положим в нее корм и определим какие птицы прилетят. (На фланелеграф выставляется рисунок кормушки с картинками корма, кладутся картинки с изображением зимующих птиц.) Дети определяют название корма и птиц, которые им питаются. Картинки с птицами выставляются в «столовую».

Итог: если птицы сыты, то им не страшны морозы, птицы будут активны и весело щебетать свои песенки.

 

Игра «Определи птицу по ее пению».

Дети слушают кассету с записями голосов птиц, дают названия птицам. (Воробей, ворона, синица, сова, дятел, галка, сорока, свиристель, снегирь, клест.)

 

Игра «Найди ошибку художника»

Детям предлагаются рисунки, на которых художник допустил ошибки в изображении или окрашивании птиц, для исправления допущенных ошибок.

 

Итог занятия.

 

Птицы – наши друзья. Они делают нашу жизнь красивее и богаче; приносят огромную пользу, уничтожая вредителей, распространяя семена растений и деревьев. Будем же и мы к ним милосердны, заботясь о них, когда им нужна наша помощь.